Учение об огненном человеке

УЧЕНИЕ ОБ ОГНЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Много есть чудес на свете; Человек - их всех чудесней!

Софокл

Люди - существа огненные. Излучаемая духом человека эманация и развиваемая им духовная энергия есть энергия огненная. Она обладает всеми свойствами, присущими огненной стихии, - огненная энергия есть высшее проявление Косми­ческого Огня. Эта огненная энергия, или Агни, явлена в каждом человеке. Ее

средоточие - сердце, потому она называется сердечной энергией.

Об этой огненности прекрасно знает сердце человеческое. Часто говорят: "воспламенился дух" или "загорелось сердце" - значит, когда-то люди знали об огне сердца и пламени духа. "Он загорелся желанием", "сгорал от злобы", "за­сох от зависти" - во множестве ясных выражений люди напоминают об огненности. "Пламенный" взгляд напоминает об огне, посылаемом во взгляде; огненный взгляд заставляет людей обернуться и даже вздрогнуть - всякий трепет уже близок к Огню и сопровождает его. "Горячее рукопожатие" напоминает о той же энергии.

Своей огненной природой человек познает подземные воды и руды - это свойство из оккультизма уже перешло в область материальную. Огонь показывается и в температуре, и в пульсе, и главное, - в том трепете, который сопровождает все огненные явления. Огонь - это все тончайшие духовные и душевные проявления, которые утверждают все лучшие человеческие действия. Движение мысли тоже при­надлежит области огненной.

Огонь развивается и накапливается духовным совершенствованием - полным от­речением от личных, эгоистических желаний и действий, только постоянным стремлением к добру, свету и истине. Наоборот, состояние гнева, злобы, рев­ности или раздражения порождает в организме особый яд, названный Махатмами империлом. Тончайшие кристаллы огненной энергии, так же как и кристаллы импе­рила, осаждаются на стенках нервных каналов, где и вступают в единоборство. Как и в каждой борьбе побеждает сильнейший.

Освоенная человеком и направленная в благом направлении, огненная энергия дает ему защиту от многих бед и болезней. Эта энергия двигает людей на герои­ческие подвиги, помогает в самоотверженной деятельности, направленной на Об­щее Благо, дает большую нравственную силу для борьбы со злом и тьмой.

Все низкие побуждения разрушают нашу нервную систему и являются главной причиной болезней и отравления атмосферы. В противовес этому эманации благих самоотверженных устремлений очищают окружающее пространство, увеличивают за­пас огненной энергии, а следовательно, увеличивают жизнеспособность человека.

Чистый порыв самоотверженного служения людям создает иммунитет против заражения эпидемическими болезнями. Это положение подтверждалось многочисленны­ми наблюдениями над врачами и медсестрами, работавшими в холерных и чумных бараках. Не наблюдалось случаев заражения среди врачей и медсестер, работав­ших самоотверженно и без страха, если только они сами не нарушали грубо пра­вил элементарной осторожности.

Творить добро, проявлять доброжелательство и сострадание к людям, самоот­верженно трудиться для Общего Блага нужно потому, что эта деятельность будет создавать творческие, созидательные энергии. Значит, такая деятельность будет для нас самих выгодна и практична. А предаваться злобным и мстительным побуж­дениям и делам - невыгодно и непрактично, так как это отравляет наш организм империлом и служит причиной многих болезней.

Агни Йога говорит, что для того, чтобы не быть опаленным, когда Космичес­кий Огонь начнет проявляться в нашем плане, надо развить в себе высший аспект Космического Огня - духовную или огненную энергию, называемую также психичес­кой. Изучивший, овладевший и развивший в себе эту огненную мощь преуспеет с Космическим Огнем и будет готов управлять волнами огня.

Так, Агни Йога - это система развития огненности в человеке. Советуется не опоздать с изучением и применением этой энергии - ведь океан волн огня может нахлынуть неудержимым потоком, может смыть все запруды, обращая течение мысли в хаос.

Развитие огненной энергии есть самая насущная задача человечества. Она из­менит наше существование, если будет сознательно развита. В настоящее время многие могут образовать свою огненную энергию. Не исключения, но большинство могут достичь ощущение этой энергии. Пришло время осознания и развития ее - пора делать прививку! Первое средство против огненных болезней - это огненная энергия.

