Псевдорусский стиль. Телуша. Красоты Беларуси

Уверяю тебя, дорогой читатель, что фото выше совершенно не предает магутность и величие представленной на нем деревенской церкви.

Это Никольский Храм в д. Телуша Бобруйского района.

Если бы в эти места тебя привела экскурсия, то гид бы рассказал следующее:

- Церковь в центре деревни, памятник архитектуры псевдорусского стиля. Рустованный цоколь из розового песчаника. Однозальный храм с полукруглой апсидой, бабинцом и колокольней над входом. В объемно-пространственной композиции доминирует трехъярусная колокольня с шатром. Основной квадратный в плане зал покрыт покатой четырехскатной крышей с 5 луковице подобными головками.

Внучка А. С. Пушкина, дочь старшего сына поэта А. А. Пушкина Наталья Александровна Воронцова-Вельяминова родилась в 1859 году в Петербурге. Детство и юность прошли в подмосковном городке Лопасне (ныне город Чехов), где был расквартирован полк, которым командовал её отец. Получила домашнее образование, училась в Виленской гимназии. Девочке пришлось побывать во многих городах Российской империи, поскольку отцу из-за службы приходилось часто менять место жительства. В 1881 году Наталья Александровна вышла замуж за П. А. Воронцова-Вельяминова, офицера полка, которым командовал её отец. Вскоре после женитьбы П. А. Воронцов-Вельяминов вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение своей матери Вавуличи (ныне деревня Дубовка). Там Н. А. Воронцова-Вельяминова провела большую часть своей жизни. Наталья Александровна отличалась широким кругозором, в совершенстве владела французским и немецким языками, знала музыку, западноевропейскую и русскую литературу, поддерживала дружеские отношения с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, позже с А. В. Луначарским.

Она хорошо рисовала (преимущественно пейзажи), писала стихотворения, но не печатала их. Современники считали её мастером юмористических экспромтов. Наталья Александровна оставила о себе добрую память. Крестьяне ближайших сел говорили о ней как о добром, отзывчивом человеке. Она помогала беднякам хлебом, лесом, лекарствами, устраивала больных на прием к городскому врачу. Грамотным крестьянам давала читать книги, знакомила с творчеством своего деда. Много внимания уделяла обучению крестьянских детей. Содействовала строительству народных школ в Телуше и соседних деревнях, организовывала приют для сирот и стариков, была членом местного благотворительного товарищества.

У Н. А. и П. А. Воронцовых-Вельяминовых было 5 детей. Их судьба и судьба их детей связаны с Бобруйщиной. Наталья Александровна умерла 03.12.1912 года. Похоронена в Телуше. В 1980 году на её могиле поставлен гранитный обелиск. Ежегодно в начале июня в Телуше проводится праздник пушкинской поэзии.

Вот на деньги Натальи Александровны и построена церковь освещенная в честь Святителя Николая-чудотворца.

Что касается стиля.

Псевдорусский (иначе — Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Перед тобой (чтобы не портить впечатления - не загружены виды с четырех строн, можешь ознакомиться в интернете самостоятельно) стилизация строобрядческого русского (или кацапского) молельного дома (старообрядцев безпоповцев, или староверов, которые как раз компактно проживают в данной местности и у которых не было того, что сегодня РПЦ, допустим, понимает - церковь) с византийским стилем.

Скажем так, здесь налицо овизантиевание древнерусского зодчества.

Сама деревенька, по-белорусски, должна именоваться Цялуша.

В обоих вариантах - тёлочка. Детеныш (женского пола) коровы; молодая, еще не телившаяся корова.


Рецензии