Маленькие радости большого поэта!
ИЗДАТЕЛЬСТВО " У НИКИТСКИХ ВОРОТ" ГОТОВИТ К ВЫПУСКУ 113 ОРИГИНАЛЬНУЮ КНИГУ СТИХОВ СТАРЕЙШИНЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЦЕХА ГЛАНА ОНАНЯНА "МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ" - ЛАУРЕАТА ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ "ОБРАЗ" ЗА 2019 ГОД!
ПРЕДЛАГАЮ ВСЕМ ЛЮБИТЕЛЯМ ПОЭЗИИ ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ БОЛЬШОГО ПОЭТА!
…«Пусть и маленькие, но всё же радости, а не горести
Да обрящет в этой книге душа»!
(ГланОнанян)
Когда-то, оценивая лучшие страницы наиболее глубоких произведений Ивана Бунина , писатель и критик Фёдор Степун пришёл к парадоксальному выводу : « Бунин думает глазами»! Что же это означало? Ответ на этот вопрос пришёл через годы! Через творчество достойного общепризнанного воспреемника лирико-философской школы Тютчева, Бунина и Заболоцкого ГланаОнаняна!
Живым доказательством того, что как у Бунина, так и у Глана «созерцание мира умными глазами стоит любой миросозерцательной глубины», и их зрение и прозрение через Слово предельно обострено, является утверждение «избранным прозорливцам отведены не только орлиные глаза для дня, но и совиные для ночи»! Глан вынужден признать::
«Я просканирован и оцифрован,
Я превращён в аватарный код –
С дробноразмерной эпохой вровень,
Я в паутине её невзгод»…
(Маленькие радости,«Развоплощение, Корзина, Спам»)
Нетрудно убедиться в том, что действительно пронзительный проникновенный, постигающий тайный смысл бытия поэтический взгляд Глана не только видит, но и думает, созерцая изменчивый мир!
И ведь недаром среди большинства исследователей творчества ГланаОнаняна бытует солидарное мнение: на сегодня он – достойный воспреемник классической лирико-философской школы Тютчева, Бунина и Заболоцкого. Но я бы лично здесь выделил феномен Глана как некую самодостаточную творческую глыбу, стоящую отдельно от всех его предтеч.
За доказательствами не надо далеко ходить. Прочитайте хотя бы его «Медовый спас» и Вы убедитесь, что только Глан мог вот так написать и увидеть, только он один и никто другой:
Половодье цветов на выпасах,
В медунице пирует жук,
Колонковой кисточкой выписан
Каждый листик и каждый сук,
Пчёлы деток ещё не вывели,
Не намяли пока бока
Кочевые ли, кучевые ли,
Нежно взбитые облака,
Жизнь причудлива и затейлива,
Жизнь податлива и жестка --
Как слепит закат из-за дерева,
Как божествен хитин жука!
…Почему-то сейчас мне кажется:
Если даже на склоне дней
Недоказанное докажется,
Недосказанное -- важней!
В бездны времени, в глубь агатовую
Я заглядывать не спешу --
Ничего уже не загадываю,
Ни о чём уже не прошу:
Все мы -- падчерицы и пасынки,
Вечно ищущие Отца,
Но над ульями Божьей пасеки
Только марево и пыльца…
Солнце мёртвых встаёт над пасекой,
Я вощину для сот припас –
С дымарём и с ножом за пазухой
Крестит улья Медовый Спас!
( Маленькиерадости,«Медовый Спас»).
Конечно, в последнем катрене не наблюдаются никакие маленькие радости, но автору виднее…
Да, от него не скроется, как и раньше, и робкая звезда, даже тогда, «когда дописана страница … и воды вечности видней», даже тогда, когда «поезд отталкивается колёсами от шара земного в глухой ночи, шумящего ливнями и колосьями, летящего во владенья ничьи», от него не скроется « половодье цветов на выпасах, где каждый листик и каждый сук выписан его волшебной колонковой кисточкой И его прозрение на склоне дней, что если «недоказанное докажется, недосказанное – важней» - не это ли орлиное видение и постижение по-бунински всего сущего в этом изменчивом мире?