АНАТОМИЯ ДУШИ И ДУХА

Мудрость всех веков указывает: "Познай самого себя". В таком совете обра­щается внимание на то сокровенное, которому в Новой Эпохе суждено стать яв­ным. Ясно одно: великие силы и возможности таятся в человеческом организме, о

котором люди составили лишь телесное, плотное представление. Поэтому рассмот­рим все составные элементы полного человека, как их понимает йогическая пси­хология древней Мудрости Востока.

Мы замечаем, что наше тело подвержено постоянным изменениям: в течение приблизительно семи лет оно возобновляется вполне, до последней частицы. Но оно сохраняет свою тождественность. Под изменяющимся покровом есть нечто от­носительно неизменное, остается свидетель всех произошедших перемен. Помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения.

Агни Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же су­ществуют два психических или душевных тела его: материальное тело чувств и желаний (так называемое астральное) и материальное тело мышления (так называ­емое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию "души". Все эти три тела (физическое, астральное, ментальное) называются лич­ностью человека - смертной, преходящей частью его.

Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой "индивидуальностью", что соответствует западному "Духу". Агни Йога считает ее бессмертной, вечной, единой для всех жизней: ее качества, умноженные и усо­вершенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следу­ющее воплощение.

Наконец, божественной основой Индивидуальности является Монада - это бесс­мертная частица божественного Космического Огня. Монада есть подлинное, ис­тинное "Я" человека - повелитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуальность, чтобы та выполняла свою миссию в ее воп­лощении на Земле, и побуждает ее к раскрытию и развитию ее качеств. Она дает ей силу очищать и дисциплинировать личность.

Таким образом, в человеке существуют как бы три "я": "Я" божественное, сверхчеловеческое, неизменное - это Монада; "Я" высшее, человеческое, разви­вающееся - это Индивидуальность; "Я" низшее, подчеловеческое, дисциплинируе­мое - это личность. Двое последних рассмотрим более подробно, так как с ними придется иметь дело в процессе ежедневной работы над собой.

Индивидуальность - духовная, или огненная, бессмертная, или вечная - одна для всех воплощений или жизней. Это она и есть "Чело-век" - что значит дух, или чело, веками проходящее. Она троична: Воля (Атма) - Духовное Бытие, при­емник вдохновения Монады; Любовь (Буддхи) - Сердце Высшее, чувствознание (или интуиция) - Сверхсознание, носитель высоких духовных эмоций; Мудрость (Манас) - Разум Высший, ум философский, Сознание Высшее; сфера его деятельности - мысли абстрактные.

Личность - материальная, смертная, преходящая. Она является отражением троицы Индивидуальности, поэтому она также троична:

_ ментальное тело - интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее; его продукция - мысли конкретные;

_ астральное (тонкое) тело - "сердце низшее", инстинкт, подсознание; это область чувств, желаний, страстей - "эмоций низших";

_ физическое (плотное) тело - материальное бытие: самая грубая, самая ощу­тимая, видимая часть человеческого микрокосма.

Таким образом, Агни Йога различает четыре вида сознания: подсознание, инс­тинкт - "сознание" астрального тела чувств; сознание низшее - сознание мен­тального тела конкретных мыслей; оба эти сознания принадлежат смертной лич­ности - "душе". Сознание Высшее - сознание Манаса - Мудрости, Ума Высшего; Сверхсознание, Интуиция - Сознание Буддхи - Сердца, Любви; оба сознания при­надлежат вечной Индивидуальности - "Духу". Современная наука говорит только о подсознании и едином сознании; Сверхсознания она не знает, относя его прояв­ления к подсознанию.

Каждая мысль и эмоция человека имеет свой индивидуальный цвет, но настоль­ко тонкий и прозрачный, что не может быть нами видим. Все они оставляют свой след около человека в виде излучений. Эти световые излучения вокруг человека имеют название ауры. В настоящее время ученые уже производят удачные снимки аур на особо чувствительных цветных фото- и кинопленках.

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ САМОДИСЦИПЛИНЫ

Личность - это житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя, и именно в этой жизни - она заботится только о

личном, она откровенно эгоистична. Индивидуальность, будучи вечной, смотрит дальше, выше, шире, глубже. Она заботится не о себе, она живет единством че­ловечества, природы. Она - носитель общественных стремлений, носитель коллек­тивизма.

