Легенда о Камыше

Предисловие

Камы;ш (лат. Sc;rpus) - род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства Осоковые. Вырастает до 4 метров, в редких случаях до 6. Камышом часто ошибочно называют другие растения, в частности рогоз и тростник, хотя это растения из других семейств. Однако в тюркских языках камыш означает тростник (азерб. qam;;). Всего насчитывается более 250 видов этих растений, как однолетников, так и многолетников. Высокое многолетнее растение. Стебель цилиндрический или трёхгранный высотой до 3,5 м. Цветки обоеполые, в колосках, собранных в зонтиковидное, метельчатое или головчатое соцветие. Растёт в болотистой местности. Распространён по всему земному шару. На территории России произрастают: камыш колхидский, камыш Максимовича, камыш восточный, камыш укореняющийся, камыш лесной, камыш Вихуры. Многолетнее травянистое растение, с полым ползучим корневищем и стеблем, лишенным листьев, чем он сразу отличается от тростника и рогозы. Растет в воде по заболоченным берегам. Из мягких  и податливых стеблей камыша люди издавна плели корзины и циновки, и само латинское название камыша Scirpus восходит к понятию "плести", "вязать".
Применение. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ранее люди использовали камыш в качестве топлива и корма для скота. Из него получали спирт и ацетон, а также глицерин и молочную кислоту. Это растение являлось также и сырьем для производства бумаги. В неурожайные годы побеги камыша спасали людей от голодной смерти, используясь в качестве сырья для заправки супов. Ели их также сырыми, а из корневищ изготавливали муку. В походах корневища этого растения запекают на углях. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый - в конце августа - начале сентября. Растение обрезают на расстоянии 10-15 см от поверхности воды. Для сохранения цвета и эластичности листьев их сушат в тени. В прошлом веке использовался для производства строительных материалов (камышебетона) на основе цементного или гипсового вяжущего, преимущественно в сельском строительстве. Камыш содержит множество полезных веществ, благодаря чему может использоваться для приготовления целебных настоев и отваров. Он обладает антисептическим, мочегонным, бактерицидным, ранозаживляющим, потогонным и кровеостанавливающим действием.
Интересно, что исторический герб Камышина, учрежденный Екатериной II, по которому в верхней части щита размещается герб Саратовской губернии, в состав которой входил Камышин, а в нижней части щита - "трава, называемая камыш, в белом поле, от которой город сей название свое получил". В 1781 году город стал уездным центром, в статусе которого просуществовал полтора века. Советский герб Камышина, утвержден городским Советом депутатов трудящихся 15 марта 1968 года. Герб разработан авторским коллективом под руководством архитектора Н. М. Капова. Ввод в строй крупнейших предприятий - хлопчатобумажного комбината, кранового, кузнечно-литейного, слесарно-монтажного заводов и завода "Ротор" потребовал внесений изменений в герб города, чтобы подчеркнуть промышленную направленность города.
Кроме того, в Англии это растение называют «кошачьим хвостом» и считают  хорошей приметой найти камыш с зеленой головкой. Камыш на Британских островах считался счастливым растением, обладающим целебными и защитными свойствами. А в Египте и Ветхом Завете камыш называли тростником и считали, что из этого растения была сделана корзинка, в которой лежал младенец Моисей.
Об этом растении существует много преданий, поверий, легенд. Сюжет с отправлением младенца в тростниковой корзине по речным водам весьма популярен.  В греческой истории он связан с Главкой, родившей солнечного героя от Аполлона, в аккадской – с будущим царем Саргоном. В римской - близнецов Ромула и Рема тоже в тростниковой корзине отправляют по волнам Тибра.
1.В Египте «прототипом Моисея был египетский герой Ра-Характи, возрожденный бог солнца Каноп». В другой египетской версии вместо тростниковой корзины выступает плотная масса папируса, растущая прямо из воды, куда Исида положила младенца Гора, стремясь спрятать сына от убийцы его отца Сета.
2.В Индии богиня Кунти родила младенца-героя и отправила его в такой же тростниковой корзине по водам Ганги, в какой был отправлен  и будущий ассирийский царь по водам Евфрата. Богу смерти Яме принадлежала камышовая флейта, о чем мы узнаем из  гимна «Мальчик и колесница»: «Под деревом с прекрасными листьями /, Где пьет с богами Яма, / Там наш отец, глава рода, / Озирается в поисках древних…/ Это обитель Ямы, / Которая называется жилищем богов. / Вот его камышевая флейта, (в которую) дуют…". (РВ X 135, 1)
