Цикл Люди русской земли Андрей Боголюбский
беспощадный. Те, которые замышляют у нас всевозможные
перевороты… и не знают нашего народа, или уж люди
жестокосердные, коим чужая головушка – полушка, да и
своя шейка – копейка.
А.С.Пушкин Капитанская дочка
Происхождение, облик, характер
Лицом красив был князь. Широкоплечий, гибкий.
Его тугой любимый лук не всяк мог натянуть.
На сечу выйти с ним лишь дерзкий мог рискнуть.
Монгольский тип лица – придумка и ошибка.(1)
Простим. Скрижали времени не просто распахнуть.
Любитель книг был прозорлив и быстроумен.
Какими б ни были резня, штурм, бой, переполох,
в борьбе немыслимо застать его врасплох,
спокоен он, силён, бесстрашен и разумен.
Как воевода и стратег сын Юрьев был неплох.
Свободно говорил на нескольких наречьях.
Лишь раз, наперекор отцу, пошёл своим путём.
Был в переписке с легендарным королём.(2)
Бояр не приближал. Был с чернью человечен,
поэтому для русичей стал подлинным вождём.(3)
Писали в летописях - князь похож на деда,(4)
в его происхождении смешение кровей.(5)
Любил он не войну, а умные беседы,
повсюду успевал подвижный непоседа,
за двадцать лет создал десятки каменных церквей.(6)
1). Из-за происхождения матери профессор М.М.Герасимов совершил ошибку, придав его скульптурному портрету монголоидные черты, поскольку в 40-е годы прошлого века , считалось, что среди половцев доминирует монголоидный расовый тип. Однако и арабские, и китайские источники утверждают, что у половцев тип лица был европеоидным, а волосы – светлыми. Само название «половцы» происходит от слова
«полова» ( отходы соломы), то есть волосы были соломенными или рыжими.
( Кстати, в летописном описании Андрей был тоже кудряв, что совершенно не сообразуется с типом волос монголоидной расы).
2). Фридрих I Барбаросса – король Священной Римской империи, легендарная, знаковая для Европы личность.
3). Во Владимиро-Суздальском княжестве князь Андрей был не только хозяином, но и
любимцем народа. О нём говорили: - Сам готов спать на соломе, а Богу возводит белокаменные обители. Когда стало известно о его гибели, простые владимирцы его очень
оплакивали, в отличие от враждебно настроенных бояр.
4). Дедом Андрея Боголюбского был Владимир Мономах, который « лицом был красен, очи очень велики, волосы рыжеваты и кудрявы. Чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик.» В последнем медико – криминалистическом исследовании останков А.Боголюбского, осуществлённом профессором В.Н.Звягиным, подтвердились летописные данные о росте князя – от 172 до 174 см. Это среднее значение для мужчин ХI-XIII веков, то есть тоже, как и дед, « не вельми велик.»
5). Прапрадед Ярослав Мудрый – русич, прапрабабка – его жена шведка Ингигерд, прабабка – гречанка, жена Всеволода Ярославича, дед – полугрек Владимир Мономах,
бабка – дочь англосаксонского короля Харальда Гида, мать – половчанка, дочь хана
Аепы.
6). За свою жизнь Андрей Боголюбский соорудил более 30 белокаменных храмов, что было невероятно смелым и рискованным строительством. Белый камень был привозным. На средства, которые он тратил на строительство одного такого храма, можно было возвести 5-6 кирпичных соборов.
Первые известия о самом надёжном сыне Юрия Долгорукого
Князю Андрею было далеко за тридцать.
Послушный верный сын отца, не требовал наград.
Отец шёл в Луцк, в слепой борьбе за стольный град,
ему в мечтах и снах мерещилась столица.
Сын свыкся с риском и опасностью военных страд.(1)
Владимир, Изяславов брат (2) в Волыни княжил.
У Луцка меж соперниками завязался бой.
дружинники рубились пёстрою толпой,
князь небывалой удалью собратьев взбудоражил.
Была донельзя дерзостной его борьба с судьбой.
Он вырвался вперёд и угодил в капкан,
в кольцо безжалостных врагов, под злобные глаза.
Вокруг металла звон, чужие голоса!
Сражался князь свирепо, люто, как берсерк – норманн,(3)
врагов косил, как богатырь, являя чудеса.
На храбреца со стен, как дождь, летели камни.
Враги метали тучу стрел. Под ним был ранен конь,
повреждена кольчуга, бармица(4), и бронь.(5)
Он, будто, побывал не в сече, в урагане!
