Ксения Прозорова. Она пела с Шаляпиным
Ставрополь девушку Ксению
Наделил музыкальной судьбой[1]:
Жизнь её — песня весенняя
Соловья на сторонке чужой[2].
Меццо, волнующе русское —
Голос этот Париж[3] восхищал!
Нежно запястие узкое
Сам Шаляпин[4] не раз целовал…
Русских изгнанников Опера —
Ностальгической Музы причал.
Кто-то с похмелья, кто с покера
Здесь к истокам родным[5] припадал.
Ксеньей испытано многое —
Ведь талант не дарует покой!
Жизнь обернулась дорогою,
Долгой, трудной дорогой[6] домой.
Город[7], что снился в Париже ей,
Тот, где каждый домишко знаком,
Ждал он, немного обиженный,
И окутал беглянку теплом…
В звёздные ночи кавказские
Ей, когда ароматы и тишь,
Впрочем, как в ночи ненастные,
Рукоплещущий снился Париж!
Ксения, милая Ксения,
Ты прости, здесь не ведал никто:
Жизнь твоя — песня весенняя.
Ты — России «Мадам Виардо»![8]
г. Ставрополь
П р и м е ч а н и е.
1. Ксения Павловна Прозорова [1898-1976 г.г.], уроженка г. Ставрополя, девушка из народа, дочь кровельщика, с юных лет вместе с младшей сестрой пела в церковном хоре Андреевского храма г. Ставрополя. Её уникальный голос был замечен, и в 1912 г., когда по всей стране шло празднование 300-летия Дома Романовых, она дебютировала в роли Вани в любительской опере города в постановке «Жизнь за царя» [опера Глинки «Иван Сусанин»].
Был большой успех, а культурная общественность города через местную газету объявила о сборе средств для обучения девушки в консерватории. Ксения, успешно сдав вступительные экзамены, поступила в Киевскую консерваторию, по окончании которой она была направлена на пробу в труппу Большого театра в Москву, но революция и Гражданская война круто изменили судьбу девушки.
2. Выйдя замуж за известного певца, мастера итальянской вокальной школы Гавриила Атанасиу-Морелли [тенор, друг и коллега Ф.И. Шаляпина], Ксения оказалась на чужбине. Работала в Кишинёве, затем пела на румынском языке в Бухарестской Опере. В отличие от успешной профессиональной деятельности, личная жизнь не сложилась.
3. К.П. Прозорова уехала в Париж, где её вокальные и артистические данные высоко оценил Ф.И. Шаляпин. Она стала солисткой шаляпинской Русской Оперы в Париже. Спектакли шли с неизменным успехом; ставились только русские оперы:
«Борис Годунов», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Снегурочка» и концерты, концерты…
4. Ксения была очень дружна с Шаляпиным и вхожа в его семью.
Он ценил её талант. Сходство их судеб, движение к вершинам мастерства из «глубин народных» по-человечески сближало их.
5. Русская эмиграция боготворила Шаляпина и его театр, находя духовное единение с Родиной посредством общения с великим национальным музыкальным искусством России.
6. Болезнь и смерть Ф.И. Шаляпина привела к распаду театра. Артисты оказались в тяжелейших жизненных условиях. Ксения вернулась в Бухарест, где незадолго до своей кончины Шаляпин навестил её и подарил фото с автографом.
7. Родной Ставрополь был заветной мечтой певицы. Пережив войну, при первой же возможности она вернулась в Россию, в Ставрополь как репатриантка, сохранившая верность русскому искусству и пропагандировавшая его своим творчеством. В Ставрополе её приняли с пониманием и создали условия для жизни
и профессиональной деятельности. Теперь она уже работала сама с молодыми вокалистами. Так, с 1953 года начался новый творческий этап жизни этой самоотверженной и скромной женщины, высокопрофессиональной певицы.
8. Полина Виардо — знаменитая французская певица итальянской вокальной школы XIX века, с большим успехом гастролировавшая по Европе и России.
9. Автор имел честь быть близко знакомым с Ксенией Павловной Прозоровой.
Свидетельство о публикации №120081307406
С уважением Ринат.
Ринат Валиахметов 13.04.2024 06:55 Заявить о нарушении
С уважением...
Нина Герасименко-Даденкова 13.04.2024 16:00 Заявить о нарушении