Поэзия Глана, несомненно «есть оправдание нашего бытия, она как бы утверждает за нами право на ту жизнь, которую мы прожили», и я добавил бы – проживаем:
… «Ныряя в плеск и пенье весны без берегов,
В махровое кипенье горчащих лепестков,
Я от восторга, мнилось, слезами изойду,
Поверив в Божью милость в сияющем саду!
Ознобом било кисти от клятвы на устах.
От Врубелевской кисти, увязнувшей в кустах,
Где вспышки озарений метались в миг любой
От розовой сирени до густо-голубой,
Наяды и сирены взбивали пенный вал,
Когда потоп сирени окрестность обдавал –
Сирень была лилова, была белым-бела,
И даже, право слово, сиреневой была!
(Маленькие радости, «Сон о сиянии сирени (диптих)»)
Как я уже писал в одном из предисловий к книгам стихов ГланаОнаняна, цитируя Пришвина: «Есть книги для всех, и есть книги для каждого. Для всех – учебники, хрестоматии; для каждого книга – это зеркало, в которое он смотрится, и сам себя узнаёт, и познаёт в истине. Книга для всех учит нас, как нам надо за правду стоять. Книга для каждого, освещает наше личное движение к истине. Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться - истину надо искать»…
Привожу как иллюстрацию верности этих суждений без всяких купюр письмо, полученное поэтом от одного из почитателей его таланта, для которого «книга освещает наше личное движение к истине»:
Дорогой ГланАрменакович!
Получить от Вас любую весточку – большая радость, но новое стихотворение – радость вдвойне! Все четыре части Вашего «Иронического тетраптиха» виртуозно написаны, невероятно ярки и свежи.
Не устаю восхищаться упругой поступью Ваших строк, но хочется сказать отдельно о четвёртом заключительном стихотворении тетраптиха, особо выделив последние две его строки:
«Вотще телефон навороченный
Вибрирует и пищит…» – как удивительно точно передана вибрация этих «щ» и «р» задыхающейся паузой в строке, этим качающимся ритмом – чудесно просто!
А прекрасные строки «Со мной моя ирония» и «Ирония – меч мой и щит» вообще, как мне кажется, могут послужить своего рода эпиграфом ко многим Вашим лирико-философским стихотворениям!
Спасибо Вам, низкий поклон за приобщение к шедеврам высокой поэзии! И новых Вам стихов неиссякаемого, неподвластного возрасту творческого вдохновения! Всегда ждём их с предощущением истинного Чуда!
С любовью от имени всех почитателей русской поэзии, Константин Шакарян.
Это «предощущение истинного Чуда» - непроизвольно отсылает нас к его давней поэме, посвященной «Трёхгорлому соловью Кавказа», легендарному ашугу, певцу и любимцу всех его народов Саят-Нове – Арутину Саадяну, певшему с равной проникновенностью и силой на армянском, грузинском, азербайджанском и персидском языках! И как прекрасно, что Глан включил в свою 113 книгу стихов этот шедевр,
В то время это было в новинку - поэма-мозаика из 27 осколков с прологом и эпилогом и как её позиционировал сам автор, была им написана и опубликована в 1993 году, но уже тогда, как мне кажется, он в каком-то мистическом озарении предчувствовал и предвосхищал свою грядущее перевоплощение в вечное царство света:
«Как зов, предгрозьем унесённый,
Ашуга жизнь туда влекла,
Где песнопений унисоны
И запах роз из-за угла,
Дудука хриплое рыданье,
Зурнач с навьюченным ослом,
По-над базарными рядами
Ленивой молнии излом…»
(Маленькие радости,»Трёхгорлый соловей» (поэма-мозаика
из фрагментов смальты и осколков
витража с прологом и эпилогом).
А вот строки из его стихотворения , написанное в 87 лет! Какое проникновение в суть всего сущего, какие глаза, которые не только видят насквозь , но и «думают»:
О, жизни хмель и брага, пьяный сок –
Пропитан вами вечности песок,
Но никогда, ни за какие блага
Не станет виноградом эта влага!
(Маленькие радости «От автора – до дна»)
И эти изумительные строки, завершающие этот очередной шедевр:
И станет нам просвеченность видна
Бессмертных ягод, солнечно подвялых,
В багряных бочках, в бурдюках лилово-алых,
В кувшинах красных, в чашах розовых -- до дна!
И мы узреем истину в подвалах!
«Истина в подвалах» - это неимоверное желание Глана «докопаться» - до самого главного в жизни!
