Образ писателя Эссе
ОБРАЗ ПИСАТЕЛЯ
ЭССЕ
Художественная литература имеет дело с образами, творит образы и опирается на образное мышление.
Но не менее чем образы созданные в художественных произведениях важен на самом деле и значим для литературы образ самого писателя-творца.
Каков он этот создатель, творец художественных произведений, чем значима и чем увлекает его личность и его жизнь - это всегда волновало читателей и поклонников не меньше чем творчество выдающегося писателями, чем сами его художественные произведения.
Пушкин - беспечный и вечно юный вдохновенный гений…. Поэт восторженных романтических порывов и незабываемой красоты и радости жизни.
Мятущаяся и трагическая тень Гоголя - создателя нетленных вечных образов зла и уродства (в великих и трагикомических «Мертвых душах») и подлинного народного поэта и сказителя (в чудесных «Вечерах на хуторе близ Диканьки»).
Мучительный образ Достоевского - само воплощенное страдание «во имя человечества» … И страдание именно русское ( «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).
Титанизм Льва Толстого - русский эпос, величие и героика исторической судьбы России и ее народа (великий роман-эпопея «Война и мир») и красота и изломы русской жизни в ее настоящем (захватывающее и исполненное трагизма и печали бытия повествование «Анны Карениной»).
Романтическая героика образа Блока - настоящего русского рыцаря «печального образа», автора возвышенных «Стихов о Прекрасной Даме». Создателя мятущейся и завораживающей «Снежной маски».
А потом и автора «поэмы о гибели» - «Двенадцати» - где действительно сказано на самом деле о трагической гибели «старого мира», а вовсе не о каком-то счастливом рождении мира нового…
--------------------------------------------------
Все это - истинно великие фигуры в нашей литературе… И личность каждого из этих гениальных творцов не менее значима чем само их творчество.
Образы Пушкина, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого, Блока - завораживают и сами по себе… Вне зависимости от того насколько покорило и покоряет их творчество.
И это не случайно.
Отношение к литературе в России - традиционно религиозное… И великие писатели - по своему святые в сознании русского общества. Хотя они более похожи на самом деле на мифологические образы Древнегреческих героев, чем на образы Православных святых, если вглядываться в их жизнеописания…
И для настоящего писателя не менее важно создать и утвердить в сознании современников (а потом и потомков конечно) свой благородный и впечатляющий, наделенный выразительной символикой образ, чем написать значимые художественные произведения.
Художественные произведения, написанные «никем» - по большому счету ни современниками, ни потомками не воспринимаются.
На уровне одного произведения возможна слава автора, который в сознании его современников «никто» и о котором они ничего решительно не знают…
По потом неизбежно начинается процесс выяснения - «да кто же он»… И возникает, формируется постепенно в общественном сознании образ этого «загадочного творца», который должен быть притягателен для общества.
Так было например с молодым Львом Толстым после публикации в некрасовском «Современнике» его «Детства»… Так было и с Гоголем, с Достоевским…
И тут объективно выясняется что людям и обществу в целом важно не только «что сказано» и «что создано» в художественной литературе…
Не менее важно для них и то - а кто же это сказал и создал… Кто он такой, этот вдохновенный художник-творец… И заслуживает ли восхищения, уважения и поклонения сама его личность…
В поздние советские времена и сами писатели уже отчетливо осознавали это.
И Анна Ахматова в зрелые годы и Борис Пастернак создавали свой образ вполне сознательно - они понимали что их истинная роль как символов русской духовности и культуры связана с их личными образами и их поведением в жизни и в обществе.
Проще говоря, они понимали что люди видят как они живут и чем они реально живут, что реально ценят и что на самом деле отвергают. Или люди увидят это потом…
И это будет не менее важно для людей и для общества в целом, чем то что они написали, сколь бы замечательны их произведения ни были сами по себе.
Те большие писатели кто этого не понимали - слепцы. Или им была важна не их избранность как творцов, а какие-то конкретные блага и материальные завоевания и пр. к которым они стремились…
Люди давно отдают себе отчет в том что важно не просто - «что сказано». Важно когда кем и почему это сказано!
Если боец перед решающим боем когда он может погибнуть и скорее всего погибнет говорит о своей великой Родине - это одно.
А если пламенный оратор на многолюдном митинге где ему самому и никому вокруг него ничего решительно не угрожает распинается о своем патриотизме и своей любви к великой Родине - это совсем другое.
И люди это прекрасно чувствуют.
И это чувствуют и читатели литературных произведений - чувствуют степень ответственности автора за сказанное им высокое слово и ощущают глубину и правду этого слова писателя…
----------------------------------------
Можно подумать, что мы ведем выспренный разговор о «высоких материях» в литературе, в эпоху когда вся литература и все «художественное сочинительство» превратилось в пустое развлечение для десятков и сотен тысяч графоманов.
Какая духовность в литературе, какая выстраданность в ней созданного… Сотни тысяч бездарных графоманов сочиняют полнейшую чушь, помещают ее на литературных сайтах и сайтах поэзии … И безумно рады!
Какая там духовность… Какие там избранные писатели-творцы..
Пишут все… Любой кто может срифмовать «стол - и кол», «Маша - и каша»… Тут же это и публикует в Интернете и на любом сайте поэзии…
То что советская власть оплачивала труд угодных ей и ее прославлявших писателей создало в нашем обществе непреходящий прецедент зависти - уже три десятилетия ничего не платят писателям (даже и пенсии не платят не говоря о гонорарах), а все равно людям завидно…
Они ( эти писатели) были - избранные, они были «творцы»… И мы тоже хотим творцами быть.. Или творцами казаться.
И пошла писать деревня…
Сейчас В России с всеобщим повальным сочинительством происходит нечто воистину чудовищное - пишут все.. Пишут и публикуют в Интернете.
Особенно стихи - это же проще всего.
Ситуация примерно такая как если бы на сцену театра балета вышли вместо танцоров бабушки дедушки толстые тетки подростки и хромые и косые и самые уродливые…
И все начали бы вдруг весело танцевать.. И каждый считал бы себя настоящим «балетным артистом.»
Этого в реальности к счастью пока не происходит на балетной сцене…
Бабушкам и дедушкам и толстым теткам с огромными задницами все таки понятно что на сцене в качестве балетных артистов они вызовут только смех и раздражение…. И больше ничего.
Но этим бабушкам и дедушкам, толстым теткам, наглым подросткам и унылым обывателям совершенно непонятно, что их нелепое сочинительство вызывает те же чувства раздражения и насмешки у нормальных и духовно развитых людей.
Вся эта публика пишет и пишет… И заслоняет собой подлинную литературу.
Такова наша эпоха.
Но истинная высокая литература нужна людям, нужна обществу в целом.
Эта литература - важнейшая часть культуры с древнейших времен.
И она останется в жизни человека и общества как важнейшая духовная составляющая как бы ее ни терзали и власть имущие и так называемые «народные массы» поглощенные бессмысленным самодовольным сочинительством до полного безрассудства и безумия.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1960-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №120081903174