To all SoStIcHiRja-нам на ус!

ВСЕМ-ВСЕМ соСТИХИРЯНАМ
И соАВТОРАМ Прозы.ру.
 
                "Музы любят порядок и ясность".

                Мария ВУТИНА, СоСтИхИрЯнКа.
               

Служенье Музам
Не терпит суеты. -
Так полагал
Великий Пушкин,
Написавший 417
Разных по размеру
Форме, содержвнию, -
Стихов, поэм,
Баллад, сонетов,
Эпиграмм,
Романов, Повестей,
Скабрёзных опытов,
Критических статей
И Истричнских повествований
Да посвящений.

Он не сказал
И даже, - очевидно, -
Не подумал
О том,
Что не годится музам
Служить и в балагане
Винегрета
Хранения
Всех опытов своих
И публикаций
В бедламе ящика
Лишь одного
Дубового,
Соснового ли
Письменного стола
"В те поры!",
А более того
В компьютере,
А пуще
В личном Ноут-буке.

А нам, -
Собратье во стихире, -
Понаписавшим
Да опубликовавшим
От сотни до
Тысячи и более
Стихов, рассказов,
Эссе и афорзхмов
Да эпиграмм, -
(Благодаря тому,
 что, - Слава БогУ,! -
 нет на нас Дантесов!), -
 Сам Бог велел
 Собраться раз, -
 Да завести порядок
 В хранении да в раскладке
 По "Папочкам"
 На "Облаке надИнтернетном", -
 GOOGL-овом
 Всех опусов своих.

Как это сделать?
В помощь нам
Совет дала наша всех
Общая СоСтИхИрЯнКа
Мария свет-ВАТУТИНА*.

Чтоб каждый что-то
Для себя, -
("Не отходя от кассы!"), -
ПоЛеЗнОе нашёл
Прямо сейчас,
Статью-совет её, -
(С "Главной Страницы"
 Стихов.ру!), -
Я в Приложении*
НиЖеПрИвЕдЕнНоМ
ПРИВЁЛ.

Ну, братие, -
За дело!
Плюсам ПоРяДкА
В любом деле
Нет предела!

 
 
--------------------------------------------------------
* - См. нижеприведенное Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Мария Ватутина.

                МУЗЫ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК.
                Или
           КАК И ГДЕ ХРАНИТИ СВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
                ПИШУЩЕМУ ЛЮДУ.
             
          
     «Не нужно заводить архивов, над рукописями трястись», – советовал Борис Леонидович, дескать, «не это поднимает ввысь».

     «Рукописи не горят», – безапелляционно заявлял Михаил Афанасьевич устами Воланда, который в подтверждение сказанного тут же вынимал из-под пятой точки кота Бегемота сожженную ранее Мастером рукопись.

     Но все это не имеет никакого отношения к нашей теме. Пастернак имел в виду исключительно писательское зазнайство, чванливость и излишнее себялюбие, а Булгаков и понятия не имел, что если компьютер вдруг накроется, никакой Воланд не поможет спасти рукопись.
 
     Когда-то давно я пришла к своей подруге – замечательному современному поэту – и увидела испуганный, молящий о помощи взгляд. Она потеряла свое стихотворение. -

     В компьютере.

     Когда же я увидела в ноутбуке ее рабочий стол, на котором хранились вообще все файлы, я и сама содрогнулась.

     Это было похоже на салат оливье, причем за каждым флажком файла хранилось еще по пять таких флажков, найти что- либо было невозможно. Выяснилось, что каждое новое стихотворение подруга сохраняет на рабочий стол по отдельности, но иногда, например, формируя подборку для журнала, куда-то их компонует, мгновенно забывая, куда.

     Теперь же, по прошествии долгих лет творчества, когда у нас тысячи стихотворений – даже у самых отсталых компьютерных пользователей выработались четкие правила хранения результатов творчества и различных его вариаций. Повторный опрос это подтвердил.

     «Как ты хранишь свои стихи?» – спрашивала я недавно у своих товарищей, и все давали более-менее разумные ответы.

     Правда, героиня первого абзаца все-таки осталась на примитивном уровне организации собственной лаборатории, каковой и является компьютер, если, конечно, вы не пишете гусиным пером и не храните рукописные листы в дубовом ларце.