Два друга рядом. Жив один, но был убит другой.
Рогатина врага уже летела в спину.
Казалось, смерть вот-вот возьмёт беспечного бойца,
но, видимо, хранили князя небеса.
Из битвы вынес конь, хоть сам при этом сгинул.
А всадник выжил. Не достала смертная коса.
Князь всё же победил дружину Изяслава.
Над тихою рекою, в кургане, среди луга
с почётом схоронил каракового(6) друга.
Стол(7) приобрёл отцу, себе – почёт и славу.
Отец гордился сыном. Успех вменял в заслугу.
1). Страда – тяжёлая, напряжённая работа ( военная страда). Производное от слова
«страдать».
2). Изяслав – племянник Юрия Долгорукого, который, как и дядя, претендовал на Киевский престол.
3). Берсе;рк — в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину. Перед битвой берсерки приводили себя в повышенное агрессивное состояние, в сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли.
4). Бармица - сетка, сделанная из тех же колец, что и кольчуга, она укрывала шею воина.
Существует предположение, что князь Андрей получил ранение в шею во время битвы при Луцке 8 февраля 1150 г. Летописи сообщают, что из битвы он вышел без шлема и с поврежденной бармицей. Травма шейных позвонков привела к невозможности наклонять голову вперёд. Из-за этого Андрей голову всегда держал высоко, из-за чего недоброжелатели постоянно обвиняли его в надменности.
5). Бронь - нагрудники, наплечники, наспинники, которыми защищались главные атакуемые места на кольчуге у русских воинов XI века.
6). Караковый ( от тюркского) – темно-коричневая масть коня.
7). Стол – укороченное слово престол ( у европейцев трон). Часто употреблялось в летописях.
Отъезд в Ростов, наперекор отцу
Сел на столичный стол упрямый Долгорукий
и по уделам рассадил любимых сыновей.
Андрея в Вышгороде, в крепость на излуке.(1)
Князь Киев не любил, но не сказал ни звука.
Что возразишь, коль батюшка, великий князь там жить велел?
Он много раз просил отца оставить Киев,
отправиться в привычный безмятежный отчий край,
однако, гордый Юрий Суздаль презирал.
И раздражённый сын решил отца покинуть,
Икону византийскую(2) и меч с собой забрал.(3)
В пути, под Суздалем лошадки прочно встали.
Возницы, как ни бились с ними, дальше не пошли.
Коней сменили. Всуе. Как ни волокли,
они не сдвинулись, как статуи из стали.
Уже темнело. Дворня, слуги устали и ушли.
Заночевали. В полночь, князя удивив,
привиделась, как наяву, Мать Божия со свитком.
Велела строить храмы грановиты,
Владимирский собор, чтоб был прекрасен видом.
Князь понял всё, был набожен, умён и прозорлив.
Андрей потом поставил в этом чудном месте
изящный храм(4) и монастырь, великолепный град.
Соседи изливали реки лживой лести.
Особо чтили образ(5), поистине чудесный,
не раз он князю помогал, когда всё шло вразлад.
Его Владимирская Русь расширила границы.
Хвалили современники: - Андрей - избранник Неба.
Князь трепетно любил свою столицу,
её украсил так, как родичам не снится.
Сюда переезжали за миром, счастьем, хлебом.
1). Излука, излучина - плавный или крутой поворот реки.
2). Историк В.Н.Татищев пишет: Андрей « потерпев некоторое время и оскорбясь делами и весельями отцовыми, за что на отца его негодовали, убравшись, тайно уехал в Белую Русь, взяв с собою из Вышгорода икону пресвятой Богородицы, которую Пирогоща принёс на корабле из Цареграда, и возложил на нее более 30-ти гривен злата, не считая серебра, камней драгоценных и жемчуга великого.» Она сохранилась и известна ныне, как Чудотворная икона Божьей Матери, именуемая Владимирской. Летописи описывают
чудеса, совершённые ею по пути из Вышгорода в Ростовскую землю.
3). По одним свидетельствам меч ранее принадлежал Святому князю Глебу, по другим – его родному брату Святому князю Борису.
4). Один из символов России, храм непревзойдённой красоты, знаменитая церковь Покрова-на-Нерли. Кстати и сам любимый в народе праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен Андреем Боголюбским. В память заступничества Богородицы за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви.
5). Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы
Жестокая месть Андрея киевским боярам за унижение отца
Бояре киевские Юрия убили.
