Проходит всё?..
Проходит всё, и нет к нему возврата,
Жизнь мчится вдаль, мгновения быстрей.
Где звуки слов, звучавших нам когда-то?
Где свет зари нас озарявших дней?
(Даниил Ратгауз)
На днях я имел неосторожность проиграть романс на эти стихи, - грустный, с шестью бемолями, - и теперь он почти постоянно звучит в голове. Хотя когда-то я переложил на стихи совершенно противоположные суждения Павла Флоренского:
Всё проходит, -
но всё остаётся,
И ничто не исчезнет совсем.
Что забыто, - тайком отзовётся
На решеньи грядущих проблем.
Где хранится былое, не знаю,
Но приносит плоды свои нам…
И хоть прошлого жаль, - понимаю:
Стало вечным причастно мирам.
Автором музыки я ожидал увидеть Чайковского, но не Рахманинова. Правда, вспомнил, что и Чайковский написал на стихи Ратгауза шесть романсов; и названием одного из них – «Меркнет слабый свет свечи» озаглавлена и моя давняя история.
Всего же около полутора сотен стихов этого поэта стали романсами, причем часть из них – многократно, у разных композиторов. Б’ольшее число, насколько мне известно, только у Пушкина, Фета и Лермонтова.
А вместе с тем – стихи Ратгауза уже больше века не издавались в России. И отношение к нему современников было резко полярным: высоко ценили
Полонский, Лев Толстой, Чехов, акад. Веселовский («Ратгауз – король русских лириков»). Чайковский не только ввел в большой мир начинающего поэта, переложив на музыку присланные ему стихи, но и позже заинтересованно переписывался с ним. Категорически не принимали поэта К.Р., Брюсов, Гумилев…
На память приходит, пожалуй, только один современный пример подобной полярности мнений: философ Мартин Хайдеггер. Мысль обоих неуклонно возвращалась, - хотя и по-разному - к сущности и значению триады ПРОШЕДШЕЕ – НАСТОЯЩЕЕ - БУДУЩЕЕ.
2.
О минувшем забудь, лишь грядущим дыши,-
Память – сердца палач, злой мучитель души.
…
Настоящее – сон, а минувшего нет,
Лишь в далеком грядущем заманчивый свет.
Если можешь забыть, позабудь и не плачь.
Память губит покой, память – сердца палач.
(Даниил Ратгауз)
Несмотря на схожесть с первого взгляда, эти два фрагмента по-разному говорят о прошедшем. «Минувшего нет» это скорее означает несущественность, отсутствие значения прошлого для настоящего: «было и прошло», исчезло. У Хайдеггера это различие между прошлым-прошедшим-минувшим и былым-бывшим, продолжающим влиять на настоящее. Чтож, каждый так ли иначе знаком с обоими вариантами.
А вот заклинание «если можешь, забудь» касается именно значимого прошлого: просто минувшее и само исчезнет. «Память – сердца палач и мучитель души» как бы эмоционально развивает такие слова:
Воспоминания - нечто столь тяжкое, страшное,
что существует даже молитва спасения от них.
(Бунин)
Да, в воспоминаниях таится и печаль об ушедшем и невозвратном, и понимание с вершины прожитых лет о том, что и как надо было сделать, о том, что когда-то чуть измененное настоящее могло привести к совсем иной жизни… Однако необходимость для живой жизни этого действительно тяжелого и неизбывного груза осознается, наверно, всеми художниками (и Буниным в числе первых):
Воспоминанья – вечные лампады,
Былой весны чарующий покров,
Страданий духа поздние награды,
Последний след когда-то милых снов…
Но если вдруг воспоминанья дрогнут,
Погаснет всё, и некуда идти…
(Случевский)
Здесь автор как бы выбирает между забвением и памятью наименьшее зло:
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья.
(Тютчев)
Мысленное, фантомное воскрешение былого – еще одна роль воспоминаний:
И в этот час, который краток,
Душой измученной зову:
Явись! Продли еще остаток
Минут, мелькнувших наяву!