     У меня сразу будет предложение: перед тем, как вы продолжите чтение этой заметки, скиньте, если вы этого давно не делали, свои стихи (все или хотя бы последние) прямо сейчас на флэшку, в Мнтернет-ОБЛАЧНОЕ хранилище данных, пошлите файл себе на почту, в мессенджер, запостите в соц. сети, опубликуйте на Стихи.ру или другим способом сохраните свои труды. Продолжаем разговор.

     Итак, вы сочиняете стихи непосредственно в Word или ручкой на бумаге, но перепечатываете на компьютере и храните в нем.

     Это так или иначе приходится делать, поскольку большинство путей реализации стихотворений – это отправка их по интернету. На любые конкурсы, в журналы, в соц.сети вы должны отправить стихи в текстовом файле.

     Кстати, если все-таки произойдет ужасное, и стихи из ваших хранилищ пропадут вместе с хранилищем, запомните, что первым делом их можно восстановить из вашего же почтового ящика, из публикаций.

     С так называемыми «Облаками», - когда огромные гигобайты информации можно хранить на складах интернета, мало кто из поэтов старших поколений пользуется. - Как-то не до этого.

     А вот публикаций в Журнальном зале, скажем, много. 

     И оттуда можно восстанавливать свои потери пачками.

     Также не забывайте об издательствах, которые хранят файлы pdf с вашими рукописями, хотя и это, наверняка, пересылалось по почте.

     Кстати, однажды все та же моя подруга из первого абзаца вообще потеряла свой ноутбук в дороге. Ну, хорошо, не потеряла – украли в аэропорту. И все стихи были только там…

     Я хочу поделиться своим опытом надежного поэтического делопроизводства, ведь в любом постоянном занятии так или иначе образуется делопроизводство, надеюсь, что моя любовь к упорядоченности и систематизации вам пригодится.

     Недавно я подумала, что литературоведение в скором времени абсолютно изменится. -

     Помните, на уроках литературы или в наших гуманитарных институтах мы узнавали, как изучаются рукописи Пушкина, Лермонтова, черновики, варианты, исправления авторами стихотворений в конце жизни, например, тем же Пастернаком, как работал над стихотворением Маяковский или Блок.

     Но ведь с исчезновением рукописных свидетельств работы автора над стихотворением, все подобные исследования канут в Лету. Невозможно будет и предположить, был ли второй том «Мертвых душ», потому что камина не потребуется, зачем, когда есть кнопка «Del»?!

      Невозможно отследить путь создания стихотворения, если автор работает на компьютере. - Есть только последний вариант, и зачастую, невозможно понять, к какому периоду жизни относится стихотворение, если под ним не проставлена дата написания, - если не пролистать весь Фейсбук автора, но результат поиска будет очень приблизительным.

      Думаю, этим никто заниматься не будет. Мы скоро вовсе отделим конкретные произведения автора от его личности и биографии, и вряд ли вообще будущие читатели будут сильно интересоваться самим писателем, если он не медийная фигура.

      Будут интересоваться только результатом интеллектуального творчества
графоманов, поэтов и писателей!
 
      То есть произведение отделяется от создателя, слава (в будущем) – это приложение к книге, а не к человеку, ее написавшему, и последний должен сильно потрудиться, чтобы стать узнаваемым. 

     Некоторые писатели и поэты уже сейчас выбрали для себя такой путь, шагнув в темноту и оставив на свету только свою книгу.

     В связи с огромной волной создаваемой литературы и ее доступностью просто невозможно будет сильно разбираться в судьбе писателей.

     Впрочем, это было моим лирическим футурологим отступлением.

     Вы можете писать много или редко, но в течение долго творческого пути, -
(если Господь будет милостив!), - набирается большой объем произведений, в котором сложно ориентироваться даже самому автору.  -

     У меня накопилось более двух тысяч вордовских страниц текстов (каждое стихотворение с новой страницы), при том, что поэмы хранятся отдельно.

     Но сведение стихов в один файл я произвела только в этом году, на сорок пятом году фактического творческого стажа, - заметьте, - не удаляя того формата хранения стихов, какой был у меня всегда.

     Просто мне было интересно и важно понять, сколько всего у меня стихотворений (хотя бы в страницах), вычистить повторы, выкинуть то, что не имеет смысла исправлять и т. д.

