Ты не понял, зачем я несу этот крест
И отважился вдруг поведать о счастье.
Что оно мимолётно, но всё равно есть,
Или мы с тобой вовсе слепые пятна
На сияющем солнце безбрежной любви,
Чуем - всего лишь - терпкий воздух рассвета.
С нас довольно ловить и нырять в миражи,
Скажешь ты. И будет вторить тебе лето.
Я поверю, но не возьму тот товар.
Что за блажь, спросишь ты, идти на Голгофу?
Ты разбит, потому что ужасно устал,
С неба сыплются грозы, ливни и строфы.
Небо плачется нам, ну а я что могу?
Утром проснуться, сварить кофе покрепче.
Эта жизнь - не моя. Не пеняй на судьбу.
Я вот боль заплетаю в стихи: так легче.
Свидетельство о публикации №120082202861
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ты не понял, зачем я несу этот крест
И отважился вдруг поведать о счастье.
Что оно мимолётно, но всё равно есть,
Или мы с тобой вовсе слепые пятна
На сияющем солнце безбрежной любви,
Чуем - всего лишь - терпкий воздух рассвета.
С нас довольно ловить и нырять в миражи,
Скажешь ты. И будет вторить тебе лето.
Я поверю, но не возьму тот товар.
Что за блажь, спросишь ты, идти на Голгофу?
Ты разбит, потому что ужасно устал,
С неба сыплются грозы, ливни и строфы.
Небо плачется нам, ну а я что могу?
Утром проснуться, сварить кофе покрепче.
Эта жизнь - не моя. Не пеняй на судьбу.
Я вот боль заплетаю в стихи - так легче.
© Copyright: Лета Гордеева , 2020
Свидетельство о публикации №120082202861
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:
Ты не понял, зачем я несу этот крест
И отважился вдруг поведать о счастье.
Что оно мимолётно, но всё [...таки] есть,
Или мы с тобой вовсе слепые (...котята)
На сияющем [...небе] безбрежной любви,
Чуем - (...) лишь - терпкий [...запах] рассвета.
С нас довольно [...летать] и нырять в миражи,
Скажешь ты. И будет (...) тебе (долгожданное) лето.
Я поверю, но не возьму (...твой) товар.
Что за блажь, (—) спросишь ты, (–) идти на Голгофу?
Ты разбит, потому что ужасно устал,
С неба сып(...я)тся грозы, ливни и строфы.
Небо плачется нам, ну а я (...не) могу?
Утром проснуться, сварить (тебе*) кофе (...).
Эта жизнь - не моя. Не пеняй на судьбу.
Я вот боль заплетаю в стихи - (...между) (...прочем**).
* — себе
** — строчек, вздохов (-ом)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
2
На сияющем [...небе] безбрежной [...<дуги],
Чуем - (...) лишь - терпкий [...запах] рассвета.
С нас довольно [...любви<] и нырять в миражи,
Скажешь ты. И будет (...) тебе (долгожданное) лето.
4
Небо плачется нам, ну а я (...не) могу?
Утром проснуться, сварить (...что) покрепче.
Эта жизнь - не моя. Не пеняй на судьбу.
Я вот боль заплетаю в стихи - (...>) так (<мне) легче.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В последующих двух постах — технический и художественный разборы...
Рихард Мор 2 25.08.2020 12:34 Заявить о нарушении
//ДОЛ4 —
0о/1о1о1о1о — 1* — Х5 (5- стопный хорей)
0о/1о1оо1о1о — 2 — ХД5_а3 (Сапфо, хореический диметр)
0о/1о1о1оо1о — 3 — ХД5_а4 (Призрак)
0о/1о1оо1оо1о — 4 — ХД5_б1
0о/1оо1о1о1о — 5 — ХД5_а2 (Фалех)
0о/1оо1оо1о1о — 6 — ХД5_б3
0о/1оо1о1оо1о — 7 — ХД5_б2 (анапестный диметр на понижение)
0о/1оо1оо1оо1о — 8 — ХД5_в1 = Ан4 (4- стопный анапест)
* — в полной системе Дол4, исключительная серия размеров, идёт от 17 до 24 номеров.