Всего два года довелось держать бедняге власть.
Считали князя чужаком и не любили(1),
разграбили дворец, всю челядь погубили,
позволив яростной толпе насиловать, бить, красть.
Не дали даже схоронить в стенах столицы,
чтоб мог лежать с родным отцом в тиши на вечный срок.
На улицах огонь и ненависть на лицах,
пытались суздальцы сбежать и схорониться…
Невинных многих загубил злой ненасытный рок.
И вновь брат с братом то боролся, то братался.
Андрей был долготерпелив и в распри не влезал.
До смерти Ростислава(2) в Киев не совался.
Но, только сын старинного врага(3) на стол собрался,
Андрей решился отомстить и Киев наказал.
Послал одиннадцать князей в злосчастный Киев.
Страдалец-город пал. Сожжён! Никто не спас!
Мстислав с дружиною бежал, его покинул.
Что было?(4) Мрак и ужас! Готовы слёзы хлынуть,
жестокость к родичам похожа на Донбасс(4).
Быть может, князь Мстиславу(5) не давал наказа
свирепо убивать и жечь(6). Он сам не шёл в поход.
Но происшедшее бесчестием, заразой
легло на жизнь его, как лепра, как проказа.
Все ошибаются! И всё ж, не всех простит Господь…
Судить не можем мы загадочного князя.
Не жили мы тогда и нам ли правду знать?
Могли поведать истину, могли и оболгать.
Нас разделяет уйма лет, нелепо попрекать.
Оценок дать я не могу в коротеньком рассказе.
1). Н.М.Карамзин писал: « Георгий ( крестильное имя Юрия)… не умел заслужить
любви народной… Народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что, узнав о
кончине его, разграбил дворец и сельский дом за Днепром. Граждане, не хотев,
кажется, чтобы тело Георгия лежало рядом с Мономаховым, погребли оное вне города.
2). Ростислав Мстиславич Смоленский, старший двоюродный брат Андрея.
3). Мстислав, сын Изяслава Волынского, с дружиной которого Андрей воевал под
Луцком в феврале 1149 года.
4). Автор имеет ввиду братоубийственную войну в Донбассе, начавшуюся в апреле 2014 г.
5). Мстислав Андреевич, второй сын Андрея Боголюбского, руководивший походом на Киев.
6). Отрывок из Ипатьевской летописи, описывающий разгром Киева:
«...И два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные. Все же это случилось из-за наших грехов».
Почему одни ненавидят князя Андрея Боголюбского, другие – считают Святым?
За что могли бояре князя ненавидеть?
За то, что отстранял от власти, им не доверял.
Привычные порядки без спросу отменял.
Была в боярстве зависть. Могло их разобидеть,
то, что безродных привечал(1), а знатных оттеснял.
Борьба за трон обычна, она стара, как мир.
Когда цель жизни – власть, не в счёт родня и братья,
Интриги и подставы привычны для задир.
Рубили и травили, пригласив на пир.
Поэтому не странно, что князь убит не знатью(2).
Те, кто Андрея славит, имеют свой мотив(3).
Он ненавидел войны, рознь, подлости плоды.
В идею общности Руси вложил свои труды.
Он – собиратель и творец, защитник от беды.
А, главное известно всем – князь был благочестив.
1). Андрей отстранил от себя представителей родовитого Ростовского и Суздальского боярства, изгнал даже «мужей передних» своего отца, а приблизил к себе «служилых
людей» - прообраз будущего дворянства, зависящего от сюзерена, получавшего
блага за верную службу и заметные заслуги.
2). В июне 1174 года Андрей Боголюбский был убит двадцатью заговорщиками,
среди имён которых находим шурина князя Якима Кучкова, Петра, зятя Якима,
ближних слуг, которым он благоволил и сделал много добра.
При этом, их ненависть к князю была настолько велика, что в первый день после убийства обнажённое тело Андрея лежало в огороде, пока убийцы занимались пьянством и грабежом.
Только преданный слуга киевлянин Кузьма завернул его в корзно (плащ), хотел внести в церковь, но та была заперта. Два дня покойник лежал на паперти до самого прихода козьмодемьянского игумена Арсения, который внёс тело в церковь и отслужил панихиду.
3). «Мужество и ум в нём жили, правда и истина в нём ходили; вторым мудрым Соломоном был он», – писал с восторгом о князе современный ему летописец.
Свидетельство о публикации №120082803142