Таинство места Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

     ТАИНСТВО МЕСТА
                ЭССЕ

      В каждом месте на земле есть своя изюминка и свое «таинство».
      Если ты в этом месте ненадолго и случайно то ты можешь этого не чувствовать… Но если ты живешь в этом месте месяцами и годами - ты ощущаешь ауру местности очень явственно и сильно…
      Только не надо думать что эта «аура местности» - нечто вечное, от течения времени и его метаморфоз не зависящее…
        Все меняется в жизни… И когда-то и место твое любимое было не тем совсем чем оно тебе сейчас кажется …
        Тем не менее жизнь мы воспринимаем - «здесь и сейчас»…  И впитываем в себя ауру местности в которой жили когда-то на долгие долгие годы…


      
            Я родился на 6-ой линии Васильевского Острова Петербурга. В доме номер 5. Где прожил до шести только лет.
            Но я чувствую место своего рождения и ранней своей жизни - как волшебную «точку» откуда «все и началось…»
            В квартире где я жил до шести лет после отъезда нашей семьи оставался жить младший брат моего отца…
            Мы с семьей иногда  приезжали и позже к нему в гости… Может поэтому ясно сохранился в моей памяти вид дома где я родился и общий  вид этой тихой 6-ой линии Васильевского острова…
             Но все таки по моему необычайно важно в жизни любого человека «укромное место» где он родился и прожил первые свои годы…
                Об этом в последний период советской власти любили много и пафосно писать когда появились ( и причем пропускались тогда в официальную печать) разного рода «дремучие» деревенщики, родившиеся в жуткой «глухомани» но обладающие  чудо-талантом… И творящие якобы чудеса в творчестве…
                И среди этой плеяды писателей-«деревенщиков»  были необычайные таланты на самом деле… Например Валентин Распутин.
                Его «Прощание с Матерой» - шедевр на все времена. Причем, шедевр философской прозы, раскрывающей тайны души человеческой… А не просто «бытописательство» например или что-то иное…
                Такие «сокровенные люди» и поразительные стихийные таланты были в России и раньше - Андрей Платонов например… И они всегда видели мир в образах - пожалуй так как древние люди примитивного наивного сознания его видели когда-то…
                И этот взгляд на мир оказывался  незамутненным и поразительно ярким - ведь он сродни наивному детскому мировидению, которое на самом деле не искажает, а облагораживает реальный мир.
                В детей мы конечно все поголовно и в один миг не превратимся. Но понятое, почувствованное  и усвоенное в детстве - зачастую скрыто наполняет впоследствии и всю нашу взрослую жизнь и конечно же наше творчество, если нам будет суждено творить в этой жизни на ниве настоящей поэзии и искусства.
 
               
        Классика жанра в этом плане - поэзия Рубцова.  Он нечто необыкновенное впитал из жизни в детстве - и это и излил в творчестве своем впоследствии. Как до него и Есенин - действительно великий народный поэт.
           Рубцова как известно «задушила» сожительница…
           В буквальном смысле.   Это страшно. Страшной получилась его судьба…
            Увы не дворянские были уже нравы тогда в советской русской деревне… И жестокость и дикость процветала в это советское время порой  в далеких деревнях России буквально на уровне Средних  Веков.
         И вместе с тем стихи у Рубцова на фоне всех этих жутких нравов - удивительные, чудесные…
           Хотя до есенинской красоты и одухотворенности эти стихи все таки «не дотягивают» - в поэзии как и вообще в искусстве пагубны любые подражания и любые повторения… А Рубцов явно шел вслед за Есениным и по Есениным проложенному уже пути в русской поэзии…
             Но с другой стороны - чуждой всем «деревенщикам» и их «избяной Руси» - на Россию накатывалась   как  большая и шумная волна  скептическая и на вид «западного покроя»  поэзия Иосифа Бродского. Полная  холода разума,  насмешливая и  злая.
              Бродский не мог и не хотел как поэт сказать ни одного по настоящему высокого возвышенного Слова - о Любви, о Жизни, о Счастье…
               Со своим всеразъедающим взглядом обрушился Бродский и на тогдашнюю русскую (советскую) жизнь … И вообще на жизнь как таковую.
              И нашел в ней только Мертвые Души… Как и Гоголь когда-то.
               Но не мертвым ли взглядом сам Бродский глядел при этом на жизнь мира? И не потому ли находил в ней одних духовных мертвецов, похожих на самом деле на него самого!???
                Но все это уже по сути дела о большем и о другом… О судьбах жизни в нашу эпоху и о судьбах Поэзии и Высокой Культуры в нашем мире.
                А если говорить только об «истоках личности» человека то в сокровенном «начале начал» его жизни обычно  кроются разгадки многого из того что с ним произошло

                ---------------------------------------------------
     Я лично помню что меня как человека сформировали две неустранимых для меня и сейчас черты окружавшей реальности - вольное море и печали полное но и романтическое вместе с тем чувство навсегда утраченной России…
        Это было с самого детства.
       Петербург и вообще - идеальное «место» романтических воспоминаний о России как  стране великого и загадочного будущего… Петр Великий задумал  некогда необыкновенный и романтический город… И ведь все таки этот замысел Петра осуществился!
          И именно этот город  Петра - Санкт-Петербург - принес России славу как Великой Державе и как Великой  Империи…
         Ленинград-Петербург - город у моря, у Финского залива… Но парадоксально что именно моря в нем и не было видно обычно…
            Только на оконечности Елагина Острова, где находится нынешний общегородской парк «Культуры и Отдыха» можно было увидеть «волны финского залива»… Или только с верхней площадки бывшего  стадиона им. Коммунистического вождя  1920 - 1930-х годов Сергея  Кирова (где находится ныне уже прославившаяся футбольная «ГАЗПРОМ-АРЕНА»)  гладь залива свободно простиралась перед глазами…
           Есть города в мире - Сидней, Нью-Йорк, и другие замечательные города… где море и морские причалы ближе чем в Петербурге…
            Но и Петербург -  приморский же город.
            С 6-ой линии Васильевского Острова мы в мои ранние детские годы
 ходили гулять на набережную за нынешним Благовещенским мостом ( она вроде до сих пор  называется набережной лейтенанта Шмидта)… Там и в советское время швартовались большие корабли… Зимой они бездействовали у причала. Но почему-то моряки и зимой на этой верфи тоскующих кораблей жили на ссвоеих бездействующих кораблях месяцами…
               И мне с самого раннего детства казалось что я живу рядом с великой Легендой, рядом с каким-то величественным и удивительным Сказанием, конца которому еще не видно…  И многое в котором еще не сбылось.
                Бродский называл в своей поэзии советскую империю «второсортной»… Она по его мнению  соперничества с Западом не выдерживала.
                Но можно сказать сейчас спокойно и вовсе не оправдывая советских порядков - соперничество с культом денег и с обществом построенным на культе денег не выдерживает ничто в земном мире.
                Закономерно что культ денег победил. Но это не был «культ свободы» или культ «прав человека».    
        И «русская легенда» может еще и состояться… Не все в русской культуре и в русских мечтах и надеждах исчерпывается пустыми грезами…
                И давайте посмотрим что будет в истории дальше. 
            
   
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.



      
               
          


Рецензии