Стих Адама

Стих восходит к именам, которые Адам давал тварям, не ведая, что каждым именем нарекает Бога.

(Из книги "Проблески")


Рецензии
В «Проблесках» Вы обронили очень розановскую по своей сути мысль: «Кто не знает плотской любви, тот не может не питать физического отвращения к человеческому роду». Интуитивно, задним числом, невозможно с Вами не согласиться, но хочется глубже понять механизм становления, почему, во-первых, мы так считаем, и почему, во-вторых, мы в итоге, скорее всего, правы. Я считаю, что эта мысль верна по отношению к Леопарди, Кьеркегору, Вейнингеру, Майнлендеру (чудовищно недооценённому даже у себя на родине) отчасти к Паскалю и Канту, но правдиво ли это касательно, к примеру, траппистов и схимников?

Харитон Отрадный   18.08.2020 18:12     Заявить о нарушении
По-моему, целостность - это единство различного или совмещение несовместимого, полифония, как говорил Бахтин.

Владимир Микушевич   18.08.2020 23:07   Заявить о нарушении
Под единством различного в данном случае Вы понимаете плотское соитие мужчины и женщины, которое ведёт к целостности?

Харитон Отрадный   19.08.2020 03:42   Заявить о нарушении
Также и это, но это частный случай того, что мы называем бытие (творение в отличие от Творца и потому единое с Творцом). Творящий Эрос.

Владимир Микушевич   19.08.2020 22:52   Заявить о нарушении
Я где-то читал, что дьявол больше нуждается в нашей ненависти к нему, которая его питает, чем к безразличию, которое ничего ему не даёт.

Леопарди, Вейнингер, Майнлендер не только не познали плотской любви, но и отвергли Творца. Двое последних, как Вы помните, самоубийством. Я склонен связывать эти факты, как вытекающие один из другого. Они презрели плоть, презрели собственное бытие, отвернулись от Творца. Напротив, трапписты и схимники искупают своё целомудрие любовью к Богу, спасая себя таким образом от той всепоглощающей ненависти, которая могла захватить их сердца, не откройся им Творящий Эрос.

Думаю, что суфийское «фана» выполняет ту же функцию духовного единения с Богом, как и восприятие нетварного света, о котором писали Григорий Палама и Симеон Новый Богослов.

Харитон Отрадный   20.08.2020 04:06   Заявить о нарушении
По-моему, Вы правы, я тоже так думаю. Заметьте, что, как сказано, в браке будут два одна плоть, но не одна душа. Не отсюда ли единение аскета с Церковью, Божественный Эрос, на что намекали Дионисий Ареопагит и Симеон Новый Богослов.

Владимир Микушевич   20.08.2020 20:23   Заявить о нарушении