Мои парусники. Кеч, Флейт и Пётр
Я в целом за весь флот тут говорю))
Без трёх «вещей» - конечно же, штурвала,
А так же стеньг и парусов пред мачтой на носу.
Ликбез. Штурвал - «баранка с ручкам», им рулят.
А стеньга - суть «бревно» для удлиненья мачт, до трёх их будет.
Без реев, что на «верёвках», штагах то есть, косые паруса:
Зовутся стакселя, коль палуба под ними, и кливера, ежель вода.
Не улыбайтесь и не смейтесь, точно
Сей «троице» не очень много, по сравнению с флотом, лет.
В связи я с этим назову два судна - флейт и кеч.
С них начались, скажу я с уважением, сии «примочки».
В Голландии создали оба эти судна. Пораньше - кеч:
В с Испанией борьбе (1566-1648). А флейт - чрез век (1595) с Колумба каравелл (1492).
—-
«Кеч
Разгром Непобедимой армады и уничтожение испанского флота в Кадисе свели на нет могущество империи, над которой никогда не заходило солнце. Совсем еще недавно, в 1581 году, казалось, что присоединение к Испании королевства Португалия ставит точку в борьбе этой сверхдержавы за мировое господство. На деле вышло наоборот, причём военные победы сыграли здесь не самую важную роль. Тонны золота и серебра, ввезённые в Европу, обрушили цены на драгоценные металлы, вызвав сильнейший экономический кризис.
В те времена в составе испанской империи существовала держава, которая лишь пуще расцвела в эти годы. Вернее, тогда она ещё была не державой, а лишь несколькими провинциями, и именовалась Нидерланды – то есть Нижние Земли. Жители её, с боем отвоёвывавшие у моря каждый квадратный метр суши, умели ценить деньги и были далеки от идеи выбрасывать баснословные суммы на пустяки и украшательство. Их коньком стала торговля, в первую очередь – морская. Очень скоро она начала приносить хорошую прибыль, что немедленно подтолкнуло Испанию к решению постричь это «золотое руно» как можно короче.
Естественно, такой поворот дела не обрадовал жителей Голландии (ещё и так, по названию одной из провинций, именовалась страна), что привело к долгой и жестокой войне за независимость (эта война шла 80 лет - Тиль Уленшпигель... герцог Альба... Красная Фурия - это всё оттуда... так, к слову ). Огромную роль в ней сыграли морские гёзы - повстанцы. Их лёгкие суденышки действовали около берега, поднимались по многочисленным нидерландским каналам, совершая неожиданные десанты и вылазки, уничтожая гарнизоны испанцев.
Очень популярен у морских гёзов XVII веке был кеч – небольшой корабль (но мы то знаем - это малое судно))*. Он располагал двумя мачтами, несущими три прямых паруса на гроте, а на бизани – гафель и еще один прямой парус (парусное вооружение брига*, а мачты кеча**)). Огромные косые паруса – стаксель и кливер – ставились также на очень длинном бушприте (до этого, на бушприте судов того времени располагались только прямые паруса - блинды). Столь большая парусность для лёгкого корабля, имеющего к тому же небольшую осадку, делала кеч (быстрым и манёвренным, что является) идеальным для стремительных налётов и не менее стремительного бегства.
Кечевое парусное вооружение (скорее расположение мачт) до сих пор используется в строительстве морских яхт (а вот стаксели и кливеры - практически на всех судах и кораблях, кроме, пожалуй, малых судов типа кэт).
Флейт
Но настоящим воплощением голландского торгового флота был другой корабль. Он носил красивое, хотя и непривычное для морского обихода название – флейт. Между тем этот вид судов царил на море XVII, и едва ли не весь XVIII век! Флейты часто можно увидеть на картинах голландских художников, и не удивительно. Ими были полны все порты этой морской державы. Он похож на галеон, но еще более «пузатый». Эти суда имели общее название, но различные конструкции для решения специфических задач. Так, для торговли с Норвегией флейты делали несколько длиннее остальных: на них приходилось возить целые древесные стволы мачтового леса. Для ловли сельди - настоящее золотое дно Нидерландов, строились буссы – флейты со складывающимися мачтами. Это позволяло лучше управляться с сетями, кроме того, в них были оборудованы специальные помещения для засолки и трюмы, хорошо приспособленные для складирования бочек с рыбой. Флейты, ходившие в Средиземное море, имели многочисленные экипажи, усиленное парусное вооружение и несколько орудий, чтобы отбиться при случае от берберийских пиратов.
Устройство флейта весьма своеобразно. В разрезе по мидл-шпангоуту он, как уже было сказано, напоминал галеон, но был ещё уже в верхней части. Так, по ватерлинии его ширина могла быть 10,5 метров, тогда как палуба имела лишь 6,5 м, так что в разрезе флейт напоминал формой грушу. Кроме высокой остойчивости, такая конструкция давала судну еще одно преимущество: в странах Ганзейского союза пошлины в портах взимались именно по ширине палубы от планшира до планшира! Подобная немудрящая хитрость давала рачительным голландцам немалую экономию.
Флейт имел три высокие мачты, высотой превышающие длину корабля, с довольно короткими реями и нёс три яруса парусов на фок и грот мачтах и латинский парус на бизани. Кроме того, на ней выше латинского ставился еще один прямой парус – крюйсель (парусное вооружение настоящего корабля)*. Еще два – блинд и бом-блинд – ставились на бушприте. Короткие реи облегчали работу с парусами, что требовало меньше матросов и делало судно легче в управлении. При этом за счёт высоты мачт общая площадь парусности не уменьшалась. Вооружение ставилось на верхней палубе и не превышало двадцати легких пушек.
Кроме того, именно на флейте впервые были применены такие новшества, как стеньга (изобретение 1570 года) – мачтовое древко, позволяющее значительно увеличивать её длину (теперь мачта составлялась из собственно мачты и 2–3 стеньг - например, грот + грот-стеньга + грот-брам-стеньга + грот-бом-брам-стеньга), а также штурвал для управления рулем, пришедший на смену румпелю (и колдерштоку).»***
Первый флейт со стеньгами и штурвалом был построен в заливе Зейдер-Зе в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в 1595 году (а у нас в этом году царь Фёдор Иоаннович - сын Ивана Грозного, заключил достойный, но не очень выгодный для нас мир со Швецией после пятилетней войны... хоть нам вернулись утраченные в Ливонскую войну земли, но Балтика оставалась для нас закрытой... и Смутное время уже не за горами, а там Романовы, Пётр и опять Голландия... но это уже другая история).
——
*-мой стих «Мои парусники. Корабли и большие суда.»
**-мой стих «Мои парусники. Малые суда».
**- Из книги В.Свержин «Всё о парусных кораблях»))*.
В скобках мои дополнения.
Свидетельство о публикации №120081503711