3.Легенда Камышлинского водопада (легенды алтая). Давным-давно на Алтае жили два враждующих племени. Они очень часто воевали между собой. У предводителя одного из племен была дочь невероятной красоты, звали ее Ла. Чтобы уберечь свою единственную дочь, отец велел построить ей отдельную юрту и охранять днем и ночью, чтобы никто не смел, видеть его прекрасную красавицу. У предводителя был верный и преданный слуга. Сильный и смелый богатырь по имени Камыш. Он всегда, во всех походах и сражениях с другим племенем  был рядом со своим хозяином. Но со временем, силы покинули богатыря из-за затянувшейся войны, он не мог больше сопровождать предводителя в его походах. Ему нужно было время, чтобы залечить раны, полученные в бою. Тогда предводитель принял решение оставить богатыря для охраны своей прекрасной дочери. Но не знал он, что Камыш и Ла давно любят друг друга, и уже давно тайно встречаются. Однажды вернувшись из очередного похода, хозяин увидел дочь в объятиях своего слуги. Одержимый ненавистью, в порыве гнева предводитель приказал сбросить богатыря с самой высокой скалы. Узнав об участи своего любимого, прекрасная Ла тут же сбежала от отца и прыгнула в след за богатырем с той же самой скалы. Прошли годы, на месте гибели богатыря и прекрасной девушки появился водопад. Люди, знавшие грустную историю, решили назвать водопад именами двух влюбленных Камыш-Ла. Как бы в подтверждение истории водопад состоит из двух каскадов. Нижний - мощный, широкий и сильный, как богатырь Камыш, а верхний - как красавица Ла, такой же тонкий, изящный. Отец же прекрасной девушки, умер от горя, потеряв единственную дочь. И похоронен был на вершине высокой скалы, откуда сбросили богатыря, и за которым следом прыгнула красавица Ла. Встреча с этим водопадом всегда оставляет незабываемое впечатление. Он завораживает не только искрящимися струями воды, брызгами, грохотом и шумом, но больше своей необычностью, первозданностью. Особенно удивительная картина предстает в ясный солнечный день, когда переливающаяся всеми цветами радуги, сверкающая водяная пыль относится ветром к ближайшим склонам. Кажется, скалы, деревья, трава - все подчинено ритму водной стихии. Многие знают, что правильное название этого растения - рогоз, но по привычке называют его камышом. Есть в народе ещё одно название - «ведьмин посох», с которым, видимо, связано поверье, что камыш приносит несчастье.
4.И ещё одна легенда. Давно это было. Жил в деревне купец. Всё больше он по городам ездил и товарами торговал. Каждый раз привозил он дочери подарки разные и приданое ей готовил. А была его дочь красавица. Косы длинные, тёмно-русые. Вот однажды привёз купец дочери жёлтой ленты, чтобы косы ей заплетать, а на следующий день увидел ту же ленту у кузнеца на волосах. Все давно уже знали, что жених он ей, а отцу-то всё некогда было, всё богатство своё копил да приданое. Рассердился он, приказал, чтоб забыла дочь кузнеца. Да не тут-то было. Дочь-то его своенравная и упрямая. Ножкой топнула и сказала, что замуж за него пойдёт. Тогда решил отец всё продать и уехать с дочерью прочь из этих мест. Как задумал купец, так и сделал. Остался кузнец один, стал он сам не свой. - ходит хмурый, всё думает, как невесту свою вернуть. В то время повадилась к нему одна старушка. Жила она на краю деревни, возле болота, от других людей в стороне. Придёт к кузнецу и скажет: «Сделай мне, касатик, кочергу для печки». Потом у него подкову на счастье просила, потом ещё чего-то. И всё касатиком его называла. В деревне все ведьмой её считали: нелюдимая она, одинокая. А однажды она кузнеца домой к себе заманила: «Дом, видишь ли, совсем покосился, а помочь-то старушке некому». Вот тогда и пропал кузнец. Стали его искать. Пошли к той старухе в дом, а её и след простыл. На болоте, у дома старухи, камыши росли, те, что ведьминым посохом называются. Любят ведьмы у воды собираться. Как разгуляются, посохи свои в воду воткнут, а потом и забудут. В то лето там ещё цветок жёлтый вырос, точно такого цвета, как лента на кузнеце была. Стали думать, что здесь кузнец и утоп, а цветок как память о нём пророс. Говорили, что ведьмы его в болото заманили, очень они на чужую любовь завидуют. Как узнают, кто кого полюбил, так и стараются ту любовь извести. Хитрые они, ведьмы, то русалкой речной прикинутся, то красавицей. Вот и тут кузнеца обманули, закружили его и в омут свой заманили. С той поры тот жёлтый цветок, что в болоте растёт, стали касатиком звать. Это по-книжному его ирисом называют, а в народе просто - касатик. А посохи свои ведьмы потом найти хотят. Наверное, поэтому и говорят, что несчастье камыши приносят -чего от ведьмы хорошего можно ждать. Вот какое это растение: то ли камыш, то ли рогоз, а может быть, «ведьмин посох»?