ДОЛ5 —
хорей (Х) и хорео-дактили (ХД):
1о1о1о1о1о — 1 — Х5 (5- стопный хорей)
1о1о1оо1о1о — 2 — ХД5_а3 (Сапфо)
1о1о1о1оо1о — 3 — ХД5_а4 (Призрак)
1о1о1оо1оо1о — 4 — ХД5_б1
1о1оо1о1о1о — 5 — ХД5_а2 (Фалех)
1о1оо1оо1о1о — 6 — ХД5_б3
1о1оо1о1оо1о — 7 — ХД5_б2
1о1оо1оо1оо1о — 8 — ХД5_в1
дактиле-хореи (ДХ) и дактиль (Д):
1оо1о1о1о1о — 9 — ДХ5_а1
1оо1о1оо1о1о — 10 — ДХ5_б2
1оо1о1о1оо1о — 11 — ДХ5_б3
1оо1о1оо1оо1о — 12 — ДХ5_в2
1оо1оо1о1о1о — 13 — ДХ5_б1
1оо1оо1оо1о1о — 14 — ДХ5_в4
1оо1оо1о1оо1о — 15 — ДХ5_в3
1оо1оо1оо1оо1о — 16 — Д5 (5- стопный дактиль)
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРВОЕ. Четырёхдольные размеры, где 4 стопа (предпоследняя) или, в данном случае — 3 доля, имеют односложный безударный интервал — между 3 и 4 ударом — считаются более лёгкими (Л) — 1-2-5-6 . Если двухсложный — более тяжёлыми (Т) — 3-4-7-8 .
Тоже самое касается представленных пятидольных (Х и ХД) размеров — с разницей места стопы - и - доли (4 - 4) и ударности (4-5). На схемах это выглядит так:
0о/(1оо)(1о)>(10)<(1о) — 5 — ХД5_а2 (Фалех) — четыре доли
/(1о)(1оо)(1о)>(10)<(1о) — 5 — ХД5_а2 (Фалех) — пять долей
ПРИМЕЧАНИЕ ВТОРОЕ. В стопном отношении, Дол4 с двухсложной анакрузой, это серия вторых форм 5- стопных размеров. Если вдруг возникает удар на первом слоге, то в системе четырёхдольника, он будет сверхсхемным (на анакрузе) — я буду обозначать его нулевым. В системе пятидольника — как и в стопном отношении. И, если присутствует потеря ударности на первом слоге, то это так и называется.
ПРИМЕЧАНИЕ ТРЕТЬЕ. Проблемы хорея и хорео-дактиля к которым прибился и анапест известны давно. Метрически, анапеста как отдельного метра (метра собственных размеров) не существует. Это показывают (доказывают) любые системы схем (кроме силлаботонических). Где более чётко (так сказать) сие демонстрируют силлабические схемы (которые подчиняются алгоритму Фиббоначи — известному ещё со времён древней Индии — как ни забавно это ни звучало бы). Однако, фактически (практически), — анапест он и в Африке — анапест. На русской просодии — точно. И, в системе дольников, является исключительным (как и вообще), ибо без него — никак. И, в системе силлаботоники — трёхсложных размеров, само собой разумеющийся. Но в дольниках, это всегда проблемы интерпретации. В техническом разборе — буду чудить. При этом — начну с метрики... — чудотворить. (Что ни сделаешь ради Леты).
ПРИМЕЧАНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ. Диметры с эпитетами трёхсложных метров исходят из двухсложного _оо_ безударного интервала между 2 и 3 ударами. Следовательно то, что в этом промежутке меньше идёт на понижение (стяжение), а то, что больше на повышение (расширение):
0/о/1оо11оо1 - дробь
0/о/1оо1о1оо1 -
0/о/1оо1001оо1 = Д4/Ам4/Ан4
0/о/1оо1о0о1оо1 +
0/о/1оо1о00о1оо1 +
0/о/ и так далее
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
МЕТРИКА. Длина стихотворения: 4 катренных строфы — 16 строк.
1. СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ — силлабометрика, смешанные размеры.
2. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — дольниковый; хорео-дактилический* пятидольник с нулевой анакрузой; преимущественно с потерей первого удара. Хотя, ритмически, всё же, стихотворение — //Дол4.
3. СТРОФА — рифменный катрен.
4. СХЕМА РИФМОВКИ — перекрёстная.
5. АЛЬТЕРНАНС — переменный мужской/женский.
* — там, где не так - в техническом разборе (11).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗБОР. По строфно.
ПЕРВАЯ СТРОФА:
++++
«Ты не понял, зачем я несу этот крест
И отважился вдруг поведать о счастье.
Что оно мимолётно, но всё равно есть,
Или мы с тобой вовсе слепые пятна»
1.1 — 8Т - пойдёт. Начало редкое — структуры 2/3 (1/3) — «Ты не понял, / зачем я несу этот крест»
1.2 — 7Т - терпимо. Хотя, порой не поймёшь, как лучше — с ударом на «вдруг» или без него... Но пойдёт.
