ПамЯти Джорджа Гершвина, - Рыцаря Леди Джаз
Россияне
Наблюдают с завистью
За бурным
Развитием
В заморских
Чёрно-белых США
Науки, культуры,
Техники ли,
Электромобилестроения
И телевидения,
Не понимя того,
Насколько
Россия
"Виновата"
В происхождении
Такого феномена. -
Мостостроитель
Степан ТИМОШЕНКО,
Физик-теоретик
Георгий ГАМОВ,
Изобретатель
Сикорский, -
Отец
Вертолётостроения,
В жизнь воплотивший
Первым
Эскизы
Леонардо да Винчи,
Набоков и Рэнд,
Баланчин
и Барышников,
Создатели
И Гугла и Фэйсбука , -
Все они
Выходцы
Из матушки-России,
Отторгнувшей их
И столкнувшей
В волны океана
Эмигрантской жизни
В чужой стране,
Обрекая
На врастание
В чуждый россиянину
Менталитет.
А в жёстких условиях
Талант
Вынужден
Оттачиваться.
Одним из
Гениев блистательных
Этой плеяды
Изгнанников
Был композитор
Джордж Гершвин,
Создатель
Первых джазовых
Двух опер, -
"Американец в Париже"
И "Порги и Бесс".
Не вытолкни*
Антисемитская
Самодержавная Россия
Волною черносотенных
Погромов, -
(С ведома
Царя-антисемита
Александра Третьего), -
Родителей его
В далёкую
Заокеанскую Америку, -
Остался бы наш мир
Без этих опер,
Джазовых концертов
Джорджа Гершвина, -
(Которому Король Английский
Георг У-ый
После концерта
В Лондоне
Свой подарил портрет
С короткой надписью -
"От Джорджа - Джорджу"), -
И без 300 его,
Написанных для джаза,
Песен,
Которые сегодня
Попрежнему звцчат
Повсюду на Земле.
*- См. нижеприведенное Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Юлия Королько.
Джордж ГЕРШВИН - РЫЦАРЬ, КОТОРЫЙ ВВЁЛ Леди ДЖАЗ
КАК УВАЖАЕМУЮ ГОСТЬЮ В ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
МИРОВОГО СООБЩЕСТВА.
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты
вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет,
чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку
они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости,
приготовленной поварами классической школы.
Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла
танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на
Севере и полинезийцев на Южных островах.
Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как
уважаемую гостью в высшее музыкальное общество.
Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту
крайне независимую и современную Леди в классические одежды
концерта и до сих пор многие поколения музыкантов и
слушателей наслаждаются музыкой великого композитора Джорджа
Гершвина»
(Дирижер Уолтер Дамрош).
Легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане и его родителями называют темнокожих музыкантов.
Но если вы полистаете американский музыкальный справочник, то убедитесь в том, что не только они стояли у его колыбели: добрая половина звезд раннего джаза были выходцами из черты оседлости Российской империи или же их потомками.
В конце 19 века по России прокатилась волна погромов, и около 2-х миллионов евреев покинуло неприветливую Родину отцов и праотцев.
Куда только не заносила эмигрантов их горестная судьба: в Канаду, Южную Африку, Палестину, но большинство все-таки мечтало оказаться в Америке.
Так попали в Новый Свет будущие родители Якоба Гершовича, которого весь мир теперь знает как Джорджа Гершвина.
Он появился на свет 26 сентября 1898 года в Бруклине у четы Моисея и Розы Гершовичей.
Моисей был добрым и спокойным человеком.
Мягкий как воск, он бесконечно любил красавицу жену и хотел лишь одного, чтобы она была довольна и счастлива, а семья не знала нужды.
Он перепробовал множество профессий, но был непрактичным мечтателем, шолом-алейхемским человеком воздуха, и деньги у него текли сквозь пальцы как вода.
Полновластной главой семьи была мать, она твердой рукой вела семью сквозь все трудности и бури нелегкой жизни.
Жили не богато, но и не бедствовали.
В доме было даже фортепьяно.
Его купили не шумному и подвижному Джорджу, проводившему все свободное время на улице, а тихому и послушному старшему брату Айре.
Джордж заинтересовался музыкой, услышав игру на школьном концерте еврейского вундеркинда Макса Розенцвейга. Его игра потрясла мальчика, и он сам страстно захотел заниматься музыкой.