     Коронавирусный карантин c Пандемией COVID-19 помог эту работу произвести. И теперь я могу в одном файле по команде «Найти» – действительно найти нужные стихи.

     Но пользоваться такой неповоротливой махиной для создания, скажем, подборки, очень неудобно.

     С учетом того, что впереди у вас долгий путь писателя,- (Всем до 120-ти!), - следует подготовить виртуальные полки для папок со своими стихами (или прозой). 

     Кстати, тут возможно широкое поле деятельности для программистов, которые могли бы создать такие программы хранения файлов и организации архива для писателей.

     Если посмотреть на все содержимое одной моей большой творческой папки «СТИХИ», там можно найти следующие папки поменьше.

     1. Мои папки со стихами – главная папка, в которой все стихи,
        скомпонованные в папки в хронологическом порядке написания.

     Большинство моих опытных товарищей по цеху хранит свои стихи в «годовых» файлах. То есть, каждый год они заводят новый файл, в название которого входит текущий (начавшийся) год. Так, естественно, легче впоследствии находить стихи для использования.

     Я не обозначаю годами такие файлы.

     Мало того, для всех имеющихся «периодов» моей творческой работы у меня созданы не файлы, а папки.    
 
     Эти папки по праву можно назвать «рабочими», потому что помимо основного файла со стихами за этот период в этой папке сохраняются черновики отдельных стихотворений, может быть, даже не оконченных, забракованных, там же могут «висеть» и какие-то материалы, которые я изучаю в процессе создания сложных стихотворений, скажем, на исторические темы.

     Такую папку я называю, конечно, именем основного файла в ней.

     Назвать такие папку и основной файл для меня все равно, что назвать книгу.

     Именно по такому названию я вспоминаю, какие стихи в этой папке можно поискать.

     Заканчивается такой файл тогда, когда я чувствую необходимость «перевернуть страницу». Это может не совпадать со сменой календарного года.

     Начиная новый файл и новую папку, я, конечно, ставлю дату.

     Важно в таком файле каждое стихотворение начинать с новой страницы, потому что таким образом будет легче работать потом со стихами, формируя подборки.

     Кроме того, во всех своих файлах надо задавать с помощью механизмов Word единый «Шаблон», то есть единые параметры:
      шрифт (размер и наименование шрифта): как правило, везде требуется
      шрифт 12 пт, «Times New Roman»;
      межстрочный интервал (1,0);
      отступы и поля (не надо делать красную строку);
      выравнивание по левому краю;
      печать с заглавной каждой новой строки и другие параметры.

      Важно помнить, что у редакций, а особенно у премий в Положениях могут быть иные требования к параметрам текста. Например, мне сейчас из-за ухудшения зрения нужен увеличенный размер шрифта и на экране, и в распечатке – 16. Но для журнальных сайтов и конкурсов зачастую это – 12, а инога требуется межстрочный интервал – 1,5.

      Важно, чтобы именно эта – главная папка «Мои папки со стихами» (или под другим названием) чаще других копировалась вами на флешку и сохранялась иными способами. Текстовые файлы весят очень мало, их легко пересылать по почте.

          2. Проза – романы и рассказы.

      Внутри этой папки отдельно хранятся романы, отдельно – рассказы. Но мне удобнее, чтобы новые прозаические произведения, еще не оконченные, хранились бы в отдельной папке – вообще на Рабочем столе, а не в «Документах», как все, о чем я рассказываю в этой статье.
 
      На Рабочий стол я выношу такие папки, в которых хранятся свежие проекты, начатые и длящиеся работы.

          3. Пьесы.

      Здесь немного проб в этой области, а также большое количество книг по теории драмы, все это ждет своего часа.

          4. Поэмы и циклы.

      Очень важная папка, потому что в ней не только крупные произведения, которых не так уж много, но еще и тематически подобранные для определенных выступлений или публикаций стихи.

      Именно – тематически, а для хранения подборок, которые я формировала для разных конкретных выступлений, есть другая папка.

      В данной же папке стихи на такие темы, как Великая отечественная война, Москва, гражданская лирика, Украина и много других тематик.

      Такие циклы или тематические подборки бывают востребованы на литературных мероприятиях неоднократно.

