Нирвана
Его значения не пойму,
И всё равно шепчу его
Смотря российскую фигню...
Нирва;на, Нибба;на (от санскр. ;;;;;;;, nirv;;a IAST, пали nibb;na — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме[1]. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, привязанностей и страданий, то есть, отсутствие их влияния на события жизни;
освобождение от страдания, от круга рождений и смертей (сансары);
состояние сознания, в котором дхармо-частицы (дхармы) потока сознания (читта-сантана) пребывают в покое;
высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений (клеша), отравляющих сознание ядом («нирвана с остатком»)[2].
Помимо «нирваны с остатком», в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении (шанти) или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры).
По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахманом.
Содержание
Нирвана в буддизме Править
Общие понятия Править
Слово «нирвана» происходит от санскритского слова «нир», что значит «угасание», «затухание». На этом основании буддологи XIX века понимали нирвану как полное умирание, полное прекращение жизни и бытия, и обвиняли буддизм в пессимизме. Однако, буддийские тексты объясняют нирвану по-другому. «Подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты и влечения, питающие страдания.» То есть, угасают именно страсти, привязанности и прочие омрачения (клеши), а вовсе не бытие[3]. В «Ниббана паньха сутте» («Вопрос о ниббане», СН 38.1) говорится, что уничтожение жажды (лобха), уничтожение злобы (доса), уничтожение заблуждения (моха) называется ниббаной[4].
Фрагмент из интернета
Свидетельство о публикации №120081102618
Один вопрос покоя не даёт.
Зудит незаживающею раной: -
Уж не санскрит ли наше - ни ебб;ёт?
Со вполне себе серьёзным выражением на несерьёзном лице: А. И.
Александр Игринский 14.03.2021 19:22 Заявить о нарушении