Андерсен ГХ - в чем сила сказок? Психология

В детстве я любила слушать сказки Г.Х.Андерсена. Мама читала перед сном. Повзрослев, перечитала кое-что «сознательно». Сколько же в них боли, безысходности и даже отчаянья?!
Разве такие «сказки» нужны нашим детям в современном мире «добросовестной»(ага) конкуренции?
Учат ли они страдать и жертвовать собой, терпеть, отдавать последнее и жалеть себя до смерти в ожидании чуда? В любом случае, такая зашкаливающая сентиментальность до добра еще никого не доводила. Уж лучше наш родной Емеля - лодырь, зато смекалистый и веселый (я, кстати, с иронией, да без злого умысла - русские народные сказки - это особая тема, без них ребенка растить - да не вырастить). Да и сам датский сказочник не считал себя исключительно детским писателем.
Но что же не так с Андерсеном, неужели...
Русалочка - «жертва» безответных чувств, «задолбала» принца своей любовью, между делом сделала пластическую операцию, и демонстративно самоубилась на его свадьбе? Принцесса на горошине - дура чувствительная, вообще стала синонимом белоручек и привередливых к быту девиц (такая в горящую избу не залезет, да и борщ вряд ли состряпает)?
Свинопас (бедный принц) - наивный мальчишка, пытавшийся завоевать любовь меркантильной красотки при помощи подкупа?
Девочка со спичками - просто жутко, замерзла в канун Рождества.
Герда, прошедшая босиком полмира, в поисках обозлившегося и бесчувственного Кая, старающаяся во что бы то ни стало высвободить его из лап Снежной королевы... Что ж, у нее по крайней мере получилось и Кай в конце не заморозил её в ответ на доброту и ласку. А вот у современных девчонок почему-то не получается, алкаши спиваются, кобели продолжают изменять, хорошо если не бьют. Чем сказка виновата?

 Я погорячилась: мол такого правдивого «намека» моим детям ненадобно, будем воспитывать силу воли и «настраиваться на позитив» (не люблю это выражение). А что же на самом деле?

Г.Х. Андерсен обладал глубокой эмпатией, очень тонко чувствовал внутренний мир и переживания героев, в силу чего его сказочные образы необыкновенно психологичны и правдивы. Чему учат эти сказки на самом деле? Чувствовать! Любить! Бороться за свои чувства! «Чувствительный человек» уязвим?
Чувствовать страшно. Однако именно подлинная чувствительность (а не жалость - о ней как-то писала) является неотъемлемым спутником здорового, а значит и счастливого человека.
Чувствовать самому и радость и горе, и злобу, и любовь, и страх, понимать свои чувства, давать им волю и переживать их в полную силу (принимать), а также чувствовать другого человека - уважать его право на свои собственные чувства, понимать и разделять сколь это возможно его горе, радость, любовь
... и даже уважать его право на гнев...
В этом и есть подлинное счастье.
Когда мы, наконец, поймем, что  залог счастья состоит ни в том, чтобы не знать горя (это, увы, невозможно), а в том, чтобы уметь прочувствовать горе и ПЕРЕЖИТЬ его. Не подавить, спрятать за маской высокомерия, обесценить, но выплакать, как осколки кривого зеркала троллей, попавшие в глаза Каю.
Это и есть то самое конструктивное переживание травмы, о котором говорят психологи. Выходит совершенно парадоксальная штука: в нашем черством мире, где для выживания так требуется быть сильным   и невозможно не столкнуться с несправедливостью и жестокостью, единственное, что поможет человеку выйти без ущерба из бури невзгод - это подлинный контакт со своими чувствами и (совсем хорошо) - эмпатичная, любящая поддержка друга.
 И именно эту самую чувствительность призваны взрастить (или оживить) в нас сказки Г.Х. Андерсена. И эта чувствительность на первый взгляд может являться нашей уязвимостью, но она же и наша сила. Мы привыкли считать, что чувствительного человека легче ранить, чем «бесчувственного». На самом деле это неправда! И те и другие ранимы одинаково. Но чувствительный человек имеет ресурс, чтобы пережить (заживить) свои раны, он плачет, для того чтобы после снова быть счастливым. Этот ресурс и есть его подлинный неприкрытый контакт со своими чувствами. «Бесчувственный» же человек, как стойкий оловянный солдатик, не изменится в лице, со стороны (да и ему самому) будет казаться, что эти беды ни по чем, на самом же деле, он постепенно сгорит в огне подавленных страстей (см. психосоматика) и никогда не будет по-настоящему счастлив.
Повторюсь,  сейчас речь идет о подлинной чувствительности и эмпатии, а не о нарциссических  «страданиях» по поводу мнимого ущерба, причиненного их раздутой гордости, не о жалости (как проекции самого себя), не о позерстве своими бедами или своей наигранной «чуткостью», ни о чем таком. Тут важно не путать.

