Добрый гений. К 135-летию Зинаиды Серебряковой
«Имя твое – льдинка на языке…» М.Цветаева.
"Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее. <…> Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая приятная, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное». Александр Бенуа
Едва представленные публике, картины Зинаиды Серебряковой вызвали восторг и общую симпатию. Ее дебют - «Автопортрет у зеркала» («За туалетом») - стал главным открытием большой выставки «Мир искусства» в феврале 1910 года. Никому не известная 26-летняя художница сразу вошла в первый ряд, в обойму ярчайших художников эпохи.
За ее плечами не было академического образования. Вопреки расхожему мнению, она никогда не была ученицей Репина. С 2003 по 2005 посещала мастерскую О.Э. Браза, но сетовала, что в студии нет ни системы, ни широты освоения рисовальной науки, а ученики предоставлены сами себе. Тем ни менее поверхностные источники до сих пор приписывают ее мастерство то Илье Ефимовичу (который к моменту поступления девушки в рисовальную школу княгини Тенишевой покинул свой пост), то заботам Александра Бенуа (для которого дебют племянницы стал сюрпризом); то частной парижской школе, гордо именуемой Академией де ла Гранд Шомьер, заниматься в которой мог любой желающий, независимо от степени непригодности - лишь бы была погашена стоимость часов в мастерской.
Первые азы ремесла Зина получила от матери: Екатерины Бенуа была ученицей легендарного рисовальщика и педагога Павла Чистякова, и могла реализоваться как график, если бы не ранняя смерть ее супруга, Евгения Лансере. Признанный скульптор-анималист,основатель жанра кабинетной пластики, Евгений Александрович умер, когда Зине было 2 года. Екатерина Бенуа поднимала шестерых детей, а затем и внуков. Говоря о становлении и творческом пути Зинаиды Серебряковой, невозможно обойти фигуру этой удивительной самоотверженной женщины, чье пожизненное служение семье позволило заниматься творчеством всем остальным ее близким.
…12 декабря 1884 года в имении Нескучное явилась на свет Зина Серебрякова - одно из самых светлых дарований русского изобразительного искусства.
Рождественские морозы, комнаты по утрам пронизаны насквозь солнечным светом, по дому снуют краснощекие деревенские девушки – крестьянки Нескучного, всюду смех и топот детских ножек: братьев и сестер у Зины было пятеро. Тема зимы в творчестве Серебряковой звучит как особое состояние счастья, домашнего уюта и обещания чудес:
"Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят". (Осип Мандельштам)
С раннего детства впечатлительную натуру Зины формировала творческая атмосфера семейств Бенуа и Лансере. Здесь все - и малый, и старый - владели искусством рисования. Закономерно, что Зина продолжила семейную традицию, став драгоценным украшением художественной династии Бенуа-Лансере-Кавос-Серебряковых, давших России больше художников и архитекторов, чем какой-нибудь отдельно взятый уездный город… Своих четверых детей Зинаида так же воспитала художниками.
Праздник над бездной.
«Я шью целыми днями... удлиняю Катюше платье, чиню белье... Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом... Живем мы по-прежнему каким-то чудом». З.Серебрякова.
Истинный гений семейного очага, Зинаида Серебрякова воплотила в русской живописи радости тихой домашней жизни, семейное счастье, красоту чистой и незамутненной любви к ближнему, душевную и физическую гармонию. Ее целебное искусство победило все потрясения жестокой жизни, став одной из самых светлых и оптимистичных страниц русской жизни, русской культуры. Этот лейтмотив творчества Серебряковой перекликается с импрессионистической живописью Берты Моризо, Мэри Касатт, Ванессы Белл. Однако и здесь Зина остается верна русской реалистической школе, ее классической ясности и стремлению к монументальной цельности.
Откуда черпала она эти запасы ясности духа?.. Послереволюционные годы стали великим горнилом испытаний. Пропадавший без вести в течении многих месяцев муж - Борис Анатольевич Серебряков - оказался томящимся под арестом большевиков. Отпущенный попрощаться с семьей, он внезапно умирает от тифа. На руках Зины – четверо детей и больная мать… Часть картин и рисунков гибнет вместе с усадьбой в огне поджогов – родное, милое Нескучное, ставшее образом земного Эдема... Невозвратно уходит в прошлое старая Россия. Пол-фунта масла – столько «весило» ее месячное жалованье в Харьковском археологическом музее. Чтобы спасти детей и мать от голодной смерти, Зина трудится, не покладая рук, но выручают только картины, и Зина продает, распыляет свое наследие, лишь бы накормить семью.
В 1920-24 годах, по возвращении семьи в Петербург, старшая дочь Зинаиды – Таня поступила в балетную школу Мариинского театра, того самого, чье здание было возведено еще ее прапрадедом – Альбертом Кавосом. В это время З.Серебряковой была создана целая серия пастельных листов о закулисной жизни балетных артистов и портретов выдающихся деятелей русской балетной сцены.