      Поняв, что запросы повторяются, я стала собирать тематические подборки.

      Кроме того, у любого автора зачастую бывают темы, к которым он чаще всего возвращается, пишет новые стихи, которые долго и почти случайно складываются в циклы.

      Такие стихи здесь хранятся, естественно, в копии. Основное их лежбище – в первой группе.

         5. Подборки для журналов.

      Важно сохранять отправленные в журналы подборки, их принятый редакцией вариант, поскольку серьезные журналы и другие печатные издания публикуют лишь неизданные ранее стихи.

      И здесь желательно не запутаться, не ошибаться, некоторые журналы могут отказаться от сотрудничества в дальнейшем, если стихи, которые они опубликовали, вдруг окажутся «несвежими». Это как бы такое правило приличия для серьезного автора.

         6. Подборки для выступлений.

      Здесь похожий случай.

      Если вы ежегодно выступаете, скажем, в Ульяновске перед читателями, конечно, следовало бы не дублировать состав стихотворений, ведь состав любителей поэзии вряд ли сильно поменяется за это время.

      Лично я очень не люблю повторять одни и те же стихи в более-менее совпадающих аудиториях.

      Поэтому, к сожалению, была вынуждена уйти из проекта «Кофе на ночь», поэтической театральной постановки, где дважды в месяц мы с моими коллегами по перу, читали свои стихи в сценической постановке с живым аккомпанементом без изменения репертуара.

      Зато поняла, насколько труд артистов отличается от труда поэтов, читающих свои стихи со сцены.

      Артисты играют одни и те же роли по нескольку лет.

      Поэту важно показывать разнообразие написанного.

      Однажды я в очередной раз пришла на вечер моего любимого поэта Сергея Гандлевского. Известно, что Сергей Маркович пишет мало и вынужден читать на своих вечерах одни и те же стихи. Вечер еще не начался, а Сергей был в зале. Увидев меня, он громко сказал:

– Здравствуйте, Маша. А вам-то зачем еще раз это слушать?

      Я от стихов Гандлевского заряжаюсь всегда, но он, в свою очередь, понимает, что разнообразие либо стихов, либо аудитории все-таки необходимо.

         7. Детские произведения.

      Рано или поздно поэт пробует себя в создании детских произведений.
      Что бы там не получилось, лучше это сохранить. И у нас с вами два варианта: либо мы обретем еще одно призвание, либо хотя бы прочтем внукам.

         8. Библиография.

       В этой папке я храню некую общую статью с короткими биографическими данными, данными о наградах и публикациях, со списком книг и описанием фестивалей, в которых я участвовала.

       Эту справку-статью следует не забывать обновлять.
       Она чрезвычайно востребована организаторами фестивалей, интервьюерами, ее можно послать в жюри конкурсов и т. д. Это не резюме, а именно краткая библиографическая справка.

       В этой же папке я храню (но это уже совершенно секретно) файлы с основными паспортными данными, инн, счетом для пересылки гонораров, потому что – вы меня поймете – это самый трудоемкий процесс: перепечатывание каждый раз всех этих циферок и прочих индексов.

       Важно оформлять библиографию правильно. Если вы составляете список своих книг, нужно указывать наименование издательства, год выхода, место (город) издания.

       Если это публикации, укажите наименование подборки, название журнала, год и месяц выхода подборки, номер журнала (ил газеты),  сайта, можно указать и страницу.

       Есть писатели, которые более кропотливо составляют и ведут свою сводную библиографию. -
       Они записывают каждое событие из своей литературной жизни с указанием дат, мест и наименований, включая все мастер-классы, все выступления, поездки, рецензии на их книги, упоминания о них в прессе и т. д.

       Если есть терпение, можно вести и такую летопись своей литературной деятельности.

       В папке с библиографией можно сохранить и большую автобиографию, и анкету, и творческое резюме, и рецензии на ваши книги, то есть это такой «сейф с учредительными документами вашей фирмы».

         9. Мои книги.

       В этой папке я храню в различных папках, пронумерованных в хронологическом порядке, все материалы, касающиеся создания моих книг, а их пока тринадцать.

       Это и сами тексты (но их состав, как правило, меняется в ходе работы над книгой), и pdf блока, и pdf обложки, и правки, присланные корректором, и другие материалы.

