Искусственный интеллект

Не болеет, не распространяет коронавирус, не перекуривает и не прохлаждается долго якобы в туалете, но может одновременно совершать массу звонков и говорить на разные темы. Это, нейросеть, точнее робот, прозванный – искусственным интеллектом (ИИ), заточенный на распознавание человеческой речи и на ведение осмысленного диалога.

Мы почти все уже разговариваем с ИИ по несколько раз в день – в интернете, банках, магазинах или госструктурах – и даже не догадываемся об этом. Роботы применяют уже везде, где основным инструментом работы является телефонный разговор по скрипту.

Роботы заговорили уже давно – первые машины для синтеза речи появились в тридцатые годы прошлого века. XX в. Хотя эти разработки научных институтов просто произносили слова и звуки, для того времени это был прорыв.

Но с развитием искусственного интеллекта в XXI в. речевые технологии стали настоящей сенсацией. Человеческую речь научились распознавать и, что особенно важно, понимать разные устройства – телефоны, часы, бытовая техника. Теперь компьютеры умеют поддерживать беседу и правдоподобно воспроизводить манеру речи живого человека.

Рынок речевых технологий ожидает почти многократный рост в ближайшие пять лет – к 2025 г. он увеличится до $26,8 млрд (это больше, чем ВВП Исландии или Кипра в прошлом году), прогнозируют эксперты исследовательской компании Meticulous Research. В 2019 г., по их оценкам, объем рынка составил $10,34 млрд.

Бум потребительских речевых технологий начался с голосовых ассистентов, которые умеют распознавать речь, определять значение сказанного и синтезировать голос для ответа. Голосовое управление и виртуальные помощники стремительно набрали поклонников: 90% американцев знают о голосовых сервисах и 72% используют их, говорится в исследовании PwC «Приготовьтесь к голосовой революции». Больше половины респондентов исследования (1000 человек) используют голосовых помощников ежедневно.

Голосовые роботы и системы речевого анализа нашли работу в бизнесе и госсекторе даже раньше, чем эти технологии добрались до домашней электроники. Госдума, Совет Федерации и аппарат президента еще в 2005 г. установили автоматические системы стенографирования, которые переводили выступления в машинописный текст, говорится на сайте Центра речевых технологий. С того же времени бизнес начал автоматизировать колл-центры и заменять людей на роботов для выполнения простейших операций.

С развитием искусственного интеллекта речевые роботы из простых ретрансляторов фраз превратились в собеседников. Но самую большую популярность набрали системы для обработки входящих звонков, использующие силу искусственного интеллекта. К примеру, Сбербанк подключил робота «Анна» для ответов на простые вопросы клиентов в колл-центре, а «Ак барс банк» доверил компьютеру телефонные интервью для заполнения документов на кредит.


Рецензии