Шли годы гражданской войны, красного террора, голода и повального тифа. Однако в это же самое время в России расцвело поколение невероятно талантливых поэтов, художников, литераторов, музыкантов. Серебряковой позируют молодая Ахматова, восходящая звезда сцены – Георгий Баланчивадзе (будущий хореограф Русского Балета Сергея Дягилева, тот, что положит начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству), череда балерин, ставших славой русской сцены. Дети потихоньку стали забывать смерть отца, ужасы разорения родовой усадьбы и голод в Харькове. В уплотненном доме прапрадеда их окружали люди, созидавшие культуру страны.
Декабрь близился концу. Дядя Зинаиды – знаменитый художник и искусствовед Александр Бенуа - хлопотал о Рождественских развлечениях, чтобы утешить осиротевшее семейство племянницы. Он собственноручно украшал елку - по давней традиции, не доверяя никому развешивать экзотические игрушки на смолистых ветках. Мать шила маскарадные костюмы. То-то было радости!.. Пригодились и сценические костюмы Мариинки, ставшие незабываемым штрихом атмосферы тех дней. Карнавалы и утренники сменялись репетициями и вечерними представлениями балетов «Щелкунчик», «Шопениана», «Дочь Фараона» и «Времена года». Так появились на свет воздушные изысканные графические листы Серебряковой, посвященные зимним маскарадным действам, Новогодней и Рождественской кутерьме. Чаще остальных на них появляется Катя – младшая дочь Серебряковой и старшая Татьяна, грезившая Анной Павловой.
Спустя 40 лет галерею портретов балетных артистов пополнил и портрет Иветт Шовире в сценическом костюме Лебедя, созданный Зинаидой Серебряковой на закате жизни, в Париже, в 1962 году. Учителями Шовире были русские танцовщики, и «Умирающий лебедь» Михаила Фокина стал продолжением традиций русского балета на европейской сцене. Так подспудно переплетаются нити судеб.
Французские и русские корни в творчестве Серебряковой сплелись неразрывно. Прекрасное и трагическое часто идет рука об руку. Но никогда уже не будет у Зины такого щемящее-теплого Рождества, как в том, голодном Петербурге-Петрограде, где осталась половина ее сердца.
Через тернии
Per aspera ad astra
Ее искусство было призвано напоминать о красоте, о радости, о доброте в эпоху потрясений и бед, стремительно надвигавшихся на Россию, служило противовесом хаосу и отчаянию послереволюционных лет. Написанные в самые тяжелые годы гражданской войны, ее картины стали средоточием мира и любви, примером необъяснимой стойкости и непобедимой силы любящего сердца. Творчество Зинаиды Серебряковой, пренебрежительно поименованное неоакадемизмом, «женским рукоделием», пережило пору забвения - сквозь легкость почерка проступило удивительное мужество, которое проявила в искусстве и в жизни эта хрупкая натура. Тайну этой стойкости Зина унесла с собой, оставив миру свои лучезарные загадки - бережные исследования красоты обыденности, чуждые назидания и обличения; мощный эпос великорусских архетипов - и пасторали, светлые песни очарованности и надежды.
Большое место в наследии Серебряковой занимает жанр, который можно условно назвать "очерками путешествия" - емкие графические и живописные зарисовки человеческих типов и ландшафтов. Россия, Италия, Франция, Марокко; Щемящие образы промозглого Петербурга и пасмурный Версаль, веселая суета Лазурного Берега, выбеленный зноем Марракеш и белые украинские мазанки меж яблоневыми ветвями, - как органично соседствуют они друг с другом!
И все же центром творчества Серебряковой остается человек, к какому бы жанру она ни обращалась: портрету, или к изучению этнических типажей; к кратким бытовым зарисовкам, - этим «путевым заметкам» , или к жанру обнаженной натуры. В ее обширной портретной галерее – русские крестьяне, марокканские бедняки, простецы и аристократы, ученые и странники, богема, и хозяева денег. Никто с такой изысканностью и душевным благородством не живописал марокканцев, нубийцев, коптов, израильтян, арабов - как Зинаида Евгеньевна Серебрякова, заключавшая неизведанную жгучую тайну Востока в столь простодушно-чистую форму.
Другим пленительным достижением Серебряковой является детский портрет, как жанр, приоткрывающий дверь в огромный, волшебный, и подчас драматический мир юной души.
В графике Серебряковой нашел отражение и круг различных профессий: парижская булочница, бретонская кружевница, рыбак из Коллиура, марокканский водонос, араб-музыкант, русский композитор... И, конечно, балетные артисты. Ах этот воздух сцены, мишурных страстей, идеальных героев... Дух маскарадных действ и толчея артистических уборных!.. Вот где по-особому раскрылся живой графический дар Серебряковой. Ее пастельные рисунки дышат недосказанностью и очарованием, и вместе с тем - витальной силой, неиссякаемой теплотой к человеку, любовью к миру.