       Обязательно сохраняйте последний правленый вариант pdf, называйте его так, чтобы было понятно, что этот вариант окончательный.

       Если есть договор с издательством, можно хранить и его. Дело в том, что в дальнейшем, ваша книга в pdf может быть востребована сайтами издательскими, журнальными, литературными, где можно продать книгу, а также pdf требуют прислать на конкурс, если это конкурс книг.

       Кроме этого, я пользуюсь текстами таких pdf, если мне нужно быть уверенной в том, что я представляю куда-то тексты, проверенные редактором и корректором, ведь именно в книге, в идеале, самый отшлифованный вариант ваших стихов.

       А иногда я посылаю pdf людям, которые не могут купить мою книгу по финансовым или географическим причинам.


         10. Премии и конкурсы.

       Меркантильная, конечно, тема.
       Но, с другой стороны, когда такова твоя ипостась – писать стихи, заработки резко падают. =

       Получить литературную премию – иногда спасение для бюджета семьи.

       Так что, у меня есть такая папка. И там не подборки, которые я уже отправляла на конкурсы, ведь не запрещено посылать на конкурсы одно и то же, поэтому тут не страшно продублировать случайно часть стихов в подборке, и нет смысла хранить такие подборки.

       Нет, в этой папке просто информация о конкурсах и премиях, положения о тех или иных премиях, просто, чтобы не забыть, какие еще не закрылись, у кого какой дедлайн, и часто, я просто записываю названия премий, о которых впервые узнаю из постов своих товарищей. Мне кажется, что есть и вторая сторона премиальной темы. - Иногда нужно подтверждать свой уровень.

         11. Переводы

       У меня переводов мало, но все-таки они есть. А вдруг вы умеете и занимаетесь и этим?
       Тогда обязательно заводите такую папку с тесемками.

         12. Эссе.

       Я точно не знаю, интересны ли все мои эссе и статьи.
       Иногда под постами появляется лавина лайков, и люди пишут, что им нравится, как я рассказываю.

       Но ведь еще я восемь лет писала эссе на разные исторические и литературные темы в журнале, где работала.

       Если все это собрать, могла бы получиться большая книга. Пусть уж будет и такая папочка.
            
          13.Другие папки.

       Также в моем архиве есть другие папки, поменьше, например, с письмами от читателей, стихами друзей, списками рассылки и отдельными произведениями по теории стихосложения…

       Конечно , у меня есть папки, в которых я храню «Избранное», но не для создания книги и не для потомков, а для быстрого поиска основных стихов, формирования подборок для выступлений, то есть когда это нужно сделать быстро, не копаясь в новых стихах, которые еще не опробованы на публике.

       Есть у меня и папочка «Стихи на доработку».
       Это очень трудная папка, потому что дорабатывать что-то полу-написанное, неудавшееся очень трудно, ведь искра дважды не возникнет.
       Хотя некоторые стихотворения мне удалось реанимировать.

       У меня  есть даж и епапка «Поздравлялки», где – вы не поверите – огромное число «стишков по случаю», особенно много их приходилось писать по просьбе руководства, когда я работала в офисе фирмы, где знали, что я могу писать стихи. Над моими «поздравлялками» плакали от умиления и руководители «Антей+» и Тульского оружейного завода, и директор Натали-турс…

       Я сочиняла сценарии корпоративов и новогодних утренников для детей сотрудников в стихах. Ведь невозможно же это просто выкинуть.

       Пусть будет папка. Чисто для архива.


       Рекомендую также пронумеровать все ваши творческие папки так, чтобы они автоматически выстроились по ранжиру: более важные вначале, вверху, менее значимые внизу.

       Как бы вы ни систематизировали свои творческие труды, лишь бы систематизировали. -

       Это очень облегчает «организацию производства», показывает, какие вообще работы ведутся в вашем хозяйстве, и, наконец, помогает сохранить результаты вашего творчества так, чтобы и вам было легко разобраться, и вашим потомкам, если что.

       Но главная причина построить такую систему как раз в обратном: не для «если что», а потому что архив будет копиться, -(с Божюей помощью!), - большой, лучше не запускать. Мне кажется, что Музы любят порядок и ясность.

               
                21 августа 2020-го года.


Рецензии