Дворцы Петербурга. 19. Зимний дворец

   Зимний дворец (в 1918-1943 годах -  Дворец Искусств), Петербург –
главный императорский  дворец России, расположенный по адресу: 
Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38, Санкт-Петербург.
   Нынешнее здание дворца (пятое!) построено в 1754-1762 годах, как велели,
русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли 
в стиле пышного елизаветинского барокко – именно в таких манерах -
с элементами французского рококо - в интерьерах.
   Начиная с советского времени в стенах дворца размещена
основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год (почти 150 лет даже) -
Эрмитаж использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.
В 1904 году  Япония показала в войне с Россией свой норов.
Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе.
С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь (лечил в I мировой войне).
С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство 1917 года.
В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции,
разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.
 
   Предшествующие Зимние дворцы.
Всего за период 1711-1764 годов в городе на разных участках возводилось пять зимних дворцов.
Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году
недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме с виидом на Неву.

   Первый Зимний дворец - Свадебные палаты Петра I.
Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей 
(на месте нынешнего Эрмитажного театра, что теперь первого дворца выше).
В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» -
небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей.
    В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I.
Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга  - в истории города первого -
Александра Даниловича Меншикова –
к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны – не видал ещё Петербург подарка такого!

   Второй Зимний дворец - дворец Петра I у Зимней канавки.
В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя
приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки
(которую тогда называли «Зимнедомным каналом» - не зря).
   В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю.
В пользе её  не сомневался.
В 1725 году в этом же дворце Пётр Великий  скончался.

  Третий Зимний дворец - дворец Анны Иоанновны.
Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким,
видным с Невы еле-еле,
 и в 1731 году поручила его перестройку Бартоломео Франческо Растрелли –
Варфоломей Варфоломеевичу (Бартоломео) Растрелли,
который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца.
По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте задуманного дворца
ещё и дома, принадлежавшие Морской Академии,  графу Апраксину, 
Рагузинскому и Чернышёву.
   Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены
и в 1732 году началось строительство – прямо с весны.
   Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону»,
то есть на Дворцовую площадь для наблюдения на площади различного чудодейства.
В 1735 году строительство дворца было завершено и Анна Иоанновна переехала в него на жительство.
    Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален,
галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, вид которых уникален,
служебные и караульные помещения,
а также комнаты дворцовой канцелярии - создали без сомнения. 
  Практически сразу дворец начал перестраиваться, не всем он был удобен и нужен.
к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен.
   Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны 
с принцем Антоном-Ульрихом, желавшими насладиться здесь всласть.
После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича,
который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла в свои руки власть.
   При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений,
в результате к 1750 году он «представлял вид пёстрый, грязный, недостойный места  им занимаемого,
и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству,
а другим к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне и принимаема».
   1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего
были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского.
   На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса в присущем Дворцу стиле.
По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим
и быть оформлены с ними в едином стиле.
     В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров.
Растрелли был вынужден переделывать проект здания,
после чего решил строить его в новом месте – лучшее архитектурное создание.
   Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца.
В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново.
По предложению творца
новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года,
она послушала мудреца:
     «Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров
и отправления при Дворе во уречённые дни праздничных обрядов,
по великости нашего императорского достоинства,
но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может,
для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец
с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить,
на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублёв,
какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно.
Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить,
из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно,
считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно,
дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению.

    Четвёртый (временный) Зимний дворец.
   Он построен Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки в 1755 году.
Был разобран в 1762 году.

   Пятый (существующий) Зимний дворец.
   Построен по  проекту Растрелли.
С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в ныне здания Зимнего дворца,
ставшего в те годы самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге – шедевр творца!
   Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца –
порядка 60 000 квадратных метров. 
Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства. Закон жизни был суров.   
   Принимал работу уже Пётр III - 6 апреля 1762 года.
Но Петра III свергли с престола  летом 1762 года.
Окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II в последующие года.
     Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли.
Она желала выполнения работ точного; и особенно - точного и изящного немецкого.
Отделкой интерьеров дворца поэтому занимались архитекторы 
Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого*.
   Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна –
Солнца лики.
В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки.
   По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца
самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву –
по задумке творца!

    Зимний дворец при Екатерине II.
В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца.
В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал»,
перед ним появилось помещение для ожидания - «Белый зал».
    Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет».
За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем» императрицы.
Кроме того, она приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар,
две спальни и богатую уборную, как для любимой птицы.
   В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин – живописи
общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи 
Йоханна Эрнста Гоцковского, принадлежащих торговцу и коллекционеру, -
в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову  .
   Из этих 317 картин в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века,
который был от покупателей не свободен,
переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа,
сегодня сохранилось по меньшей мере 96 полотен.
    Картины размещались в уединённых апартаментах дворца,
получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения);
с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.
В 1783 году по указу Екатерины был произведён слом дворцового театра – не по совету творца.
   В 1790-х годах по указу Екатерины II,
которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои,
была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом - «Аполлонов зал»,
при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты, не беспокоя.
    Тогда же Кваренги возводит и открывает в 1795 году новый «Тронный (Георгиевский)» зал.
На месте бывших растреллиевских пяти залов Антикамер были созданы: Аванзал, Концертный зал
и Мраморная галерея (Большой аванзал)
   По проекту К.И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею в 1826 году,
в которой разместились написанные Дж. Доу в течение почти 10 лет  330 портретов генералов -
участников войны 1812 года – один из лучших тех памятных времён  военных залов.
    В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил залы «Петровский»,
«Гербовый» и «Фельдмаршальский».
       После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры,
всё восстанавливали архитекторы.
      Запасные половины Зимнего дворца.
Впервые название «Запасная половина Зимнего дворца» появилось
в процессе восстановления после пожара.
Каждая запасная половина включала необходимый набор помещений -
для временного проживания гостей Высочайшего двора.
    Как правило, в запас переходили половины,
ранее занимаемые членами императорской семьи во время их там жизни,
покинувшими затем Зимний дворец по причине замужества
или переезда в другие дворцы, а также ушедшими из жизни.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города -
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо -
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
________
*Иван Иванович Бецкой (также Бецкий), 1704 (Стокгольм) -1795 (Санкт-Петербург),  деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии художеств (1763-1794), инициатор создания Смольного института (1764) и Воспитательных домов в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) с госпиталем для рожениц. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве. Путём воспитания Бецкой стремился создать «новую породу людей» - дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством.


Рецензии