1.3 — 8Т - хорошо. Энклитика «но_всЁ_равно» — хороша.
1.4 — 6Л - Энклитика «или_мЫ_с_тобой» — хороша. Но конец смазан. Чувствуется. Не совсем хорошо. Тут ещё и аллитерации способствуют резкому «стяжению» — «слеПЫЕ ПЯтна». Но. Со скрипом — пусть будет.
ВТОРАЯ СТРОФА:
+-+-
«На сияющем солнце безбрежной любви,
Чуем - всего лишь - терпкий воздух рассвета.
С нас довольно ловить и нырять в миражи,
Скажешь ты. И будет вторить тебе лето.»
2.1 — 8Т - пойдёт. Но на «любви» подсел.
2.2 — 11Т — дактильный диметр - вылетает на катастрофе 2-3-и-4 ударов. Сбои ритма. И метра (если считать стихотворение четырёхдольником) — но нарушение метра и ритма это разные понятия, поэтому, считать можно как угодно, но нарушение ритма это никак не отменяет. Он — главный.
2.3 — 8Т - пойдёт. Но на «ловле» подсел.
2.4 — 4Т - катастрофы 1-2-3 ударов. На 4 просто сумасшедшая катастрофа — я прочитал «втОрит», когда нужно «вторИт», но и второго ритма нет, из-за неудачной энклитики «вторИт_тебе». Сбои ритма — само собой.
ТРЕТЬЯ СТРОФА:
+++-
«Я поверю, но не возьму тот товар.
Что за блажь, спросишь ты, идти на Голгофу?
Ты разбит, потому что ужасно устал,
С неба сыплются грозы, ливни и строфы.»
3.1 — 4Т - Не знаю как лучше читается строка — с ударением на частице (?) «но» или без. В любом случае — интересно. Вай вай вай... Забыл! Говорю. Хвост «тот товар» — умодробительный. Что и не знаешь, что в нём хуже. Скажу банально, стык «Т-Т» откровенно неудачный.
3.2 — 7Т - Ну, в данном случае не читается номинальная энклитика «спрОсишь_ты». Читается экстремальная (искажающая выражение) проклитика «спросишь_ТЫ». Но пойдёт. Но вопрос не читается...
3.3 — 8Т - пойдёт.
3.4 — 7Т - синтагма «с неба_сыплются» несколько напрягает. Возможно, только для меня — глаголы «сыпЛЮтся», какие-то сверхдеревенские = интеллигенские — из Забульбеников. По мне, так почти всегда, они — «сыпЯтся», а не «сыПЛЮтся» = плюются. Но да ладно — пойдёт.
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА:
--+-
«Небо плачется нам, ну а я что могу?
Утром проснуться, сварить кофе покрепче.
Эта жизнь - не моя. Не пеняй на судьбу.
Я вот боль заплетаю в стихи - так легче.»
4.1 — 8Т - хвост строки «что могу» — не айс.
4.2 — 11Т — дактильный диметр - и здесь катастрофа ритма. И метра. Стык «сварить/кофе» — нечто. Йогнуться можно. Что, собственно, я и сделал. Вот так кофе!
4.3 — 8Т - пойдёт.
4.4 — 6Л - двойной стык в хвосте строки «стихи/так^легче» — это нечто. Это писец какой-то...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ИТОГО: Терпимые нечётные строфы; чётные строфы — строфы-катастрофы. Как замечательно сказано! Тогда как... Но да ладно. (Что не сделаешь ради Леты).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДИМЕТРАХ. Примеры:
К ПЕРВОМУ СЛУЧАЮ:
1.
«На сияющем солнце безбрежной любви,
Чуем - всего лишь - невесомость рассвета.»
2.
«На сияющем солнце обречённой любви,
Чуем - всего лишь - терпкий воздух рассвета.»
3.
«На сияющем солнце безбрежной любви,
Чуем - всего лишь - терпкий воздух рассвета.»
В первом примере, вторая строка — ярковыраженный диметр.
Во втором, это — первая строка. Что способствует ритмической инерции (РИ) и синтагма второй строки с одним главным ударом «терпкий_ВОздух » читается более-менее уверено. Так или иначе, слово «всего», это какая-то перманентная (?) втычка — нахрен здесь не нужная.
