О прозаической миниатюре
Один из вопросов, который появился после прочтения названного текста – почему он выложен как произведение в жанре прозаической миниатюры? Ну, да ладно, жанр точно не определен, поэтому допускает наличие индивидуальных особенностей.
Поэтому поговорим не о стилистических особенностях, а только о содержании.
Кому, как не ученому, не знать, что разговору по существу должно предшествовать определение понятийного аппарата. И кому, как не ученому, не знать, что исследование понятийного аппарата порой тянет на самостоятельное научное изыскание. А также не знать, что сами понятия претерпевают изменения, порой весьма существенные. В полнгой мере это относится и к понятию “наука”, по истории которой написано много интересных работ, как научных, так и популяризаторских.
Здесь же мы видим какие-то отрывистые попытки сравнения без учета исторического контекста, ибо упоминание о рабовладельцах вряд ли может считаться адекватным описанием исторического окружения.
Ну, право же, как-то неловко от серьезности банального утверждения, что “то, что было в Греции и Риме” не тождественно современной науке. Еще бы, столько лет прошло. А, кстати, что такое – “современная наука”? Определения нет, но цель четко обозначена: “создание новых товаров, услуг, техпроцесса”. А нас-то в школе учили, что товары создаются на производствах. Или опять дело в дефинициях и понимание автором слова “товар” отличается от обывательского? А что за зверь “техпроцесс”?
Отсылка к системе грантов как к доказательству названной цели науки - это подмена понятий. Система грантов – это один из механизмов финансирования науки, которая нынче, к сожалению, является удовольствием не из дешевых (не то, что в античности). Те, кто выдает гранты, имеют свои цели и не всегда это только “создание новых товаров, услуг, техпроцесса”, сколько бы обоснований “практической пользы” не требовалось. Про закулисные стороны планирования и распределения грантов, заполнения разделов о той самой “практической пользе” уж и говорить не стоит.
“Античная наука была средством развлечения рабовладельцев!” – тезис в духе политинформации в советское время. Ну и какие умные выводы должен сделать читатель? А вот что считал, например, Энгельс, которого трудно заподозрить к любви к рабовладельческому строю: «только рабство сделало возможным разделение труда в более или менее крупном масштабе между земледелием и промышленностью и таким путём сделало возможным расцвет древнего мира, греческую культуру. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римской империи, а без фундамента греческой культуры и римской империи не было бы и современной Европы. Мы никогда не должны забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имело своим предварительным условием такой строй, в котором рабство было столь же необходимым, сколько общепризнанным элементом» (цитата по https://ru.wikipedia.org/wiki/#cite_note-autogenerated3-5)
Чем упомянутое “экономическое, политическое и интеллектуальное развитие” не практический результата? Даже если иметь в виду технологии, утверждение автора об отсутствии результатов явно натянуто. Что касается упадка, то современные технологии тоже ведь не все из созданного в древнем мире объясняют и позволяют повторить. Значит ли это, что современная наука привела к упадку технологий?
Далее нам объясняют, как получаются открытия. Можно поспорить, что первично: теория или эксперимент, эксперимент или модель и т.д. Можно поспорить, все ли вносят по маленькому кирпичику, или кто-то водичку льет, а кто-то пашет или глыбы идей поставляет и т.д. Тут есть разный опыт. И, конечно, научное общение в современном мире в большинстве случаев важно.
Но фраза “Античная наука была тайная, чужда эксперименту, никаких контактов, пустое умствования придворных философов” вызывает в лучшем случае улыбку или удивление: это “на полном серьезе” написал ученый человек? Так и представляешь себе негодование автора по поводу отсутствия античных научных конференций, стендовых докладов и кофе-брейков.
По поводу бессмысленности исследований (“бессмысленное исследование движения небесных тел, в то время как корабли ходили в пределах видимости берега”) - тут и возражать-то бессмысленно. Это ведь пишет автор более тысячи произведений на стихире! А вообще забавная для смыслового раскручивания фраза.
Следующий пассаж про создавших компас, а только потом переплывших океан европейцах уже не смешит, но раздражает. Этот пассаж выглядит как доказательство предыдущей фразы о бессмысленных исследованиях, но, на самом деле, ее и не доказывает, и не опровергает. Он просто о другом. Такая вот ученая словесная игра. Можно подумать, что до изобретения компаса европейцы никуда не плавали или не пытались изучать звезды. А, может, кто-то кому-то грант выдал на создание компаса? Да еще предварительно потребовал объяснить практическую пользу..
“Работа отдельного, одиночки … без контактов с другими учёными и не могло позволить решить важные задачи а принципе! ” (орфография автора). Автор, правда, почему-то забыл упомянуть, что задачи в разное время бывают разными. И многие ученые в былые времена работали (могли работать) как одиночки.
Ну и последняя фраза, при отсутствии определения науки как понятия и с учетом выше сказанного, никаким выводом, тем более, очевидным, не является.
Каков же результат в целом?
Данная прозаическая миниатюра, принимая во внимание нацеленность автора на практические результаты, написана, должно быть, с какой-то целью. Вряд ли автор выбрал этот жанр только ради возможности высказать нечто без обоснования для увеличения количества написанных произведений. Тогда для чего? C кем, о чем и зачем спор? Какова целевая аудитория? Почему именно и только Греция и Рим?
Высказанные в тексте утверждения и их форма вызывают вопросы у любого грамотного взрослого человека. Если же это написано ради просвещения зеленой молодежи, то вопрос такой: зачем же приучать молодежь к отсутствию доказательств, сомнительным выводам, неаккуратности в суждениях. Этого в мире и так хватает! Разве популяризаторство науки не требует уважения как к самой науке, так и к аудитории?
И разве жанр прозаической миниатюры все покрывает и оправдывает?
Вопросы, вопросы, вопросы…
Свидетельство о публикации №120081607192
Да, в античное время переплыть Чёрное море приравнивалось к героическому деянию. Одиссея унесло бурей от Греции к Египту и все, вернуться через море невозможно - нет направления, если не виден берег. Все плавание было в пределах видимости.
Игорь Денисюк 16.08.2020 20:25 Заявить о нарушении