Судьба свела Джорджа с талантливым учителем Чарльзом Хамбитцером, моментально оценившим его редкостный талант. -«Мальчик – гениален никаких сомнений; он сходит с ума от музыки и не может дождаться следующего урока. Время не существует для него, когда он играет».
Музыка Америки всегда была огромным плавильным котлом, в который все живущие на новой родине добавляли свои мелодии.
Воздух ее улиц был наполнен музыкой марширующих духовых оркестров, креольскими мелодиями, клезмерскимимотивами, ариями итальянских опер и негритянским церковным пением.
«Я слушал не только ушами, я слушал нервами, умом и сердцем, слушал с таким увлечением, что буквально пропитывался музыкой.
Я шел домой, но музыка звучала в моем воображении.
Я садился за фортепиано и повторял услышанное», – описывал свои чувства Джордж. И в 15 лет он бросив школу, решил связать свою жизнь с музыкой.
Карьера Гершвина началась на знаменитой музыкальной 28-й улице Нью-Йорка, прозванной Тин-Пэн Элли, что в переводе значит «Аллея луженой посуды».
Тин-Пэн Элли была буквально нафарширована нотными издательствами и магазинами. Звуки инструментов неслись из всех окон, создавая немыслимую какофонию. Кто-то сравнил эти звуки с огромной кухней, где хозяйки все время гремят сковородками и жестяными кастрюлями. Название быстро прижилось и словечко «Тин-Пэн-Элли» вошло в обиход как символ американской песенной «кухни».
В один прекрасный день пятнадцатилетний Джордж, сел играть на рояле перед менеджером музыкального издательства «Ремик и К» и был принят на должность плаггера.
Плаггер - это пианист, который торгует песнями.
Он наигрывает их на пианино для покупателей, подбирает репертуар исполнителям, и создает успех «своим»песням, насвистывая и напевая их во всех людных местах города.
Эта должность была весьма скромной, но никто из педагогов не смог бы научить Джорджа тому, чему он учился сам, торгуя песнями: он научился понимать как на кухне Тин-Пэн-Элли «варится успех».
Талантливый, красивый, всегда улыбающийся, энергичный и остроумный, Джордж скоро стал заметной фигурой на Аллее луженой посуды.
Скоро ему самому захотелось сочинять шедевры.
Летом 1916-го года популярная молодая звезда София Гукер впервые исполнила на Бродвее песенку 18 летнего композитора «Я становлюсь девушкой».
Гершвин описывал это события со свойственным ему юмором: «Всю ночь я не смыкал глаз. Я мысленно спел «Я становлюсь девушкой» двести раз, каждый раз находя в ней все новые перлы. Устал я смертельно.
Под утро я возненавидел эту мерзкую песенку, убежденный в ее кромешной бездарности».
Настоящая слава в Джорджу Гершвину пришла, когда популярный еврейский певец Эл. Джолсон спел его песню "Swanee". Вся Америка точно помешалась на ней.
За год было продано более двух миллионов пластинок и свыше миллиона экземпляров нот.
Так началась его музыкальная карьера.
Джордж Гершвин написал около 300 песен и постоянным соавтором стал его старший брат Айра.
Едва ли можно найти столь не похожих друг на друга людей как братья Гершвины. -
Джордж - заводной, шумный, общительный и нервный, он весь движение, всегда окружен друзьями, всегда в центре событий.
Айра - уравновешен и спокоен.
Блаженно растянувшись на диване, не спеша, выкуривая одну сигару за другой, он мог не выходить из дома по нескольку дней, наслаждаясь покоем и тишиной. О его медлительности ходили анекдоты: «Сегодня мне предстоит поменять ленту в пишущей машинке, жаловался Айра брату, а это считай, что весь день пропал».
Джордж был общепризнанным светским львом и покорителем женских сердец.
Его романы с первыми красавицами Америки заполняли колонки светской хроники.
Айра же в отношениях с женщинами просто поражал своей наивностью.
Его счастливый, долгий и единственный брак не состоялся бы никогда, если бы девушка, в которую он был молчаливо влюблен много лет, не выдержала и сама, наконец, не предложила ему руку и сердце.
Джордж – идеалист, витающий в облаках, он жил с сознанием своей высокой миссии художника, был одержим музыкой и мог работать где угодно, когда угодно и сколько угодно.