Сказки Г.Х. Андерсена требуют правильной интерпретации. Не стоит воспринимать горошину буквально. Андерсен не ставил своей задачей донести до нас мысль о том, что все «настоящие принцессы» - привередливые в быту белоручки, совсем нет. Он хотел сказать, что настоящие принцессы - не те, что одеты по моде и ездят в карете, а те, что умеют чувствовать. Девушка пришла в дождливую ночь и была одета в лохмотья, но только она одна смогла ПОЧУВСТВОВАТЬ... а горошина - это всего лишь размер. Причем, для здоровой личности одинаково важно чувствовать не только других людей, но и себя. Строго говоря, именно с осознания и принятия своих чувств начинается путь к пониманию других.

*** «Снежная королева»... Психологически, это история исцеления Кая от нарциссической травмы, необыкновенно точно воспроизведенная гениальным сказочником. Если интересно - об этом подробно написано в статье Малейчук Г.И. и Олифирович Н.И. (журнал Практическрй психологии и психоанализа, 2009г., №3, статья: «Особенности терапевтической работы с нарциссической травмой»), не буду повторяться.

Итак, сказкам Г.Х. Андерсена определенно быть! Хотя есть одно немаловажное «НО» - сказки с грустным концом. И относится это не только к датскому сказочнику.
Если с «хеппи эндами» все более менее ясно: делай как главгерой, и счастье будет за тобой, - то с грустными концами не всякий взрослый разберется. То ли мир жесток, то ли кто-то не так выучил урок?
Грустные сказки - сказки предостережения. Их стоит читать только в оригинальных текстах (без сокращений),  и желательно рассказывать ребенку о смысле прочитанного, а если Вы и сами не уверены, что верно понимаете посыл, то лучше и не связываться. Я вот не рискую пока. За исключением колобка, но даже этот харезматично-артистичный комочек ;теста, порой производит настолько позитивное впечатление на малышню, что даже быть съеденным в конце сказки уж представляется не ловушкой  его собственного тщеславия, а, скорее,
несчастным случаем, что в корне неверно.

РУСАЛОЧКА
Почему у Русалочки не получилось то, что удалось Герде? Значит ли это, что любить плохо - смертельно опасно? Или что-то не так с самой героиней и её «любовью»? С точки зрения психоанализа, дело в том, что Русалочка пыталась добиться любви истинного нарцисса, а нарциссы, как известно, любят только себя и собирают свиту. Поэтому, «Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты», - ну как собачонке, ей Богу! Герда же, возвращала в мир чувств некогда доброго, отзывчивого и любившего её всем сердцем мальчишку - такая игра определено стоила свеч.
На самом деле путь русалочки - это не путь мазохистического самоотвержения ради «любви» (как может показаться на первый взгляд, да и, что там греха таить, - как интерпретируют некоторые психологи-сказковеды). Путь русалочки - это (как ни парадоксально) путь обретения себя, обретения контакта с собственными чувствами, путь к «человеческой бессмертной душе». Он в корне отличается от пути Герды, которая уже любит, уже чувствует и борется за свою любовь. Русалочка - не человек, а холодная дива морская. Русалочка «любит» каменную статую и мечтает о том, чего не ведает. Русалочка хочет тепла и любви, хочет обрести вечную душу (чувствовать = стать человеком с душой), но не знает, как это сделать. «Пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя»... и это первая ловушка (испытание). Ни красота стройных ножек, ни собачья преданность не способны разбудить человеческой любви. Ни любви другого человека должна добиться героиня Андерсена на самом деле, она должна научиться чувствовать как человек и полюбить сама, хотя прямо об этом никто не сообщает ни ей, ни читателю. «Любовь» русалочки к каменному изваянию, а затем - к нарциссическому принцу, то не любовь еще, а заблуждение, зависимость, инфантильное желание примазаться к чужому величию - называть можно как угодно. Холод тянется к холоду, бесчувственная морская дива - к столь же холодному принцу. Чтобы добиться любви принца Русалочка приносит в жертву свои голос и хвост. Тут можно снова ошибочно говорить о самоотвержении, потере контакта с миром (но каким миром? - морским миром - холодным домом, не воспитавшем в русалочке чувств), о неспособности заявить о своих чувствах (потеря голоса), но если чувства еще не зародились, то не о чем и заявлять. Кроме того, разве мы не знаем, как порой обманчивы бывают «слова любви»? Ни голос, а глаза (“говорящие глаза” Русалочки, как их называет автор)являются зеркалом души. Так что, по факту, русалочка ничего не теряет в плане своих глобальных целей, а напротив, избавляется от балласта.
И она, подобно ребенку, входящему в мир взрослых людей (маленькие дети тоже не умеют говорить), испытывает первую фрустрацию, первые ощущения... Поначалу чувствовать, если ты до этого был заморожен целых 15 лет - это больно. Первые шаги чреваты падениями - пусть и преувеличено описывает автор боль Русалочки, но она наконец обрела ноги и с ними свободу передвижения! Сколько шишек набьет маленький ребенок, прежде чем научится бегать? И иногда эти шишки больше волнуют мать, чем само дитя.  Так и читатель, подобно беспокойной мамаше, больше переживает за покинувшую дом Русалочку, нежили она сама беспокоится о себе. Не все понимают выгоды наличия ножек, интерес к миру завсегда сильнее боли, и Русалочка достойно справляется с этим нелегким испытанием.
Принц не полюбит Русалочку, это невозможно. Так и человека, не научившегося в детстве любить, не полюбит никто даже когда он вырастет. Ребенка учит любить эмпатичная добрая мама. Русалочка вынуждена учиться сама.

