Байки деда Грини

          История эта происходила в Сибирской глубинке, в селе Почемучево.  Село  небольшое,   далеко расположенное от  райцентра, всего  двадцать  дворов.   Местные жители  так рассказывали  историю образования села.Когда-то на заимке один купец построил большой дом и хозяйственные постройки, поселился со своей семьёй  , позднее к нему приехал брат со своей семьёй, тоже расстроился. Их дети выросли , кто-то женился, кто-то вышел замуж и тоже расстроились на заимке. Изначально  заимку в народе  звали  Нефёдова, по фамилии купца Нефёдова Елисея, но после смерти его название стало Почемучево. Говорят  этот купец очень часто употреблял в своём разговоре слово- почему, почему это ? почему там ? почему здесь ?и т.д. И  за глаза заимку стали называть  ещё при  жизни купца  Почемучево, а затем уже и  зарегистрировали село Почемучево. Жил в этом селе старожил  Григорий Нефёдов. Говорят родственник того самого купца, основателя заимки. Звали его в селе все деда Гриня, но никто не знал сколько ему было отроду лет. Сам же  деда Гриня молчал о своём возрасте и только  иногда самым надоедливым  говорил: «Вот когда сложу свои мощи в деревянный ящик, тогда и узнаете». Любил он очень байки всякие рассказывать и истории. Итак он это делал искусно ,затягивая  свой самосад , что  верить или не верить ему  многим было  невдомёк . А ещё любил он уходить в тайгу на пару дней ,в одно и тоже время.Возвращался всегда бодрый с лукошком ягод и разных трав. Уходил всегда один и  без ружья.  И вот однажды ушёл деда Гриня в тайгу, предупредив своего соседа  Петра  , а через два дня не вернулся. Сосед  стал беспокоиться, стал всех в селе извещать , что так мол и так, что никогда такого не было. Решили  мужики, что  по утру  с ружьями пойдут искать деда в тайгу. А мужиков то, которые ещё в силе, всего  семь человек. Утром, выйдя за поскотину , мужики направились  на заимку к  охотнику-отшельнику, может тот что-то знает или  может дед  у него.  Охотника  не застали у себя, двинулись по лесным  зимним таёжникам, разделившись на три группы. Бабы в селе не находили себе места.Собрались все у Авдотьи в  избе. Авдотья жила одна и на селе бабы её считали   предсказательницей, хотя мужики своих баб ругали , когда те бегали к ней.  Авдотья, разложив какие-то камушки, сожгла  пучок  сухой  травы, пепел от которой летал по избе, сказала , что мужики деда не найдут и придут  не все сразу. На том все и разошлись. Через  день пришли трое  и только спустя ещё пару суток пришли все остальные. Деда Гриню они не нашли. Было решено сообщить  поутру в райцентр. Утром рано, подоив  корову, Авдотья вышла из скотника. Посмотрев  на начинающий восход, она заметила какой-то силуэт человека, который выходил из тайги. Постояв ещё немного и всматриваясь в даль, она признала  деда Гриню.  Дед медленно двигался и Авдотья прямо с ведром парного молока быстрым шагом , почти бегом , двинулась к нему на встречу. Поравнявшись,  дед подмигнул ей и припал к ведру с молоком. Сколько выпил он молока знает только Авдотья. А  утром , когда  сосед  деда вышел в уборную, увидел деда Гриню сидящим у себя на скамейке возле дома,  курящего  спокойно свой самосад. Через час всё село было у дома деда. Бабы, обнимая деда, прослезились, а мужики ждали рассказ о том , где же он был пять суток? И тогда, затянув свою самокрутку самосада , дед начал свой рассказ:
«  Каждый год в одно и тоже времюшко  ухожу я  в нашу матушку- кормилицу  тайгу  за ягодами и травами и набраться силушки от  ароматов  и приобрести  душевного  покою, так как  жить  мне  ещё с полвеку.  Хожу я год за году  размеренно, с  умом , не торопясь,  таки  в спешке  уходит из организму  силушка.  Решил  пойти не так как ране хаживал, а через заимку отшельника. Не дойдя до заимки, услыхал  звуки странные , треск веток и  не  разбирая тропинок  прямиком  двинул туда».
 Мужики переминаясь с ноги на ногу, закуривая папиросы, выжидающе ждали продолжение. Дед  посмотрев на своих селян с улыбкой, произнёс: « Притомился я чуток ребятушки, пойду прилягу, а после и дорасскажу».  Между собой бабы и мужики о чём-то начали судачить, кто-то размахивал руками,  кто-то брался за голову, а Авдотья просто сказала , что надо вытопить баньку и  когда дед отоспится , напарить  его  хорошенько и накормить . На том  и порешили. Спал деда Гриня двое суток. Авдотья  приносила ему молока, будила , он выпивал и снова спал.  А односельчане только и судачили, каждому было интересно, что же произошло с дедом в тайге. Отоспавшись, дед, как ни в чём не бывало, пришёл в сельмаг ,  купил продукты  и поллитру, сказав при этом: « Не ради пьянки, здоровью для!» Сосед  Пётр растопил баню и уже  к  полудню  почти все снова собрались у дома деда.  Деда Гриня , выйдя из дома, уже чуть шатающейся походкой, сел  на скамейку, затянул свой самосад и продолжил рассказ. Опоздавшие односельчане, подходя ближе к дому, где собралось почти всё село, с интересом  наблюдали  за всеми. Кто-то смеялся громко, кто-то вздыхал, поднимая руки к верху , кто-то  закрывал руками лицо.  А деда Гриня поведал своим односельчанам, что встретился он с медведицей и медвежонком, когда он  пошёл на странный треск. Кто-то поставил  капкан на крупного зверя и медведица попала в него передними лапами, а медвежонок не отходил от неё. Что пришлось ему набрать ягод и не одну корзину, накормить медвежонка, чтобы  медведица видела , что он не злодей какой-то .  А рассмотрев капкан, он смекнул, что травмы  будут  глубокие и надо успокоить медведицу и приложить к ранам разных травок, чтобы они быстрее затянулись. Затем он поведал , как искал эти травы по тайге. А найдя их успокоил медведицу,  долго снимал капкан, а затем лечил ей  лапы.  А спал он с медвежонком почти в обнимку. Пил болотную воду  через тряпку и ел ягоды. А когда медведице стало легче он и отправился  домой. Слушая односельчане много задавали вопросов что и как?!Как это он не испугался медведя?!  А  какие травки он собирал? И много-много других. Деда Гриня на каждый вопрос  отвечал , потягивая самокрутку. А тут сосед Пётр возьми и спроси: «Медведица то хоть как –то отблагодарила тебя? Говорят они умные !» На что дед ответил: «Благодарстию  от неё получил , не без  этуго! Встала во всю- то  ростушку  она, обняла, похлопов  меня по  плечам, посмотрела  в мои  мудрёные  глаза и убёгла  с медвежонком в тайгу!»   Все, кто слушал деда, начали смеяться.  Кто-то крикнул: «Ну ты дед , любишь байки рассказывать !»  Так односельчане стали расходиться.  Сосед Пётр позвал деда в баньку, а  Авдотья  с бабами  пошла стол собирать. Сосед Пётр , взяв два берёзовых свежих веника, зашёл в баню и тут чуть не  сел на пол. Деда  Гриня  лежал на полке на животе  , уже готовенький  попариться, а на спине у него  заметные кровавые  следы от медвежьих   когтей ,  как раз по обоим плечам.  Вот и ломай теперь голову , байку рассказывал деда Гриня или взаправду  было всё ?


Рецензии