В обычной жизни личность производит сильное давление на человека: она ста­рается внушить ему, что именно она есть его истинное "я"- для тою, чтобы по­лучить все те "ценности", которые желает для себя. Как же выражается давление тел личности на человека?

Когда у человека есть работа, которую необходимо исполнить, его физическое тело желает отдыхать и гулять, или есть и пить. Когда есть случай помочь ко­му-либо, физическое тело думает: сколько труда это будет стоить, пусть же кто-то другой сделает это.

Астральное тело человека имеет свои желания - десятки желаний. Оно желает, чтобы он сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, за­видовал чужому богатству, предавался унынию. Всего этого оно хочет и много другого. И хочет оно этого из стремления к страстным вибрациям, к беспрестан­ной их смене.

Ментальное тело человека (тело мысли) желает мыслить себя горделиво обо­собленным, думать много о себе и мало о других. Оно заставляет думать челове­ка о собственном прогрессировании, а не думать о работе на Общее Благо и о помощи другим. Во время медитации оно силится заставить думать обо всем том, что нужно ему, а не о том единственном, что нужно самому человеку.

"Нет рабства более позорного, чем рабство духа", - сказал Сенека. Незави­симость и свобода духа человека - основа творчества его. Потому надо учиться побеждать все, что давит дух твой, - надо освободиться от давления личности - своего низшего "я".

Физическое тело твое - животное, тот конь, на котором ты ездишь. Ты должен жить, не замечая тела, но разумно заботясь о нем. Важно осознавать себя не телом, но духом, живущим в теле, всегда чувствовать себя над ним, всегда уп­равлять им. Надо уметь отличать свои желания от желаний своего астрального тела, необходимо не захватываться его чувствами и переживаниями. Твое мен­тальное тело, твой ум - вовсе не ты, он - твое орудие. Необходимо распознава­ние - ты должен быть всегда на страже.

Не принимай тела личности твоей за себя самого - ни физическое, ни аст­ральное, ни ментальное. Ты должен знать их всех, уметь стоять в стороне от них и чувствовать себя господином. Когда твоя личность желает чего-либо, ос­тановись и подумай, действительно ли это желаешь ты, - Индивидуальность. Не­обходимо найти в себе более пристальное распознавание и способствовать разде­лению в себе личности и Индивидуальности.

Так можно установить два голоса, которые слышит человек в себе: голос Ин­дивидуальности - голос служения, голос общественный, ибо стремления высшего "Я" - общественные, альтруистические, стремления служить - народу, родине, обществу, человечеству, природе; голос личности - голос личный, голос эгоиз­ма; ибо ее стремления - личные, эгоистические: брать, заставить других слу­жить себе. Так по содержанию голоса можно различать, откуда он исходит. Для сознательной жизни очень важно научиться хорошо отличать как голос духа или Индивидуальности, так и голос личности.

Способность различения этих голосов дает человеку возможность навести нас­тоящий порядок в своем вокальном дуэте в жизни. Принцип этого порядка таков: низшее подчиняется высшему. В личности чувства должны подчиняться рассудку, интеллекту. В Индивидуальности Разум должен подчиняться Сердцу, Любви, а в общем - личность должна подчиняться Индивидуальности. Надо научиться прислу­шиваться к этому Высшему Голосу в себе - осознавать в себе Вечный Огонь, а также подмечать его в других.

Такой порядок Агни Йога называет дисциплиной духа. И добавляет, что такая духовная самодисциплина - начало всего. Эта самодисциплина означает полную диктатуру Индивидуальности - или духа- над всеми прочими элементами психики человека.

Во всех элементах человека действующим лицом является Монада - это индиви­дуализированное Божественное Я Абсолюта. Ее присутствие и дает это чувство "я" как Индивидуальности, так и личности. Будучи самосознательно, это "я" часто самообманчиво отождествляет себя с тем элементом, в котором она дейс-

твует наиболее энергично.