«Заботливые» сестры предлагают русалочке сделку (последняя ловушка), убить принца и вернуться в холодный, вечный морской мир. Отомстить, предать душу - спасти тело (и рыбий хвост)?
Русалочка колеблется, но несмотря на отсутствие рациональных выгод, не совершает злодейства. И это лучшее, что она может сделать в своей ситуации, благодаря этому выбору она попадает к феям воздуха и у нее появляется теперь уже реальный шанс обрести бессмертную душу. Символичны слезы - ВПЕРВЫЕ появившиеся на её глазах в момент «смерти» (глаза - зеркало души, как мы помним).
Смерть в интерпретации этой сказки я бы не стала понимать буквально. Русалочка не смогла построить истинной любви на земле, вследствие чего, она не становится человеком, но она и не умирает, не перестает существовать, как это рано или поздно случится с любой из её холодных сестер, и как это могло бы случиться с ней, останься она русалкой.
«Смерть» в данном контексте - это всего лишь окончательное исчезновение старого, бездушного, символом чего является русалочье тело, и зарождение новой, легкой, воздушной жизни.
Конечно это не подлинное единство тела и духа, которое могло бы принести Русалочке настоящее счастье и сделать её человеком, но это все-таки и не то существование на прекрасном и холодном дне морском, единственное, которое она могла получить от рождения. Отныне Русалочка сама может чувствовать, творить добро и помогать детям обретать то, что так было необходимо ей - настоящую любовь.
Мы помним, что у русалочки не было любящей человеческой матери, которая   могла бы дать ей безусловную любовь еще в детстве, вследствие чего, она ищет замену этой любви от другого человека. Исход очевиден, однако, остается загадкой, может ли научиться любить дитё, любви не знавшее?! Но надежда - надежда не умирает.


ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ
Сказка «Девочка со спичками» используется в психотерапевтической работе с наркоманами и прочими зависимыми людьми (см. статью Юлии Власовой «Спичка за спичкой: тема зависимости в сказке»). Аналогично Крошечке-Хаврошечке, Настеньке из «Морозко» или даже Золушке, Девочка Андерсена сталкивается со сложными жизненными задачами, непосильной работой, непониманием, отторжением родных, но не справляется, не может продать спички, уходит в мир иллюзий, как единственную эмоциональную отдушину и... замерзает. В чем же разница? Я думаю, здесь был нарушен баланс фрустрации и поддержки.
В идеале, родитель, чтобы вырастить успешного и счастливого при этом ребенка должен обладать двумя
важными качествами: эмпатия (проще говоря, любовь) и строгость (не псевдострогость, выражающаясь в гиперконтроле по мелочам (тут как раз нет ни строгости, ни понимания), а самая настоящая строгость или даже жесткость и последовательность при направлении ребенка в процессе обучения и работы, включая систему «наказаний»).
Такое сочетание строгости и любви редко встречается в одном лице, чаще всего один из родителей выступает в роли требовательного (не злого, а именно требовательного, что ошибочно может быть воспринято как злоба) тренера-работодателя, а второй - в роли любящего и понимающего «друга»-помощника, роли могут меняться или даже принадлежать, не родителям, а иным близким людям (бабушка, например), но в совокупности это дает возможность ребенку конструктивно преодолеть стадию врожденного детского нарциссизма (см. Сэнди Хотчкис).
Работать и преодолевать сложности, не бояться, уважать других, знать свое место в позитивном смысле, не обозлиться (даже на мачеху, которая, кстати сказать, оказывает медвежью услугу своим родным дочкам, не приучая их к труду - слишком мало фрустрации и много «любви»), и конечно же любить - вот залог успеха.
Но все успешные героини  помимо фрустрирующей мачехи имели и понимающего, эмпатичного друга, который хотя и не в силах был отменить распоряжение мачехи, но поддерживал и любил девушек. Коровушка - у Крошечки-Хаврошечки, старик-отец - у Настеньки,   фея-крестная - у Золушки.
У Девочки Андерсена такой близкой души, по всей видимости (мама и бабушка умерли), не нашлось, и не самую лучшую, но все-таки замену ей составил коробок спичек.
 «...Туда, где нет ни голода, ни холода, НИ СТРАХА...» Андерсен заканчивает сказку дерзким утверждением: «Девочка хотела погреться», — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье».
Что в этих словах? Вызов? Гордыня жертвы? Реабилитация зависимости (наркотика, например), как последней отдушины для отверженного человека? Обвинение людей в глупости и меркантилизме? От спичек ведь не согреться, ни для этого Девочка их зажигала, и НЕ СТОЛЬКО ТЕПЛО ФИЗИЧЕСКОЕ, СКОЛЬ ДУШЕВНАЯ  БЛИЗОСТЬ, ПОНИМАНИЕ И ЛАСКА НУЖНЫ НА САМОМ ДЕЛЕ страдающей хрупкой душе.
Я не могу сказать, что все вышеперечисленное не имеет места быть, но думаю, даже прямое понимание этих слов - есть истина... Тут практически прямо высказанный автором призыв: не надо жалеть жертву после смерти. Поздно. Она умерла, была по-своему счастлива и достойна лучшей жизни. Просто похороните её, отдайте последнии почести, переживите. Жалость, как это ни странно, разрушает и жалеющего и того, кого жалеют. Ни на эту ли удочку удушающей жалости попадаются «спасатели»: родственники и просто близкие люди алко- и наркозависимых личностей? Не благоразумнее ли «поверить» в то, что даже «спичка» может дать человеку капельку счастья, чем терзать себя тем, что изменить уже невозможно? Я думаю, вернее хочу верить, что в такой концовке автор не столько бросает вызов бесчувственным эгоистам, сколько заботится о тех, кто всерьез решит угробить свою жизнь на пролитие слез по человеку, сделавшему свой последний, пусть и не самый удачный, но все-таки выбор.
Чему учит (т.е. от чего предостерегает) «Девочка со спичками»? Думаю, сейчас это будет легче сформулировать.
На месте Девочки:
1. Выжить любой ценой.
2. «Спички» - прекрасная поддержка, и в то же время иллюзия, ведущая к смерти.
3. Искать поддержку в живых людях, в крайнем случае попытаться поддержать себя самому - и см. п.1.
4. Не обозлиться, не перестать чувствовать, не замерзать эмоционально!
На месте людей (прохожих):
1. Сочувствовать людям! Именно отсутствие Вашего своевременного сочувствия приводит к тому, что люди (особенно дети и подростки) находят его в иных ВЕЩАХ.
Хотела написать «и помогать», да во время опомнилась - помогать как раз не надо, понимание, сочувствие и поддержка - то, что дает человеку силы справиться самому, - не стоит отнимать у него эту возможность.
2. Когда спасти человека уже невозможно, не жалеть, но сохранить добрую память о нем.
И последнее: «Девочка со спичками» не выращивает поколение наркоманов - она предостерегает от зависимости и лечит больных. Читайте Г.Х.Андерсена обязательно, читайте с любовью, не бойтесь, ведь ни одна сказка еще не была страшнее жизни.


Рецензии