Меандры в междуречье Свислочи и Березины. Красоты
Редкое название меандры имеет глубокие исторические корни.
Меандр — распространённый тип ортогонального орнамента. Известен со времён палеолита. В античном искусстве — мотив геометрического орнамента, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками.
Очевидна также связь меандра с мотивом свастики — знаком света, огня и вечного движения. В древнегреческой вазописи архаического периода и в ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII—VI веков до н. э. мотивы меандра и свастики встречаются рядом. Два меандра, наложенные друг на друга с метрическим сдвигом «на один шаг» («двойной меандр»), в пересечении дают крест-свастику. На глиняных сосудах из Суз (Древняя Месопотамия) изображены спирали, круги, свастики, мотивы волны (знаки воды), зигзаги (знаки молнии и грома). Мотив волны также считают разновидностью меандра.
Орнамент, похожий на греческий меандр, как и мотив свастики, известен по памятникам древнего искусства Китая и Японии: на неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.). В Китае мотив меандра называли «узорами грома» (лэй вэнь). В Японии похожий мотив называли «рюсуймон» («бегущая вода»). Такой же зигзагообразный орнамент встречается в памятниках культуры Древней Америки.
Непрерывность такого мотива идеально выражает непрерывность движения, течения времени и человеческой жизни. На поверхностях сосудов («телах вращения»), в частности в древнегреческой вазописи, направленность меандра (как правило, обращённость слева направо, аналогично семантике свастики: в сторону света и добра) хорошо согласуется с эстетикой и символикой зрительного вращения сосуда. Включение в меандр свастики в эзотерических учениях означает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии «nandavartaya» («нандавартайя»), то есть «свивание» или «круг счастья».
Непрерывность меандра и его направленность, динамичность сделали его распространенным декором архитектурных фризов, поясов, тяг, обрамлений, пилястр и оконных наличников. Меандр использовали в этрусской, древнегреческой, а затем в древнеримской, византийской, и романской архитектуре. В древнеримской архитектуре чаще использовали двойной меандр, образующий в пересечениях свастику. Такой меандр украшает горизонтальный пояс наружных стен Алтаря мира Августа в Риме (13 г. до н. э.).
В Древнем Риме меандром украшали подол одежды. В древнерусской архитектуре меандр применяли в рельефах и фризах.
В симметричной композиции здания архитекторы, используя направленность меандра, строили орнаментальный пояс от средней оси зеркально, влево и вправо, а на заднем фасаде постройки два меандра встречались «лицом к лицу» и соединялись с помощью дополнительного связующего элемента.
Свидетельство о публикации №120082506313
Третьяков Владимир 80 29.08.2020 08:28 Заявить о нарушении
Все детство летом я проводила среди рек и лесов. Дом деда стоял на рогу леса.
Когда у меня был очень трудный период в жизни, приходилось восстанавливать психику, то я начала с восстановления тактильных ощущений. Потом слуховых восприятий. Я поняла как формировалась моя психика с момента рождения, как у маленького ребенка.
Взрослые забывают и про шелест листвы и про шум дождя, про то, что лист холодный - смешно конечно это всё.
Но я открыла все заново)))
Еще раз благодарю, что Вы откликнулись.
Самого доброго.
Татьяна Ульянина-Васта 29.08.2020 08:42 Заявить о нарушении