У человека чувственного - пьяницы и развратника - его "я" сливается с фи­зическим телом и с природой желаний и страстей (астралом): из них извлекает он свою гордость, мыслит себя и эти тела как одно, ибо вся его жизнь - в них. У дельца-бизнесмена, хитрого комбинатора и спекулянта, интенсивно использую­щего свой житейский ум для наживы - его "я" отождествляется с рассудочным эгоистичным интеллектом. Для ученого его "Я" заключается в высшем разуме, ибо из деятельности последнего вытекают все радости ученого, в нем вся его жизнь. Для поэта, живущего интуицией и творчеством, красотой и любовью к человечест­ву, его "Я" совпадает с сердцем - средоточием его жизни. Но бывают случаи - все больше учащающиеся - когда уровень духовности человека поднимается до высшего синтеза. Человек тогда не только мудро понимает состояние мира; не только сострадает с порабощенным народом; но он совершает волевой подвиг - самоотверженно борется за его свободу. Так полнее всех исполняя назначение настоящего человека, он более всех приближается к истинному "Я" - к Монаде.

ОГНЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Огненная энергия производится духовными центрами человека. Этими центрами также воспринимается Космический Огонь. Что такое эти огненные центры, назы­ваемые на Востоке чакрами?

В физическом теле человека, кроме органов восприятия, находится множество разнообразных желез и целая сеть тончайших нервов, которые сплетаются в узлы и сплетения. Все эти органы, железы, нервы, нервные сплетения и узлы имеют свои соответствия в невидимых телах человека - в астральном и ментальном. а также в бессмертной сущности человека - в Индивидуальности. Эти соответствия называются огненными центрами нашего сознания. За редкими исключениями, все они находятся в спящем состоянии.

Считается, что в человеческом организме этих огненных центров имеется со­рок девять, но главных огней или чакрамов - семь. Сердце - самый главный центр, ибо от него зависят все прочие. О значении этого центра и его раскры­тии будет рассказано ниже. Центр "Чаши" находится над солнечным сплетением на уровне сердца. Затем идет центр легких. Центр Колокола находится в темени. Глаз Брамы или Третий Глаз находится на лбу над бровями. Физический орган центра гортани есть щитовидная железа. Центр Кундалини находится у основания спинного хребта.

Раскрытие огненных центров - следствие развития духовности. Центры начина­ют просыпаться только у высоконравственных людей. Их действие начинается, когда человек духовно созрел для этого. Так что это проблема не технического, а нравственного порядка.

Некоторые люди стремятся ускорить раскрытие огненных центров в обход нор­мального развития, без духовного совершенствования, при помощи "оккультных" книг, написанных невежественными людьми, или при помощи самозваных "учите­лей", имеющих крохи знания.

Самодеятельное напряжение центров механическими упражнениями, приемами хатха йоги, ритмическим дыханием с задержками является крайне опасным и к нормальному раскрытию не приводит. Физическое и частичное раскрытие одно­го-двух центров может надолго задержать истинное духовное развитие человека. Искусственные насильственные меры нарушают законы и сроки. Несвоевременное. непоследовательное развитие некоторых центров приводит к расстройству нервной системы, к сумасшествию, одержанию и ранней смерти или даже самоубийству.

Ускорение процесса раскрытия духовных огненных центров возможно только путем работы морального самосовершенствования. Центры начинают открываться только в результате упорной работы над самовоспитанием своего характера. Та­ким образом, вопрос - как раскрыть духовные центры, иначе говоря, как стать огненным - сводится к работе над собой: к приобретению положительных качеств (ибо они возжигают огни в соответствующих духовных центрах) и искоренению от­рицательных качеств, которые эти огни гасят.

Только так можно обратить на себя внимание Высокого Учителя. Великие Вла­дыки, стоящие на страже эволюции человечества, зорко следят с самого раннего детства за теми индивидуумами, которые завоевали себе право на открытие ог­ненных центров. Если человек готов к открытию и трансмутации своих огней, ес-

ли его организм и психика достаточно подготовлены к этому и сердце горит уст­ремлением, то Учитель не замедлит проявиться. Если ученик готов-готов и Учи­тель, - говорит восточное изречение. Нет необходимости нахождения Учителя в соседнем доме - Учитель может руководить и на расстоянии.

РАЗВИТИЕ ОГНЕННОСТИ ДУХА

Кто хочет Света, пусть не страшится быть огненным.

Мир Огненный. Ill, 564

Нужно жизнь
наполнить горением.

Мир Огненный. II, 276

Приобретение огненной энергии и раскрытие огненных центров, иначе говоря, развитие огненности достигается самосовершенствованием. Подробно об этом рассказывается в работе "Буду Огненным" - практика морального самовоспитания. В этой работе дана подробная методика работы над собой: как произвести самоа­нализ, как составить план работы над собой, как совершаются утренняя медита­ция, или психозарядка, и дневная реализация задуманного и как производится вечерний самоотчет.