Который день идёт делёжка,
Здесь всё всерьёз, не понарошку
Растенья Боже раздавал.

Собрались вместе: люди, звери,
И птицы – всем открыты двери,
Всё было выше всех похвал…

Но вот в делёж, без приглашенья
Вмешался к Богу Сатана.
И сразу, в лоб, без промедленья,
«Меня обидел ты тогда.
Вдвоём мы свет с тобой творили,
Я помогал тебе служить.
И, чтобы там не говорили,
Отдай мне злаки, чтоб мог жить!

Бог твёрдо знал – он не невежда,
Нельзя идти у Сатаны
На поводу и злаки прежде,
Для жизни людям все важны!

Уже им Отдал рожь, пшеницу,
Гречиху – вклад тот был весом.
Не хочется, Бог, всё ж кривится -
Остался лишь горох с овсом.

«На, ладно! Наконец, решился,
Чтоб разрешился твой вопрос». -
Хоть на решенье это злился,
«Горох бери, бери овёс!»

«Беру!», - вскричал от счастья, «Дивно!
Как шмель весёлый всё жужжал,
Названья вторя непрерывно
Счастливый Сатана бежал.

Узнав об этом, Пётр и Павел:
«Господь, зачем ты так решил?!
Твоё решенье выше правил,
Наверно просто ты забыл?!
Давай всё вместе мы обсудим,
И примем так, как надо жить.
Горох с овсом – нужны те людям,
Чтоб их самих иль скот кормить!»

«Менять решенье я не вправе!», -
Ответил им Господь, «Отнюдь!»

«А я – смогу!», ответил Павел,
«В том деле хитрость применю!»

И побежал он по дороге,
куда Лукавый* бодро шёл.
Там под мостом, лик, приняв строгий,
Того дождаться прежде счёл…

И по – медвежьи, с рёвом, грубо,
Так, что «взорвалась» тишина,
Он зарычал, Злой дух* испуган -
Забыл названья Сатана.

«Что ты наделал!», - крикнул Павлу,
«Бог только что-то подарил!
Как я теперь себя заставлю,
Всё вспомнить, если я забыл!»

Тут начались перечисленья:
«Быть может жито?»
«Нет, не то!»
«Пшеница может?»
«Нет, сомненья,
Та людям дадена давно!»

«КАМЫШ озёрный, то быть может?
Ещё возможно и Осот?!

«Они! Они!», - Злой дух* итожит,
«Как мог забыть я тех щедрот!
Спасибо, что позволил вспомнить,
Я не забуду милость ту».

Тропой знакомой Павел скромно,
Ногами «мерил уж версту».

Свершилось так, как он задумал,
Достался Сатане сорняк –
И сеет тот осот угрюмо,
Не ведая, то то косяк.

Не сладко духу*, если честно,
А в том ему не возразишь….
На радость людям повсеместно
Вдоль рек, озёр растёт КАМЫШ!

Крахмалом пОлны корневища,
А стебель смотрит ввысь стрелой,
И людям примененья тыщу
Он дарит летом и зимой.

В неурожай иль год голодный
Берут его, ему поклон,
Он кормит, лечит превосходно,
КАМЫШ вниманьем окружён.
Скрипит зубами злой Лукавый*
Уже который год подряд.
На то, что он обманут, право,
Сам в этом, точно, виноват!

*)Другие имена Сатаны - Жестокий ангел, Злой дух, Искуситель, Князь тьмы, Лукавый, Отец лжи, Дракон, Чёрт.


Рецензии
И вновь я аплодирую стоя в полном восторге от твоих Легенд Игорь и пополняю свой багаж знаний читая твои строки мастерски написанные и интересные в познавательном плане. Ты ходячая энциклопедия Игорь! С улыбкой и теплом АЮ

Андрей Юрич   05.09.2020 11:18     Заявить о нарушении
Еще монго (по желанию), Андрей, тебе предстоит) прочитать разных легенд и сказок! С теплом и улыбкой, Игорь

Игорь Апрельский   05.09.2020 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.