(Блок)
Мучительное сожаление о несделанном, упущенном прорывается у самого Ратгауза. Так, романс «Мы сидели с тобой у заснувшей реки» завершается двойным, почти исступленным «Ах, зачем я тебе ничего не сказал!». (Что конечно, не исключает и варианта «ах, зачем я сказал», который появился бы в противоположном случае).
Вы снова здесь, изменчивые тени,
Меня тревожившие с давних пор…
Какие из утраченных мгновений
Сплетаются в сегодняшний узор?
И что сулят – отраду возвращений
В былые дни… иль совести укор?
Не говори: минувшего руины!
Всё длится звук мелодии единой…
(Н.С.)
3.
«Есть просто неделимая мелодия внутренней жизни, которая тянется как неделимая от начала и до конца сознательного существования».
Очень важное понятие такой целостной, несмотря даже на возможные крутые виражи жизни, мелодии – заслуга одного из глубочайших философов Анри Бергсона. Жизни как длительности, а не набора моментов-мигов:
«Мир, куда обычно вводят нас наши чувства и наше сознание, есть лишь тень его самого; и он холоден, как смерть. Все в нем существует в настоящем,…словно бы постоянно начинается вновь; и мы сами говорим о прошлом как об утраченном, видим в воспоминании факт странный.
Если мы осознаем внешний мир не только поверхностно, в настоящий момент, но в глубине, с ближайшим прошлым, которое давит на настоящее и запечатлевает на нем свой порыв; словом, привыкнем видеть все вещи с точки зрения длительности, - то дремлющее пробудится, мертвое возродится в нашем ожившем восприятии».
Слова Ратгауза «настоящее – сон», я думаю, следует понимать не просто в духе Кальдерона: «жизнь есть сон», а именно как интуитивное понимание неотрывности настоящего от бывшего, от предыстории, - пусть даже слова стихов говорят иначе.
4.
И, наконец, о будущем – грядущем. (Интересно, что в русском языке, в отличие от, скажем, греческого или латинского, существуют только эти два причастия БУДУЩЕГО времени). Скажу честно: я не представляю себе, чтобы такой пессимист, как Ратгауз, ожидал, что «всё станет хорошо», и не берусь толковать его «лишь грядущим живи». Ну разве так: больше не остается времен.
Вообще же здесь уместно вспомнить хайдеггеровское: настоящее приходит из будущего (дословно: время временится из будущего). И это ощущение более или менее явно проявляется в стихах:
Еще звенит в душе осколок
Былых и будущих времен…
(Блок)
На пустынном краю океана
Саудади всей грудью вдохну,
И былое всплывёт из тумана,
И грядущую вспомню весну.
(Н.С.)
Когда ещё мне были новы
Все впечатленья бытия,
Я ощутил уже оковы
Привременного жития…
И жаждал, сокрушив засовы,
Проникнуть за его края:
Испить, внимая шум дубровы,
Из прошлогоднего ручья;
Смотря на зимние покровы,
В грядущем слышать соловья…
(Н.С.)
5.
Неожиданно обнаруженный романс «Проходит всё» я сыграл дочке. И что же? Оказалось, она давно знает его, очень ценит и хранит на телефоне в исполнении Муслима Магомаева.
(Я думал, у меня есть полное собрание записей певца, но там нет этого романса. Теперь знаю, что и Георг Отс пел его.)
Удивительное сходство впечатлений, произведенных на нас с дочкой этим романсом, думается, опровергает слова поэта «минувшего нет». Ведь именно наша общая в какой-то мере прошлая часть единой мелодии жизни привела к такому.
И, надеюсь, разве лишь в редкие минуты душевного расслабления вспомнятся слова Даниила Ратгауза:
Мы – только сон минутный Бога,
А снам Господним нет конца.
Вечность бесстрастно играет минутными снами…
Свидетельство о публикации №120082202415
Борис Пинаев 20.09.2020 02:28 Заявить о нарушении