В этой работе дано следующее весьма важное предупреждение: если человек собирается совершенствовать себя только для своего личного возвеличения, для своих корыстных целей - у него ничего не получится, никаких огней он не дос­тигнет. Ибо главным условием успешного духовного продвижения является устрем­ление и готовность к служению Общему Благу. Когда такое устремление утвердит­ся, станет второй натурой - тогда будет оправдано самосовершенствование, са­моразвитие. Только тогда достижение огненной энергии будет несомненно.

Только самоотверженное служение благу всего человечества обусловит истин­ный прогресс индивидуальности человека. Ее эволюция возможна только при слу­жении Общему Благу во имя эволюции всего человечества, эволюции природы и всего Космоса. Эти все эволюции взаимообусловлены - одна без другой не может. В самосовершенствовании заложен весь смысл существования - как отдельного че­ловека, так и всего человечества.

В чем суть работы над собой? Она представляется двоякой: 1. Огненное очи­щение личности - изгнание всякого зла из нее, искоренение всех отрицательных качеств - страстей и пороков, дисциплинирование личности, превращение ее в послушное орудие. 2. Раскрытие и развитие Индивидуальности - ращение добра в себе, раскрытие всех вложенных в Индивидуальность божественных начал, разви­тие всех положительных моральных качеств характера.

Как холод означает отсутствие тепла, а тьма - света, точно так же страх - это отсутствие мужества, раздражение- самообладания и т.п. Отсутствие опреде­ленных положительных качеств Индивидуальности (Духа) вызывает соответствующие отрицательные качества личности (души), которые, таким образом, являются как бы болезнями или язвами. Агни Йога говорит: "Не мудро сказать - вырви скверну твою, но лучше сказать - пусть благо наполнит сущее твое. Пусть утро заменит ночь!"

Поэтому процессы очищения личности и развития Индивидуальности идут парал­лельно и одновременно: каждое развиваемое положительное качество изгоняет противоположное ему отрицательное качество. Такой работой над собой достига­ется развитие огненности - приобретение огненной энергии и раскрытие огненных центров.

КАКИЕ КАЧЕСТВА СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ?

Все приобретаемые качества нужны человеку прежде всего для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Для того чтобы способствовать прогрессу человечества. Помочь утвердить на земле Мир, Труд, Свободу, Равенс­тво, Братство и Счастье всех народов. Так, первую группу составят качества Служения Общему Благу (в скобках указаны соответствующие отрицательные ка­чества личности):

Чувство долга (пренебрежение общественным долгом)

Правильное отношение к собственности (собственничество, скупость, алчность) Правильное отношение к труду (тунеядство, лень)

Чувство нового (косность, пережитки)

Общественная активность, инициативность (пассивность, равнодушие, квиетизм)

Готовность к служению человечеству (корыстолюбие) Готовность к борьбе со злом (непротивление злу) Самоотверженность (карьеризм, самолюбие)

Готовность к подвигу (конформизм, оппортунизм, легкомыслие)

Эти качества являются первыми ступенями к огненности.

В настоящее время, с окончанием темной эпохи, или Кали Юги, завершился тот длительный период, когда развивался разум человека. На сей цикл эволюции ра­зум уже достиг апогея своего развития. А теперь начинается Сатия Юга - период интенсивного развития следующего аспекта человеческой Индивидуальности - сердца (любви).

Сердце - это та область духа человеческого, из которого исходит вдохнове­ние на людей, воодушевленных высшими стремлениями и идеями. Это центр самоот­верженной любви, сострадания, героизма. Это центр интуиции или чувствознания, центр сверхсознания. Сердце остерегает человека от ошибок, предупреждает об опасности.

Значение сердца в том, что оно - средоточие огненной энергии. Нельзя пос­тичь пламень, не понимая мощи сердца, обители Агни. Смысл пользования огнен­ной энергией лежит в области сердца. Высокие эмоции выводят из состояния обычности, повышают вибрации, которые утончают и открывают наши огненные центры - чакрамы. Все духовные центры зависят от главного - от нашего сердца. Потому раскрытие центров начинается с воспитания сердца. Так развитие сердца в нашей эре является наиглавнейшей задачей.


Рецензии