И конечно, Серебрякова – признанный мастер жанра ню, мастер большой монументальной формы, соединивший в своем методе простоту и предельную выразительность. Более, чем странно, что Париж, в котором она прожила половину жизни, в погоне за сенсациями и новыми течениями не заметил ее уникального яркого таланта - даже в той области, что так близок французскому темпераменту и менталитету.
Влекла к себе художницу и тихая жизнь вещей – иначе говоря, жанр натюрморта в разных его ипостасях. И здесь она соединила классическую ясность русской школы с простодушием и добросовестностью малых голландцев, любовь к вещественности, фактуре осязаемых предметов и импрессионистическую легкость и недосказанность, упоение материальной осязаемостью формы и артистическое мастерство.
Однако мощнее всего ее дар проявил себя в монументальном "Крестьянском цикле", написанном накануне Революции 1917 г. Здесь Серебрякова прозрела источник лирического духа и монументального начала в искусстве и бытовании России: русская крестьянка, женщина, мать, средоточие жизни и покоя и несказанной силы. Одно из главных достижений Серебряковой - "Крестьянский цикл" - противостоит вакханалии расчеловечивания, охватившей Россию в первой половине ХХ века.
Экспозиция наследия Зинаиды Серебряковой
"Все это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь во Франции никакого отклика на мое художество нет (да я и не жду)". З.Серебрякова.
«Время всё по местам расставит.» Майя Плисецкая.
В ХХI веке благодаря современным технологиям, оцифровке музейных фондов, мы заново открываем для себя неисчерпаемый континент русского искусства в изгнании – нашу утраченную Атлантиду.
Закономерен особенный всплеск интереса к творчеству Серебряковой. "Легкое дыхание" и полнота жизни, нерасплесканная красота души и академическое мастерство нашли своего искушенного зрителя. Неповоротливый арт-рынок постарел, А ее творчество все так же пленительно молодо и пульсирует жизненной энергией. За последние несколько лет вышло несколько альбомов художницы, появились новые исследования ее жизни - прежде всего, французского периода, география экспонирования Серебряковой в России включила в себя еще несколько городов.
А началось всё в 1965-м, первая ее выставка в Москве, потом — в Ленинграде и Киеве нарушили "заговор молчания" вокруг имени художницы, эмигрировавшей из России в 1924 г.
Затем - знаковая выставка в Третьяковке в 1986 году.
Следом были выставки в Русском музее, Третьяковской галерее и на частных площадках.
Первый большой показ работ Серебряковой после продолжительной паузы произошел в 2014 года в Третьяковской галерее — он был целиком посвященный зарубежному периоду Серебряковой и содержал произведения из парижского фонда Fondation Serebriakoff.
В 2015 году коллекция работ художницы из Русского Музея экспонировалась в Казани, в ГМИИ РТ. В нынешнем году /с 6 сентября по 16 декабря 2018 г./ эта знаменитая коллекция гостит в Ярославском художественном музее.
Под знаком Зинаиды Серебряковой прошел в художественном мире России 2017 год – со дня ее смерти минуло пол-века. В преддверии этой даты Третьяковская галерея организовала ретроспективу работ художницы, собрав в Инженерном корпусе 220 произведений из музеев России, Белоруссии, Франции, и из частных собраний. Это была самая полная за последние 30 лет выставка Серебряковой, позволившая увидеть не только те картины, что хранятся в нашей стране, но и ту часть наследия Серебряковой, что осела за границей, в закрытых коллекциях.
С 4 июля по 29 августа 2017 г. в Центральном доме художника на Крымском валу (Москва) Антикварная галерея «КАБИНЕТЪ» совместно с галереей «Form & Bronze» прошла выставка «Скульптор Евгений Александрович Лансере и его дети: художники Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, архитектор Николай Лансере».
В настоящий момент в Выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств открыта выставка “Отец и дочь”, посвященная 170-летию со дня рождения выдающегося русского скульптора Е.А. Лансере*. Здесь представлены работы из фондов Калужского Музея - 4 скульптуры Лансере - и работы французского периода З.Серебряковой, которые были приобретены музеем у дочери художницы Татьяны Серебряковой в 1973 году. Данная выставка - это настоящий творческий диалог двух самобытных мастеров, где "репортажные" эскизы "марокканской серии" (созданные в 1928 и 1932 годах) дочери перекликаются с этнографизмом и точностью деталей в произведениях ее отца. Любопытно, кстати, что Е.А. Лансере так же предпринимал творческое путешествие в Алжир в 1883 году, и оставил свой "алжирский цикл". И между этими путешествиями прошло почти пол-века.
Сегодня недооцененный дар Зинаиды Евгеньевны наконец нашел признание: художница, которая на чужбине годами не выставлялась и попросту была вытеснена на обочину шумной толкучки европейского арт-рынка, обрела своего зрителя и исследователя как на родине, так и во всем мире.
/Октябрь 2018./
* выставка действовала с 5 сентября по 16 декабря 2018 г.
Свидетельство о публикации №120081800136