Любовь к симфонии

Мяукаю я в ми миноре!
Маэстро подтвердил, вот это слух!
Не то, что рыбы в коридоре
Лежат, молчат, что не хватает двух…

Владелец мой, скрипач, отменно
За чай всегда Чайковского играл,
Он пятый раз меня, примерно,
Симфонией минорной называл!

Входная дверь.., мя-у! – мой барин
И, кажется, колбаски мне принёс.
Пойду встречать, поймёт хозяин:
Любовь к симфонии - она всерьёз!


Кстати,так и есть. П. И. Чайковский "Пятая симфония" Ми минор

Симфония № 5 ми минор, соч. 64 — симфония Петра Ильича Чайковского, посвященная Теодору Аве-Лальеманту. Музыка написана в 1888 г., впервые исполнена 5 (17) ноября 1888 года в Петербурге оркестром под управлением автора.

"История создания
Более десяти лет отделяют Пятую симфонию (1888) от Четвертой (1877). После Четвертой, в которой композитор достиг огромного дараматического накала, отойдя от своего основного лирико-психологического направления, Чайковский обратился совсем к другим жанрам. Правда, за это десятилетие он тоже создает очень сильные драматические произведения – первую часть симфонии «Манфред», трио «Памяти великого артиста» и ряд других. Однако эти образы рассредоточены в широком диапазоне жанровых, исторических, программных сочинений. В духовных исканиях композитора идет непрерывный внутренний процесс: Чайковский неуклонно движется от драмы к трагедии. Известно, что в поисках ответа на волнующие его вопросы он обращается к илософским произведениям Л. Толстого («Исповедь», «В чем моя вера?»). В конце концов, он так формулирует свой вывод: «Мотив всех умствований – есть чисто личное чувство уходящей жизни и стра смерти». В таком напряженном душевном состоянии Чайковский в течение трех месяцев (с мая по август) создает Пятую симфонию.

            Сезон 1887 – 1888 годов был у Чайковского весьма напряженным. В октябре он дирижировал первыми спектаклями своей оперы«Чародейка» в Петербурге, в ноябре дал два симфонических концерта в Москве, потом отправился в первую большую гастрольную поездку за рубеж. За границей он провел четыре месяца, давая концерты в крупнейших музыкальных центрах Европы – Лейпциге, Гамбурге, Праге, Берлине, Париже, Лондоне. В ходе этой поездки он познакомился с Григом, с которым чувствовал некое внутреннее родство. Еще одним приятным знакомством было общение с Теодором. Аве-Лаллеманом, директором Филармонического общества в Гамбурге. Чайковский писал в дневнике: Этот почтеннейший, более чем осьмидесятилетний старец оказал мне особенное внимание и отечески-ласковый прием… Мы расстались большими друзьями». Именно ему Чайковский и посвятил новую симфонию. В августе (7-го) Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Теперь, когда симфония подходит к концу, я отношусь к ней объективнее, чем в разгар работы, и могу сказать, что она, слава Богу, не хуже прежних. Это сознание очень для меня сладостно!» Первое исполнение Пятой симфонии состоялось в Петербурге 5 ноября того же – 1888 – года. Дирижировал сам композитор. Отзыва критиков были не однозначные. В какой-то момент Чайковский сам считал, что Пятая симфония слабее Четвертой. В письме к Н. Ф. фон Мекк от 2 декабря 1888 года он писал совершенно определенно: «Сыграв мою новую симфонию два раза в Петербурге и раз в Праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. Есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. И публика инстинктивно сознает это. Мне было очень ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а сама симфония неспособна увлекать или, по крайней мере, нравиться. Сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою. Неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?» Последняя фраза – про «прежнюю манеру» – объясняется тем, что в Пятой симфонии Чайковский, в сущности, обратился к той же теме – судьбы и рока, – которая уже гениально была претворена в Четвертой симфонии. Конечно же, новая симфония – это и новое художественное решение. И прав был С. Танеев, высказывавшийся в том плане, что Пятая симфония – лучшее произведение композитора. Лишь весной следующего года, Чайковский, исполнив симфонию в Гамбурге, пересмотрел свое отношение к этому своему детищу, и признал за ним его очевидные достоинства.

Илл. Титульный лист первого издания Пятой симфонии

(четырехручное переложение, сделанное С. Танеевым).

(Из архива А. Майкапара)

            Выдающимся интерпретатором Пятой симфонии был С. Рахманинов. О его  исполнении сохранились воспоминания другого замечательного русского  комопзиора Н. Метнера: «Никогда не забуду Пятой симфонии Чайковского. До Рахманинова нам приходилось слышать эту симфонию главным образом от Никиша и его подражателей. Никиш, как говорили, спас эту симфонию после полного провала её самим автором. Гениальная интерпретация Никиша, его своеобразная экспрессия, его патетическое замедление темпов стали как бы законом для исполнения Чайковского и сразу же нашли себе среди доморощенных, самозванных дирижёров слепых и неудачных подражателей. Не забуду, как вдруг при первом же взмахе Рахманинова вся эта подражательная традиция слетела с сочинения, и опять мы услышали его как будто в первый раз. Особенно поразительна была сокрушительная стремительность финала как противовес никишевскому пафосу, несколько вредившему этой части»." Александр МАЙКАПАР

http://stihi.ru/2020/11/17/4065
http://stihi.ru/2020/07/21/7919
http://stihi.ru/2015/11/25/9755
http://stihi.ru/2017/06/12/7662


Рецензии