Легенда о рождении Ахсара и Ахсартага
ч.I Уархаг и его сыновья
Предисловие
В самом центре Кавказа, на север и на юг от Главного Кавказского хребта, живет народ, которому в исторических и филологических изысканиях отводится роль, значительно превосходящая его нынешнюю немногочисленность. Этот народ - осетины, потомки и наследники древних скифов и сарматов, вошедшие в средневековую историю Европы и Азии под именем алан. Аланы - осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно пронесли сквозь тысячелетия бесценные памятники фольклора. Нарты - поэтический псевдоним народа, создавшего эпос и запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы ранних этапов своей истории. В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа. В сказаниях различных народов фигурируют реальные географические объекты: Черное и Каспийское море, горы Эльбрус и Казбек, реки Терек, Дон и Волга, город Дербент (Темир-Капу). Одним из величественных памятников культуры скифской древности и аланского средневековья является нартский эпос, известный сегодня всему миру и вошедший в ряд великих творений человечества. Истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины о II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в образной художественной форме огромный период в жизни народа – от родового строя до феодальной раздробленности на закате средневековой Аланской державы. Древнейшей основой нартского эпоса ученые называют мифологические и религиозные представления об окружающем мире, занимающие значительное место и в героических сказаниях. По соседству с нартами живут и действуют великаны и карлики, герои сказаний на равных общаются с небожителями, спускаются в подводное царство, путешествуют по Стране Мертвых, понимают язык птиц и зверей. Подобно древнегреческим мифам о героях-полубогах, персидскому наследию «Шах-намэ», армянскому «Давиду Сасунскому», нартский эпос — фундаментальное литературное достояние Кавказа. Мифы о богатырях, которые сражаются с великанами и разбивают скалы ударом меча, сформировались в общекавказский эпос. При этом каждый этнос сохранил свои особенности нартского эпоса.
Силён был горец – нарт УархАг,
Ему и старость – торжество.
Два близнеца, как добрый знак,
В семье родились у него.
В час, когда первый пел петух,
Родился его первый сын.
Стучался ветер громко вслух
Об частокол, из жердей тын.
Кружил, скрыв сакли всё туман,
Звезда БонвАрнон* не взошла.
Второй петух взобрался зван,
Заголосил, чтоб скрылась мгла.
И вот второй уж сын кричит,
В ушах стоит желанный звон.
И утра первые лучи
коснулись славной Сайнагон**.
А счастью просто нет конца,
Над башней поднят рода флаг.
Довольней не было отца,
Чем славный горец Уархаг.
И как гласят законы гор,
Пир в честь рождения всем дать.
Лишь дичь с охоты, всё во двор,
Законы надо соблюдать!
Сидят почтенно во главе.
Сам Бор там был и Алыбег,
Их седина, как чистый снег,
Вся ветвь, что создана в родстве.
Гостей там не было числа,
Подарки каждый нёс в поклон.
А средь прочих был крылат,
Почётный гость Курдалагон***
Владыка бездн и вод морских
С тяжёлым взглядом Донбеттыр****.
А также мудр, при этом тих
Сайнаг-алдар***** пришёл на пир.
Курдалогон – кузнец и жар
Ему приятен, как очаг.
Он старшего назвал Ахсар,
А младший брат стал Ахсартаг.
У горца каждого в чести,
Наверно, то с рожденья дар.
Коль надо – род от бед спасти,
Отважный – значит то ахсар.
Ещё отважней младший брат
По-осетински – ахсартаг.
Курдалагон, как телепат,
Дал имена им – добрый знак!
Чтобы закрепить наречий «хмель»,
Как говорит о том молва.
Уархагу чудную свирель,
Он подарил, что сам сковал.
Небесной стали, непростой,
Зовут волнительно - фатыг******.
Звенит, как будто заводной,
Коснёшься лишь губами в клик!
Лишь только положил на стол,
Свирель запела невзначай:
«Налей-ка, нарт, ты в чашу ронг*******,
И за здоровье выпевай!»
Доволен старый Уархаг,
Семь дней шёл пир среди лугов.
Он принял дар, как добрый знак,
Достойный дар больших богов.
Окончен пир, пора назад,
Кузнец, взяв гребень бурь слегка,
Он, как крылатый пакундзА******,
Домой умчался в облака.
«Пора!», - владыка вод, крутясь,
И перламутр струился ввысь.
Он рыбой вмиг оборотясь,
Сам скрылся в бездне вод морских.
Ушел и тесть, Сайна-галдар
Ждёт башня, крепость его ждёт.
Ушли и нарты, схлынул жар,
Что пир поддерживал в начёт.
Семья не верит чудесам,
Но дело точно было так:
Там не по дням, а по часам
Росли Ахсар и Ахсартаг.
Что день, то сразу на вершок,
А ночку целую на пядь.
Росли, мужали, вызвав шок,
У тех, кто не хотел молчать.
Вот поворот у них в судьбе,
Озорничают, зритель, глядь.
Уж луки сделали себе,
Стрельбой себя, чтоб забавлять.
Да всё с ухмылкой, без границ,
Легко, свободно, им под стать.
А вскоре и не стало птиц,
Над ними гордо пролетать.
Прицелившись, летит стрела,
Даны судьбой ей все бразды
И птица падает до дна,
На землю с криком от беды…
Остёр их взгляд, как тот кинжал,
Отец доволен, есть бойцы.
А вскоре и весь род узнал,
Как славны братья-близнецы!
*) Бонварнон - звезда, восходящая на рассвете. С восходом звезды Бонварнон начинался трудовой день горца.
**Сайнагон – жена Уархага
***)Курдалагон - небесный кузнец, бог кузнечного дела. В сказаниях помогает нартам в борьбе против их врагов, обеспечивает оружием, закаляет именитых нартов Сослана и Батрадза, накладывает металлические латки на разбитые в бою черепа нартов.
****)Донбеттыр - владыка водного царства; донбеттыры вообще (по-осетински множественное число -донбеттырта) - обитатели водного мира.
*****)Сайнаг- алдар – тесть Уархага
******) Фатыг - по преданию, особый металл, из которого небесный кузнец Курдалагон ковал именное оружие нартов и музыкальные инструменты.
*******) ронг - в осетинском нартском эпосе название хмельного напитка, приготовленного особенным образом из мёда.
********) Пакундза - у осетин огромное семиглавое чудовище с двумя иногда отделяющимися от него крыльями, на которых оно носится над морем и сушей в поисках добычи
Свидетельство о публикации №120080701004
Евгения Грекова 2 05.09.2020 23:18 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 06.09.2020 09:14 Заявить о нарушении