Айра, в отличие от брата, обладал холодным, расчетливым умом и был реалистом, твердо стоящим обеими ногами на земле.
В одном, пожалуй, Джордж и Айра были схожи – и тот и другой стремились достичь в своем деле настоящего мастерства.
Годы «восхождения» молодого композитора совпали с окончанием первой мировой войны и началом джазовой экспансии, и Гершвин был одним из первых композиторов, кто по-настоящему понял его возможности.
Двадцатые годы в Америке называют «веком джаза». Чикаго и Нью-Йорк стали великими столицами новой музыки.
Пластинки солистов Луи Армстронга, ДюкаЭллингтона, Пола Уайтмана расходились миллионными тиражами, а в клубах и танцзалах, где они играли, яблоку негде было упасть. Радио принесло джаз в каждый дом и, естественно, это не могло пройти мимо Джорджа Гершвина.
В 1924 году Америка отмечала 100–летний юбилей Авраама Линкольна и Полю Уайтмену, руководителю одного из самых больших белых оркестров, предложили выступить на концерте, посвященном этой дате. Уайтмену хотелось сыграть что-то новое, не звучавшее на эстраде.
Он попросил Гершвина написать музыку специально для этого выступления. Джордж согласился и мгновенно забыл об этом. Каково же было его удивление, когда за месяц до концерта он прочел в «Нью-Йорк таймс», что знаменитый композитор Джордж Гершвин пишет для Пола Уайтмена новое произведение, которое обещает быть шедевром.
Гершвин схватился за голову, однако нужно было срочно что-то делать.
Вначале он хотел ограничиться простым коротеньким блюзом, но,
вспоминает Джордж Гершвин,«внезапно мне пришла в голову идея. Так много все болтали об ограниченности джаза, что я решил разбить одним ударом эту ошибочную концепцию. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью. У меня не было ни плана, ни структуры. Я слышал рапсодию как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суету».
С 7 января по 4 февраля 1924 года гостеприимная, шумная, всегда полная друзей, квартира Гершвина закрыла двери для всех посетителей.
Всюду – на рояле, на столе и на полу были разбросаны нотные листы.
Братья работали так: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для импровизаций пианиста.
Как только лист заполнялся, его брал аранжировщик и оркестровал музыку для джазового состава. Затем ноты поступали к Полю Уайтмэну, и он начинал репетицию с оркестром.
Свое детище Гершвин назвал «Рапсодия в стиле блюз». Слово Blue по- английски, означает не только синий или голубой, но и - хандра, печаль и блюз. Так что получается нечто вроде «Рапсодия в грусти», «Голубая Рапсодия» или «Рапсодия в стиле блюз». Премьера состоялась 12 февраля 1924 года, и эта дата стала поворотной в жизни и музыкальной карьере Джорджа Гершвина.
«Те, кто хоть раз слышал Гершвина в «Рапсодии в стиле блюз», тот никогда этого не забудет. -
Разлетавшийся по залу блеск, виртуозность и точность ритма в его игре были невероятны.Он «заводил» оркестр и публику, буквально «сдвигая их с места» и это просто «наэлектризовывало воздух»,писали об этом концерте его современники.
Гершвин проснулся знаменитым, и его слава вскоре достигла Европы.
«Рапсодию» играют в Париже, в Лондоне, где Гершвина ждал настоящий триумф.
Высокий, красивый, обладавший безупречными манерами, остроумный Джордж был нарасхват. В его честь дают обеды и приемы, а будущий король Британии Георг V дарит ему свой портрет с надписью «Джорджу от Джорджа».
Вместе со славой пришел и достаток. В 1925 году Айра и Джордж покупают пятиэтажный дом на 103-й улице Нью-Йорка, куда и перебирается все многочисленное семейство Гершвиных.
В 1928 году Гершвин вновь гастролирует по Европе. -
Лондон, Вена и, наконец, Париж. Этот город в те годы был магнитом для разноплеменной богемы, слетавшейся туда со всего света.
Но не только феерический расцвет искусства в 20-е годы привлекал американцев. Европа за время войны обнищала, и на полновесные доллары можно было там жить припеваючи.
Из Парижа Гершвин привозит замысел «Американца в Париже». Премьера, которого состоялась 13 декабря 1928 года в Нью-Йорке, и вскоре «Американец» вошел в постоянный репертуар многих джазовых и классических оркестров мира.
