Посвящение В. Высоцкому
Но много знал твоих стихов и песен.
Наверно, был ты смелым мужиком
И женщинам был очень интересен.
Ты словом бил не в бровь, а прямо в глаз,
А это безусловно уважали,
Ценили твой рифмованный рассказ.
Он был, как ты, совсем неподражаем.
И пел ты так в Союзе лишь один,
Твой голос будоражил наши души!
Ты был кумиром даже балерин.
Отдел особый эти песни слушал.
Ах, как тебе хотелось за "флажки",
Уйти туда, где полная свобода...
Но кони мчались только до реки,
А там, увы - ни мостика, ни брода.
Несли всё дальше полем вдоль реки.
Быть может, в рай тянулась та дорога...
И кланялись вдогонку васильки,
Ещё чуть-чуть - и ты в гостях у Бога!
Ты в жизни был строптивым мужиком,
А жёнам был не очень верным мужем.
С евреями ты больше чем знаком,
Но русским людям тоже очень нужен.
Ах, если бы ты жил не сорок два,
А семьдесят хотя бы с половиной!
Я, думаю, нашёл бы ты слова
Красивые о Родине любимой.
Ты спел бы про Чечню и про Афган,
Сложил бы песню, может, о "Горбатом"...
И ждал с Мариной вас большой экран,
Но ты ушёл от нас в восьмидесятом.
Чёмин А. Р. 20.08.2020г.
Свидетельство о публикации №120082007877
Моё знакомство с Высоцким началось с достаточно раннего возраста. В начале семидесятых в пионерских лагерях "Салют"(станция Правда) и "Уют"(Евпатория) тихий час, который,как правило, длился два часа ,проходил следующим образом: один мальчик развлекал всю палату песнями Высоцкого, а другой стоял на шухере, чтобы вовремя предупредить приход вожатого. Мальчиком, который всех развлекал, был неизменно я , а мальчики,стоящие на шухере, всё время менялись .
К тому времени я уже знал наизусть все имеющиеся у нас в доме на бабинах песни Высоцкого, хотя, конечно, не понимал все подтексты и смыслы этих песен. Причём, к их запоминанию я не прилагал ни малейших усилий: тексты песен сами входили в меня, как будто это и был самый прямой и единственный способ выразить сказанное в них. Смутно помню,что эти записи появились у нас ещё с конца шестидесятых. Мой папа фронтовик очень ревностно относился к военной тематике и , практически,не принимал военное творчество тех ,кто пороха не нюхал. Единственным исключением для него был Высоцкий: его песни папа обожал. "Он не вернулся из боя","Песню о земле" слушал помногу раз. Причём, папа отстаивал значение и первенство Высоцкого среди всех бардов и исполнителей задолго до того, как тот стал "народным героем".
Высоцкий - это , безусловно, фигура для всех. Каждый может найти в нём отражение своих интересов. И это меня отчасти пугает. В частности, я видел на страницах некоторых авторов посвящения одновременно Высоцкому и Сталину. Трудно представить себе два более противоположных ориентира. Тем более, что из воспоминаний Марины Влади мы знаем истинное отношение Высоцкого к Сталину: в одном из эпизодов во время посещения Грузии Марина боялась за реакцию мужа на поднятый тост в честь Сталина, зная его непримиримое отношение к этой личности.
Высоцкий не был диссидентом , но о его оппозиционном,критическом отношении ко многим язвам социализма знал каждый. Не случайно режиссеры,хотевшие снимать его в главных ролях, бесконечно получали отказы сверху или пробивали его участие путём протекции или невероятных усилий.
Возвращаюсь к Вашему стихотворению. Мы не можем знать отношения Высоцкого к Чеченской войне. Афганистан он застал только в последние полгода своей жизни. Не думаю,что он поддержал вторжение, хотя у него не было такой "трибуны" выразить своё мнение,как , например, у академика Сахарова. Думаю ,что песня о "Горбатом" вряд ли бы была гневной или иронической, если бы Высоцкий застал конец 80-х. Даже с позиции нашего времени он вряд ли бы шипел в спину символу несостоявшейся свободы.
Кстати, был проект снять Высоцкого с Мариной вместе в главных ролях какого-то фильма,но от так и остался проектом.
"С евреями ты больше чем знаком". Древние еврейские мудрецы,исходя из указаний Торы, установили принадлежность к еврейскому народу по матери (либо матери матери,либо матери матери итд.). Видимо, именно материнская составляющая, даже будучи незначительной -в предыдущих поколениях, формирует национальный облик человека. Соответственно в этом отношении Высоцкий был русским, хотя возможно,что некая еврейская искра ,внесенная отцом, повлияла на его талант.
"Ах, как тебе хотелось за "флажки",
Уйти туда, где полная свобода...
Но кони мчались только до реки,
А там, увы - ни мостика, ни брода.
Несли всё дальше полем вдоль реки.
Быть может, в рай тянулась та дорога...
И кланялись вдогонку васильки,
Ещё чуть-чуть - и ты в гостях у Бога".
Вот эти строки я бы хотел выделить в Вашем стихотворении. Здесь Вы собрали важнейшие символы его творчества. Здесь и "Охота на волков",и "Кони", "Сон мне. Жёлтые огни".
В целом, очень интересная идея видеть Высоцкого через призму времени и современных событий. Но , видимо,его счастье ,что он так рано ушёл и не успел узнать, что происходит в этом мире.
Графман Леонид Давидович 18.02.2023 21:32 Заявить о нарушении
Я своим друзьям и знакомым ещё в 1970 году доказывал, что Высоцкий это личность, которую будут любить и возносить в будущем.
С уважением, Алексей.
Алексей Чемин 21.02.2023 18:37 Заявить о нарушении