В третьем варианте, авторском, ничего этого нет. При этом диметр Ан4, во-первых очевиден, во-вторых, ритмически, из-за скопления согласных в середине строки и самого предлога послецезурного слова, он, скорее — анапестный диметр, идущий на понижение (2):
«На сияющем соЛНЦе БЕЗБРежной любви,» — диметр Ан4
>
«На сияющем соЛНЦе грешной любви,» — анапестный диметр.
От этого, следом идущая строка, мало того, что имеет нулевой удар (ритмически стихотворение — четырёхдольник — не забываем), который на самом деле оказывается первым, потому что это дактиле-хорей, — благодаря РИ, в середине строки теряет «нулевую зону», конкретно слово «терпкий», тем самым разрушая диметр, — ритмически и семантически: «Чуем - всего лишь - терпкий»... — достаточно сильный акцент.
Столько болтовни — проще показать:
«На сияющем солнце безбрежной любви,
Чуем - всего лишь - (...) воздух рассвета.»
Вот это — уверенные диметральные ритмы. Как и примеры под номерами 1 и 2.
ВТОРОЙ СЛУЧАЙ.
Тоже самое — РИ создаётся МОЛЧА, а не декламацией:
«Небо плачется (...), ну а я что могу?
Утром проснуться, сварить кофе покрепче.
=
«небо_плАчется, / ну_а_Я что_могУ?
Утром проснУться, сварить_кОфе покрЕпче.»
0о1оо/оо10о1
1оо1о/о01оо1о
Первая строка создаёт сложный ритм. А вторая ему следует. Хотя подобные синтагмы как «сварить кофе» — глаголы с существительными — всегда будут сложными.
Но это всё так. К слову. Ведь стих, на самом деле достаточно тяжёлый, чтобы его качать посередине. То есть, сжимать — да (но осторожно); а расширять — не (желательно). Хотя... Всякое может быть... Но в данном случае мы исходим из того, что есть. И,
Если всё таки продолжить эту тему, то без «нам», вопрос строки читается без всяких препинаков. А так — более похоже на утверждение — что я могу, то я и могу. Ну, и, скачет этот «хвост» як скаженный — зачем, почему, поди знай...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Надеюсь нигде ничего на напутал... Далее — художественный разбор.
Рихард Мор 2 25.08.2020 12:34 Заявить о нарушении
Размер тяжёлый, что, не знаешь как подступиться к семантике произведения. Брать за основу только смысл слов, фраз, предложений, — чувствовать себя неловко. И процент шутковатости как-то не хочет повышаться. Несмотря на очевидность некоторых деталей. Ладно,
Будем брать за основу главное. А там посмотрим. Вдруг раскачаюсь. Дорогой автор,
1. О каком «кресте» шепчет Ваш герой в юбке? «Мимолётное счастье» =?= «Давай сделаем это по быстрому» — пропускаем.
2. Почему второй герой (в штанах), заговоривший о счастье, вдруг неожиданно сменил пластинку и начал говорить о макияже? Прошу прощения — о миражах! Неожиданно...
3. О каком таком товаре шепчет наша героиня (так проще) — о миражистом или — шо за счастье, вообще? (Ой, — не буду шутковать!)
4. Собственно, после того, как мы задали второй вопрос, картина, вдруг, стала неожиданно проясняться. (Всегда бы так). Ага. Ну ладно. Давайте посмотрим. Что у нас вышло... (Кажись и процент шутковатости немного идёт вверх...) —
У нас банальная пара влюблённых (будем говорить мелосом), один из которых — человек творческий — героиня — виталист (-ка) — другой — обычный хомо сапиенс — человек разумный — менталист. Но не достаточно, чтобы противостоять «выходкам» обречённого виталиста.
Начало стихотворения затрагивает один из «таких» конфликтов, где наш разумный герой оспаривает, хотя, точнее сказать, окучивает бесподобное утверждение безумца о счастье. Пусть, говорит он — счастье мимолётно (где — идиомы - ? - ритма, наконец-таки, ловят за хвост невозмутимость семантики), но — оно есть! (Какая извилистая лапша! — сказал бы я...) Сколько можно плавать в иллюзиях этой свободы? — продолжает сокрушаться менталист — уже во второй строфе. В третьей, безумная героиня, сопротивляясь, — хотя и довольно раздавлено — возможно, под стойким натиском шопенгауэра — всё таки — восклицает! — Долой царя и батюшков! — не путать с поэтом, — Да здравствует партия Ленина, сила народная! — и полилась Марсельеза... — Кант полетел в чулан и открыл томик — Бодлера? — не-е — Карла Маркса с его «Капиталом». Мне не нужен ТОТ «товар»! — и вообще, Тот, это бог Египта! Я всё понимаю, — ты устал терпеть мои бесконечные праздники — у обычных женщин они, раз в месяц, а у меня — каждый день, но — какого фига! — что — я — могу — с этим — поделать?! Разве что кофе сварить. Да покрепче. Кстати, а где он? Где, кофе?! А ну бегом в магаз! Ишь, чё удумал, — у любимой поэтессы вдохновение, а кофе нет... Тунеядец! Марш в магазин! — кому говорю... Да...