В 1933 году тридцатилетний Джордж Гершвин на вершине славы, у него солидный годовой доход, его имя гремит по обе стороны океана, им написано множество популярных песен и поставленных на Бродвее мюзиклов.
Джордж перебирается из общего семейного дома в новую двухэтажную квартиру, состоящую из четырнадцати жилых комнат, гимнастического зала, зала для приемов и английского сада.
Квартира была элегантной и респектабельной, интерьер и мебель проектировались по эскизам лучших американских декораторов. У композитора еженедельно собирался кружок близких ему друзей, время и день могли меняться, но содержание никогда – главными действующими лицами этих встреч были только он и его музыка, и не было на свете более счастливого человека, чем Джордж Гершвин, садящийся за рояль.
Следующий 1934 был для Гершвина годом невероятной активности.
Он начался с турне по Америке, в котором за 29 дней было дано 28 концертов.
Джорджа Гершвина приглашают на радио, и теперь каждый понедельник и пятницу блистательный ведущий выходит в эфир.
Джордж загружен по уши и просто не понятно, как среди этой массы дел он находит время и силы для работы над своим самым знаменитым и значительным произведением – оперой «Порги и Бесс».
Началось эта история в середине 20-х, когда Гершвин прочел книгу Хэйворда «Порги и Бэсс».
Колоритный быт чернокожего населения американского юга, история любви калеки Порги и красавицы Бесс, нежность и страсть, предательство и верность, любовь и измена. О таком сюжете для оперы, можно было только мечтать. Прошло много лет, и Гершвин вернулся к идее написать оперу по понравившейся книге.
В июне 1934 года Джордж Гершвин вместе с кузеном Гарри Боткиным, отправились для сбора материала на остров Фолли-Айленд.
В рыбацкой деревушке друзья жили настоящими дикарями.
В маленьком деревянном домике были две железные кровати, таз для умывания и старенькое пианино.
Гершвин забыл о своих щегольских привычках, ходил полуголый в шортах и сандалиях, отрастил бороду, был весел и счастлив.
Собирая музыкальный материал для оперы, он облазил весь остров вдоль и поперек, пропадая на плантациях, в местных церквях и лавках. В конце лета Джордж и Гарри возвращаются в Нью-Йорк.
Полтора года продолжалась работа над «Порги» и все это время Гершвин жил с уверенностью, что опера будет лучшей его работой. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 года.
«Метрополитен-опера» предложила контракт на постановку оперы, но Гершвин отказался – темнокожие певцы не допускались на эту сцену, а композитор не мыслил себе других исполнителей.
Оперу поставили в Бостоне.
Премьера состоялась 30 ноября 1935 года. Публика приняла оперу с огромным энтузиазмом.
Газеты после премьеры писали, что никогда прежде американская музыка не сверкала таким разнообразием народных интонаций. -
Блюзы, спиричуэлс, духовные гимны, элементы джаза и классика сливались в одну упоительную музыкальную ткань.
Вслед за Бостоном опера была поставлена в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге, Чикаго, Детройте и в Вашингтоне.
Но вскоре переутомление дало себя знать.
Гершвина начали мучить головные боли и бессонница, он стал раздражительным и вспыльчивым.
Врачи отправляют его отдохнуть в Мексику, но непонятная болезнь продолжало подтачивать его здоровье, ему становилось все хуже и хуже, и однажды он потерял сознание на одном из концертов.
Джорджа помещают в клинику.
8 июля врачи убедились в том, что перед ними тяжелый случай рака мозга.
Предстояла серьезная операция.
Знаменитый нейрохирург Денди был в отпуске.
По распоряжению правительства США два эсминца разыскали в океане его яхту и доставили профессора в клинику, где находился Гершвин.
Операция не внесла изменений в положение больного.
11 июля 1937 года Джордж Гершвин в возрасте 38 лет скончался.
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты
вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет,
чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки,
поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной
жидкости, приготовленной поварами классической школы.
Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла
танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на
Севере и полинезийцев на Южных островах.
Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее
как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество.
Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту
крайне независимую и современную Леди в классические одежды
концерта и до сих пор многие поколения музыкантов и
наслаждаются музыкой великого композитора Джорджа Гершвина»
(Дирижер Уолтер Дамрош).
12 августа 2020-го года.
Свидетельство о публикации №120081206064