Время великих поэтов
Пока не было письменности, не было поэтов, кроме великих.
(Из книги "Проблески")
Рецензии
Знаком с Вашей концепцией пяти великих поэтов и, в общем-то, её разделяю. Великих много быть не может. Вергилия Вы не включили потому, что Данте его превзошёл? Часто замечаю, что его и сейчас ставят выше Гомера, даже Борхес в свой список избранного включил именно «Энеиду», а не поэмы Гомера или «Божественную комедию», которую вообще считал лучшим творением мировой литературы.
Харитон Отрадный 22.08.2020 01:20
Заявить о нарушении
Вообще-то говоря, я сам предпочитаю "Энеиду" "Илиаде", может быть, потому, что всё-таки могу читать её в оригинале, хотя и не очень свободно. И всё-таки Гомер великий поэт, потому что происхождение его поэм свыше, т.е. необъяснимо, а "Энеида" всё-таки произведение гениального поэта. Также свыше "Божественная поэма" Данте. Совершенно непостижимо её происхождение, воздействие отдельных строк, да и всей поэмы в целом. А когда не было письменности, также непостижимо было возникновение любого стиха, который мы м.б. до сих пор цитируем, давно забыв о его таинственном происхождении. Вы помните: предполагалось, что "Веды" теряют своё магическое воздействие, если они записаны. Вообще-то стих рассчитан на то, чтобы его запоминали наизусть.
Владимир Микушевич 22.08.2020 23:16
Заявить о нарушении
А Вы представляете себе мир тишины? Невысказанное Слово? Неизреченный свет? Вполне вероятно, что не меньшее величие может находиться в человеческом молчании.
В последнее время думаю о том, что было бы, если замысел Творца пошёл по этому пути: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».
Для Германа Броха, если судить по его знаменитому роману, «Энеида» явно была ниспослана Вергилию свыше и решительно преодолевает личность поэта («Ибо поэзия это зрячее ожидание в сумерках»).
Тогда однозначно, что для Вас Данте превзошёл Гомера, а я подозреваю, что и всех прочих.
Харитон Отрадный 23.08.2020 01:11
Заявить о нарушении
Что касается Данте, то, по-моему, Вы правы. Но что касается "Энеиды", в ней оч. заметно гениальное искусство её автора. Что и есть "золотая латынь". Относительно молчания Вы угадали. Я много времени посвятил исследованию Несказанного в разных культурах. Ярчайший пример - индийское дхвани, а также призыв к молчанию в суфизме, нашедший своеобразное преломление у Тютчева. Вообще Несказанное относится к Сокровенному, как Слово к Откровению. Существует культура Несказанного (индийская культура) и христианская культура Откровенного Слова, где Сам Бог - Слово. В этом отличие христианства от Логоса, ибо Логос всё-таки Сокровенное, а Слово - Откровение.
Владимир Микушевич 23.08.2020 22:59
Заявить о нарушении
Вспомнил Жака Ваше, друга Бретона, поэта, который не написал ни одного стихотворения. Но это скорее юмор. Кстати, насчёт французов: Меня всегда удивляло, что у них трудно выделить кого-то одного. У Англии есть Шекспир, у Италии — Данте, у Германии — Гёте, у Португалии — Камоэнс, у Испании — Сервантес, у России — Пушкин. С Францией очень непросто. Кретьен, Вийон, Расин, Мольер, Корнель, Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Валери. Перечислять можно очень долго. Определиться с лучшим поэтом, да и прозаиком этой державы — задача не из простых. Даже сами французы отвечают по-разному о национальном поэте страны. Вы для себя этот вопрос как-то решили?
Харитон Отрадный 24.08.2020 00:30
Заявить о нарушении
По-моему, это особенность французской культуры. Её своеобразное многоголосие при культе артистизма. А что касается одного поэта у каждой нации, в конце концов, это условность. Всемирной известностью пользуется миф о Пушкине,а, как Вы знаете, Пушкин вне русского языка не прочитан. Действительно всемирно известный русский поэт - Маяковский, даже в несовершенных переводах. Причём, влияние Маяковского, по крайней мере, в первой половине 20-го века, было вполне реальным. А что Вы скажете насчёт Басё в Японии или Ли Бо в Китае? В конце концов, даже о Фирдоуси. Что касается меня, то, как невеста Смердякова, "ужасно я всякий стих люблю", насколько он мне доступен. А что касается французских поэтов, о них замечательно сказал Джеймс Джойс: "У них мало музыкальных инструментов, но спасает их то, что они великолепные музыканты".
Владимир Микушевич 24.08.2020 22:46
Заявить о нарушении