1812 На утро ч303
На утро
Колонны рыцарей , нагруженных поклажей,
Несла вперёд "великая победа и любовь",
Но счастья лица , перемазанные сажей,
Творили дух отмщения за кровь .
Пролитую , творя на каждой остановке,
Бивак потерь в отчаянье судьбы,
Утратившей благоволенье в обстановке,
Создавшей истину в Отечестве войны.
Так много обещавшей им в награду,
Что оказавшимся в вине перед собой,
Пришлось творить на деле ту преграду,
Которая вела по выжженной земле домой.
И радость сечи , умолённая Россией,
Творила в душах страшный декаданс,
Как быть в любви , перед Мессией,
И строго выполнять любой приказ.
Когда спасение её и право вето ,
Нависли над поборниками тьмы,
Узнав в себе , истоки Нового Завета,
Всем воспретившие сияние войны.
Воочию открывшейся с Божественных Небес,
Глазами счастья , видевших начало марша,
Узнавших , кто творит в умах повес,
Итоги вечной истины военного демарша.
Отвергнув счастье , устремиться напролом,
Через границы в место жизненного лада,
Творящего захватчикам разгром,
Крестом Христа , творя исток Величия Уклада.
Страны , их ждавшей до Величия Венца,
Вознёсшего Голгофы вечной придыханье,
Признать в себе "величие творца",
Понёсшего в любви позор и наказанье.
За веру , выданную славить эшафот,
Солдатского служения химерам,
Пославшим армию великую вперёд,
Учиться на Руси другим манерам.
В манерках русских , освящённую сиять,
Истоком мира и святой свободы,
Творить везде земную благодать,
И защищать в Любви Божественной народы.
От Можайска до Вязьмы терпели они только недостаток в сьестных припасах,и по ночам был небольшой холод от лёгких заморозков , но на другие сутки после поражения их под Вязьмою , выпал снег , забушевали ветры , поднялись метели . К голоду присоединилась свирепость зимы , и хотя термометр показывал не более 10-ти градусов , но вьюги сделали холод нестерпимым для обитателей полуденной Европы . Пространство от Вязьмы до Смоленска представляло вид беспрерывного кладбища , позорище опустошительной чумы . На дороге , по которой , за два месяца перед тем , гордо шли в Москву непобеждённые дотоле никем неприятели , валялись они теперь мёртвые и умирающие , ползали как гады , по пепелищам сожжённых ими селений , вокруг опрокинутых фур , взорванных пороховых ящиков , по конским и человеческим трупам . Голод , стужа и обуявший их после Вяземского сражения страх ежеминутного нападения , начали помрачать рассудок и налагать немоту на уста их . Иные потеряли употребление языка : не могли отвечать на наши вопросы , смотрели мутными глазами на вопрошающего их, и обнаруживали признаки жизни только движением рук, или тем , что молча продолжали глодать лошадиные кости .
Ослепительною пеленою разостлался глубокий снег , не перестававший идти 5 дней , и почти беспрерывно сопровождаемый порывистым ветром . Сперва дороги покрылись , после утренних морозов , стеклянистым ледяным лоском , были бойки и скользки . Французские лошади , не подкованные на шипы , падали под пушками и седоками , а когда выпал снег , истощались в бесплодных усилиях . Кавалерия гибла ; для артиллерии стали брать лошадей от обозов , а обозы покидать на дороге , вместе с награбленною в Москве добычею . Близ Семлёва , Французы бросили в озеро большую часть старинных воинских доспехов из Московского арсенала . Наполеону было уже не до трофеев ; он старался только о сохранении лошадей для увезения орудий, отвергнув предложение начальника артиллерии , испрашивавшего разрешение покинуть на дороге половину всех бывших при армии орудий , и лошадей из-под них запрячь под остальные пушки . За некоторыми полками шёл до Вязьмы рогатый скот , питавшийся подножным кормом , но под снегом стало не чем довольствовать бродящие стада , и они издыхали.Наполеон и его корпуса шли в Смоленск усиленными маршами , без днёвок . Войска не получали и не могли получать продовольствия , ибо его не было заготовлено на дороге. Они должны были питаться конским падалищем , и сколько ни дорожили лошадьми , но радовались , когда они падали , и кидались на стерво с жадностью ; иных за этою отвратительною яствою окаменял мороз .Число отсталых и безоружных возрастало до такой степени , что Наполеон начинал опасаться превращения всей армии в нестройную толпу людей, не связанных узами подчинённости . Только шедшая с ним впереди гвардия, получая все припасы , какие можно было достать , сохраняла воинственный вид . В армейских полках соделались позволительными всякие средства для сохранения жизни . Солдаты обирали изнемогавших товарищей , снимали с них мундиры и обувь , оставляя их нагими на произвол судьбы. Разрушались связи родства, приязни , службы; исчезало сострадание к ближнему: каждый помышлял только о себе .
Александр Иванович Михайловский-Данилевский (26 августа [8 сентября] 1789 — 9 [21] сентября 1848) — генерал-лейтенант, сенатор, русский военный писатель, историк, автор первой официальной истории Отечественной войны 1812 года, написанной в 4 томах по заданию Николая I.
На утро , в растворяющейся в поле дымке,
Пришёл , рассветным Молохом войны,
Буран ,занёсший снегом все тропинки,
Укрыв Великого Сражения следы.
Избавив сердце от восторгов и проклятий,
Вручив единственный в творении исход,
Найти всем силы в одолении понятий,
Позвавших армию величия в поход.
Собравший силу рода и знамений,
В одни , творящие настрой уста,
Лишив свободы вечных откровений,
Ради величия и яркости холста.
Написанного гордостью и славой,
За подвиг армии , вознёсшей дух крови,
На пьедестал величия державы,
Терявшей силу слова изнутри.
Утратив целостность любви и строя,
Истратив свет и радостью венца,
Сменив величие и сладости устоя,
На рубище и веру беглеца.
Спасавшегося радостью надежды,
Дойти со всеми до конца пути
И обнимая землю в буре снежной,
Покой и счастье смерти обрести.
Забыв зачем прошли в обмане,
Дни жизни в службе строевой,
Дававшей право , измерять чинами,
Почёт и славу вместе со страной.
Купавшей сердце на реляциях и числах,
В восторгах счастья , принимая дух побед,
Лишивших жизни в самых светлых смыслах,
Детей , познавших силу вечных вед.
Ведущих в пекло славой эшафота,
Нависшего над знаменем свободы и любви,
Быть первым в революции исхода,
Мир бросив под ноги величия судьбы.
Возвысившейся властью над толпою,
Страх смерти ,убирая в душах и телах,
Расставшихся навеки со страною,
В заснеженных , безрадостных полях.
России , ставшей местом вечной брани,
Всех , кто искал восторг и дух щедрот,
В истоке Счастья Вечной Прави,
Боготворящей Вечностью Души Единый Род.
Молох(лат. Moloch, греч.[Молох] ; ивр.[Молех] «царственный»), Милхом — упоминающееся в Библии божество моавитян и аммонитян (3Цар. 11:5, 11:7), которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31); по-видимому, мог обозначать эпитет верховного божества, так же, как и Баал (соб. «владыка»).
Википедия.
Свидетельство о публикации №120082206479