Вот и остаётся — нашей доблестной героине — только что — включить ЧайФ, налить чай и — слушать — «Какая боль, какая боль — Аргентина-Ямайка — пять-ноль». И полегчало... — на веере неуловимого восторга...
Да, всё хорошо. Всё вроде бы срослось. Непонятно только причём тут крест и Голгофа... Ну... Можно только предположить о — всё той же «пене» вдохновения — экстазе пафоса — который охватывает всё тебя во время молитвы — оной... Ну... Если только так — то и ладно. Но вообще-то такие полёты вдохновения свойственны мальчикам... И по известным причинам, — само собой. А тут...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ПОДВОДЯ ИТОГИ. Безусловно, история знакомая всем, кто так или иначе связан с творчеством. Даже немного поймал кайф — в последней строфе. Воспоминания захлестнули... Правда, скорее от венца мысли, — (не путать с винцом) — нежели от деталей. О, не дай в пажи вам в спутницы поэтессу — как гласят хроники Тьмутаракани, — разве что мимолётно — «ракеты любви», как никак — утверждают в Наливае, — продолжая разговор о нашем стихо. Но с ритмом, всё таки, необходимо подружиться, дорогой автор. Иначе не в кайф. Хотя... Но это так. Не стоит обращать внимания. На этом, всё.
Рихард Мор 2 25.08.2020 12:35 Заявить о нарушении
А что касается смысла, то это стихо - послание, а адресат должен догадаться сам, что это ему - если снизойдёт до прочтения. Вы не адресат и следовательно ничего не поняли, но я в ближайшем будущем стихо не расшифрую.
Кстати, рекоммендую выучить разницу между строфами и четверостищиями прежде, чем косить под академика;)
Лета Гордеева 26.08.2020 01:25 Заявить о нарушении
Ещё раз повторяю, декламационный ритм и ритм стихотворный, это не одно и тоже. Но ты по прежнему можешь верить себе. Я не против. Что такое телега?
Что касается смысла — опечален. Я-то думал, что мне. Ох... (Лета, Лета, что же ты со мной делаешь...)
Ну и в чём разница между строфой и четверостишием, девочка Лета, знающая, кто такие академики? Давай, — колись! Я — нервничаю...
Рихард Мор 2 26.08.2020 11:05 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 26.08.2020 17:06 Заявить о нарушении
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
2 - ВАША:
На сияющем солнце безбрежной любви, — 12
Чуем - всего лишь - терпкий воздух рассвета. — 12
С нас довольно ловить и нырять в миражи, — 12
Скажешь ты. И будет вторить тебе лето. — 12
2 - МОЯ РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:
На сияющем [...небе] безбрежной любви, — 12
Чуем - (...) лишь - терпкий [...запах] рассвета. — 10
С нас довольно [...летать] и нырять в миражи, — 12
Скажешь ты. И будет (...) тебе (долгожданное) лето. — 15
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ну и кто из нас тут слоги считает? Само по себе — занятие это не благодарное. И нелепое, в принципе, если говорить о дольниках. О дольниках, Лета. Запомните, это название. А ещё лучше — почитайте о них.
Тоже самое относится к фонетике. Но здесь и говорить не о чем. И вообще, я люблю конкретику, а не размазывание детских соплей или женских слёз по поверхности.
Вы рисуете не граффити, а обычные детские рисунки. И оскорбляете себя сами. Но у Вас безусловно есть выход — поплакаться и поставить неугодного в чулан. Или, раз уж такое дело, чую, будете моей любимицей. К которой можно будет время от времени заходить и улыбаться по любому поводу. Ага. До встречи, детка! Не забудь пожаловаться папоньке.
Рихард Мор 2 26.08.2020 17:56 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 26.08.2020 22:41 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 26.08.2020 23:48 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 27.08.2020 09:07 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 27.08.2020 11:10 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 27.08.2020 11:57 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 27.08.2020 12:37 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 27.08.2020 14:12 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 27.08.2020 14:26 Заявить о нарушении