Судьба Слова Эссе

СЕРГЕЙ   НОСОВ

            СУДЬБА СЛОВА
                ЭССЕ

   Во все времена люди любили говорить красивые слова… Демагоги и Трибуны в Древней Греции и Риме одни из первых овладели этим искусством - торжественно произносить во всеуслышание красивые слова и речи…
       Ну и конечно к искусству произносить красивые слова, колдовать и очаровывать, покорять красивыми «волшебными» словами причастна и литература… Причем великая литература, а не литература «рядовая» и будничная…
          Литература будничная и массовая - это словоблудие…
          Это образно говоря попытка «оседлать гордого Пегаса», не имея для этого никакого ковбойского мастерства и никаких данных наездника и укротителя «диких мустангов.»
           В наше время такой литература заполонила собой все пространство Интернета - от края и до края…. Если есть конечно такой край на котором «кончается Интернет».
            Особенно это заметно в нашей России и есть по сути своеобразный (и неизбежный!) рецидив советских времен.
               В советское время и при советской власти с ее неискоренимым стремлением все существующее «упорядочить» и подчинить своей власти, запретить или «официально разрешить» в каких-то самой власти удобных официозных «рамках» писательство считалось почетной профессией.
              Была в советское время такая престижная профессия - Писатель.
Писателю полагалась пенсия, писатель имел право на пребывание и отдых в принадлежащих Союзу Писателей СССР Домах Творчества на престижных (по советским понятиям конечно) курортах,  он мог получить ссуду от советского Союза Писателей на написание романа, он получал баснословные по нынешним представлениям гонорары за свои произведения при их публикации в советской печати.
                Писателями в СССР отчаянно стремились стать очень многие талантливые «пробивные»  и честолюбивые люди.
                Писателей уважали как «привилегированную касту», их считали рядовые обыватели в советскую эпоху чуть ли не «небожителями».
                Шолохов, Симонов, Алексей Николаевич Толстой, а до них и «основатель» советской литературы и советского Союза Писателей Максим Горький купались в неслыханной роскоши, имели в бедной стране все, что только может себе пожелать  сытый и «раскормленный» человек, возомнивший себя «светочем культуры», но знающий прекрасно из какой кормушки и за что он получает свои блага.
               За этими «венценосцами» советской литературы во всем стремились угнаться многочисленные Федины, Леоновы, Фадеевы, Бондаревы… И многое удавалось и им - роскошные дачи и квартиры, «вагоны денег» (правда в рублях конечно) за верноподданическое творчество... И разливанное море всенародного поклонения и  официально подогреваемого почета…
                Все эти удовольствия кончились для советских писателей в одночасье - с развалом СССР.
                Тогда новое российское Государство на литературу просто наплевало.
         А официально пустило литературу в «рыночное плавание»… И оказалось что издание книг дохода толком не приносит, что бумага дорогая, что книги и литературные журналы «в рыночных условиях» не распространить…
              И советские писатели как крысы с тонущего корабля разбежались кто куда - кто в бизнес, кто в эмиграцию, кто в политику с громкими лозунгами «за правду», а кто в запои и прозябание, мрачное и безнадежное…
              Но «свято место пусто не бывает»…. И народная мудрость никогда не подведет - ее надо уважать и ей стоит следовать…
              На смену разбежавшимся «кто - куда» советским писателям пришли самодовольные графоманы.
               И настала новая эпоха в нашей литературе - эпоха восторженного графоманства без границ…
               На помощь ей (и как раз вовремя) подоспел и Интернет с его возможностью создавать «для всех желающих» сайты поэзии и прозы, где каждый публикует все что ему взбредет в голову без всяких ограничений…
                И что называется «пошла писать деревня»…
                Все теперь пишут «в стихах и прозе», соревнуются между собой, хвалят друг друга, группируются по интересам и по «уровню творчества»…
                Это на наших глазах происходящая прямо таки вакханалия самодовольного и восторженного графоманства в нашей стране!
               Возможно нечто подобное есть ныне и в других странах  - и там всесильный Интернет открыл конечно же возможности публиковать всякую чушь как авторское творчество…
               Но в других странах литература не была в ХХ-ом веке на «кормлении» у Государства,  не имела официальных привилегий, не считалась такой уж престижной профессией…
                У нас же все это было… И вызывало нестерпимую зависть толп графоманов и обывателей…
                И только теперь все они получили возможность наконец «утвердить себя»  в литературе … Заявить - «и мы тоже творцы», и «мы поэты и писатели»…   Мы тоже «избранные».
                Этим и пользуются ныне ловкие бизнесмены.
                Сайтов поэзии например в России уже около 60 штук… Немало -  правда же!
                И еще поразительнее цифры по числу Союзов Писателей в России - их теперь у нас больше 40 в стране нашей.
                Как я уже писал в своей статье «Поэзия в эпоху Интернета» (опубликована на литературном портале «Клаузура» в апреле 2019-го года а позже и в журнале «ЛИТЕРАТУРА –НОВА») видимо объективно число нынешних союзов писателей в России превышает число публичных домов в крупном российском городе.
                И это большое достижение конечно.
                Любой нынешний ловкий бизнес-деятель может объявить себя Председателем некого Союза Писателей и собирать «под это дело» говоря по простому деньги с графоманов себе в карман.
                И конечно такие «лавочки» под видом Союзов Писателей растут ныне как грибы после дождя… Бизнес знает - «где деньги лежат»…
                Но грустно за то что происходит (и уже произошло) с нашей литературой. 
                Когда-то была она действительно великой… Было такое время. И в старой (императорской) России настоящей большой литературе благородно поклонялись…
                А теперь каждый встречный стремится доказать и показать что он «тоже писатель», не желая знать ничего о большой литературе прошлого и о подлинной литературе своего времени.
                Это как в старом «бородатом» анекдоте: «чукча не читатель - чукча писатель».


СВЕДЕНИЯ   ОБ  АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США) ,  «АРГАМАК»,  «КУБАНЬ»,  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА),   « ДЕТИ РА»,  «ЮНОСТЬ»,  «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),    «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ),  «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,   «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «ГРАФИТ»,  «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ»,  «ФОРМА СЛОВА»,   «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) ,  «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  « РУССКОЕ ПОЛЕ»,   «СЕВЕР» . «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ (К 125-летию  М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   







         
            
         


Рецензии