А ведь, то, что Глан написал о Саят-Нове, его исканиях, его прозрениях, касается непосредственно и лично автора, Ашуга Тифлисского:
«Три горла соловей имел,
И гордо, горько петь умел,
Три волшебства ему дано,
Но сердце у него – одно:
Ашуг, акын, гусан, сказитель,
Эпохи бард и менестрель,
Меджнун, мессия, искуситель,
Естественный как птичья трель,
Неистово, самозабвенно
Он пел о том, что сокровенно,
И ты его не обессудь
За песен тройственную суть»…
(Маленькие радости «Трёхгорлый соловей»)
И Поэт живёт полной жизнью ,созерцая «мир умными глазами», даже если не пришёл «кому-то ко двору»:
Жив я, жив, пока творю
И любовь боготворю --
Что с того, что не пришёлся
Я кому-то ко двору?
(«Маленькие радости «Жив,я жив»! )
Но Глан не только, как Бунин созерцает «мир умными глазами» – он ещё и «физик с лирой, играющий со Словом в мяч», призывающий дерзать и в те минуты, когда «трясутся устои классической физики» и не отказываться от мечты :
«Рискуйте! Идите на дно,
Рисуйтесь в огнях казино,
Играйте и знайте одно:
К вам скоро заглянет в окно
Зари золотое руно»!
(Маленькие радости.»Казино».)
Может быть и потому Глан ощущает и сейчас , что «шар земной с пол-оборота разбег космический берёт»(«Аз есмь») и . казалось, поэт ещё совсем недавно « в слепом безрассудстве азарта грядущее ставил на кон»(.«Казино») , но порою наступает такая «концентрация тоски и грусти», что ностальгически вспоминается даже свой юношеский смех:
«Ты в юности смеялся от души –
Грусть не помеха!
Теперь с тобой, как память ни души,
Лишь эхо смеха:
Вся жизнь прошла за вехой веха,
А что осталось? Только эхо,
Лишь затухающее эхо
Былого смеха…
Эх, где тот смех»?
(.Маленькие радости «Эхо смеха»)
Эти сорок росчерков золотого пера, которые автор, к счастью, включил в свою 113 книгу стихов, заставляют читателя не только наслаждаться поэзией самой высокой пробы, но и сопереживать с ним каждое движение его «неизбалованной» души :
Ах, душа, ты мной не избалована –
Я живу, забыть тебя стараясь,
Ну, а ты, как воздух из баллона, Всхлипываешь, в мире растворяясь…
Не горел, а сердце опалённое,
Не болел, а голова седая,
И машина жизни запылённая
Стала у кювета, оседая…
(Маленькие радости« Хмуро в небе…)
Хочется писать и писать об этой удивительной книге, но как говорил Гёте: «Трудней главу найти достойную его», поэтому ограничусь самым первым стихотворением, ставшим названием книги:
Жизнь промелькнула на страшной скорости
Безвозвратно, беспамятно – точка и ша!
…Пусть и маленькие, но всё же радости, а не горести
Да обрящет в этой книге душа!
«Да обрящет большую радость душа любителя и ценителя Поэзии в этой 113 изданной книге большого поэта ГланаОнаняна на все времена!
Она найдёт, несомненно, своего читателя, я имею в виду нового читателя, который, как и мы, уже давние почитатели пророческого таланта поэта, вчитываясь в чеканные стихотворные строки, смакуя их на вкус, на слух и на цветовое метафорическое сияние образов, испытает вместе с автором минуты творческого озарения, восторга и радости от встречи с настоящей, исповедальной, истинной Поэзией! "
В завершение этого краткого исследования новой книги стихов Глана Онаняна«Маленькие радости» - ещё несколько строк: автор прав, утверждая позитив обретения в реалиях быта отсвет сполохов Бытия, а самая главная маленькая радость большого Поэта – выстраданная им в жизненных передрягах формула на обороте обложки одной из его щедрых и мудрых книг: «Поэт – не капля в море – о нет, он море в капле!
АЛЕКСАНДР СИЧАНИН
Действительный член Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ)
Член-корреспондент Академии Поэзии
Член Союза писателей Москвы
На снимке Глан Онанян
автор книги " Маленькие радости" - лауреат литературной премии"Образ"
Напишите комментарий...
Свидетельство о публикации №120082208052