Лабиринты сознания
но соединенная с ними, она - мать искусства и
источник его чудес."
................................/ Франсиско Гойя ( 1746 - 1828 ).
0d* \............/ + -|R..|.
Есть преимущество, а в чем оно у страха?..
В глазах конечно: "Очень велики!",-
в них вижу лично я "нагую Маху"*,
живого Гойю - смерти вопреки ^ (!)
Срывают пальцы тоненькие нити*,
пыль вспыхивает искрами в ночи,
летящими к вандальскому граффити*;
и запах всюду плесени, мочи...
-|-
Такое ощущение от риска*:
Фуэндетодос* - тайные ходы,-
сначала от рождения Франсиско,
и дальше в коридорах темноты.
От проявлений зла до аллегорий*;
в архетипичном сумраке* времен,
проходит путь и баек, и историй,-
он лабиринтами сознанья* сообщен!
-|-
Отчаянье царящее повсюду:
меняется нередко красотой*!..
С какою радость верящее в чудо,
с каким преобладающий покой
несет глоток пересыхающим сомненьям;
и в технике "офорте"* основным
является "acua"*, и "tinta"* с тенью*,
с травлением, с царапаньем пластин..|.
-|-
Витальные* позирующие махи*
с балкона смотрят на привычный вид;
и слышатся как пролетают птахи,
мычанье бычье, быстрый стук копыт...
Энсьерро* - добровольный глупый термИн:
"недолго прокатиться на рогах" ^ (!)
Такой уж праздник этот "Сен - ФермИн"*,-
на улицах испытывать свой страх!
-|-
Какие испытания в дальнейшем,
во многом повлиять могли на то,
что остается в общем неизбежным:
судить, теперь, воистину кого?!
Читаешь письма* тех, кто был и будут
самим себе понятнее, чем всем!
И понимаешь, что тебя забудут,
а им не стать забытыми совсем!
-|-
Из лабиринта выйти невредимым,-
вот истина, с какою дальше жить!
И заявить, что был непроходимым,
тем, кто желает сравнивать, сравнить.
Историка Сесенью* почитайте,-
Наташа вам ответит на вопрос!*
И (,) если надо, то тогда узнайте:
из писем Альбу* и про полный рост!*
............ 3,5,7,- 12 ( ... ) 22/6 ^ ( S/P )* ................../A\V/A\W/A\
( в д с ) - в данном случае - на фото картина Ф.Гойи "Маха - ногая",- подмена
для моралистов может быть "Маха - одетая" созданная приблизительно в
1800 - 1805 гг.
(*) - "Срывают пальцы тоненькие нити..." - ( в д с ) под словом - "нить"
подразумевается паутина.
(*) - "..нагую Маху..."- речь идет о картине испанского художника Франсиско Гойи
"Маха обнаженная"( на фото ),написанной примерно: между 1797 и 1800 годами.
Составляет пару с картиной "Маха - одетая". На обеих картинах изображена
испанская горожанка XVIII - XIX веков. "Маха обнаженная" является одним из
ранних произведений западного искусства, изображающую полностью обнаженную
женщину без мифологических и отрицательных коннотаций...
(*) - "...живого Гойю..." - речь идет об испанском художнике, гравере Францизко
Гойе ( 1746 - 1828 ), одном из первых ярких мастеров изобразительного
искусства раннего романтизма...
(*) - "...к вандальскому граффити..." - ( о слове "вандальский")- это
восточногерманский язык, вероятно близкий к готскому...
Вандалы еще в I веке н.э. делились на две группы: хастингов и силингов,
после миграции из Центральной Европы в эпоху переселения народов, в начале
V века н.э. установили свое владычество в Испании и Португалии, откуда
позднее были вытеснены вестготами в Африку... Граффити - изображение или
надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами
на стенах и других поверхностях...
Граффити до сих пор считается "ВАНДАЛИЗМОМ"!..
(*) - "Такое ощущение от риска..." - ( в д с ) подчеркивается риск каких - либо
образований, коих сейчас хватает с избытком и буквально по горло;
в "демократическом" - "продвинутом" обществе Европы и Северной Америки, и
явно приводящее в недоумение весь окружающий ( "отсталый" ) мир,- в котором
по мнению тех же европейских и североамериканских политиков - гандонов
(вульг.): не хватает свобод и равенств (!)
(*) - "Фуэндетодос" - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Сарагоса в
составе автономного сообщества Арагон.Фуэндетодос - родина Франсиско Гойи.
(*) - "...от проявленья зла - до аллегорий..." -( в д с ) речь идет о особенности
живописи и графики Ф.Гойи, а именно об экспрессивной манере, изображений
разнообразного проявления зла; насилия, несправедливости и страданий, не
смотря на очевидную гротескность подачи, отражали реальные переживания...
Образы на картинах мастера порой аллегоричны и архетипичны...
(*) - "... в архетипичном сумраке..." - и в этом случае продолжается рассказ об
особенностях Франсиско Гойи, словом - "архетипичный" ( подлинный, исконный,
с греческого - "первообразный") подчеркиваются глубочайшие слои народного
сознания и легенды, отсюда и сумрак; темнота,отсталость простого населения
Испании тех лет, до демократических преобразований, и в период Французской
оккупации...
(*) - "Лабиринты сознания" - сознание - это, нечто вроде зеркала, отражающего
действительность; чем вернее - точнее картинка в воображении,тем адекватнее
действует человек... Лабиринты могут путать и сбивать каждого,кто углубился
при поиске истины, ведь с каждым шагом человек отдаляется от желаемого...
(*) - "Отчаянье царящее -повсюду: меняется порою красотой..." - в работах Ф.Гойи
прослеживается порою неверие и в связи с этим - отчаянье, обусловленное
переживанием за свою Страну,за горе и несправедливость,которые присутствуют
повсеместно в Испании тех не простых ( сложных ) лет...
(*) - "Техника офорте" ( также аквафорте итал. "acguaforte" ) - разновидность
гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющее
получить оттиски с печатных форм ( досок ), в процессе работы по созданию
изображения... которую постиг в совершенстве Франсиско Гойя.
(*) - "...является "acua" и "tinta" с тенью..." - и в этом случае подчеркивается
графическая техника "офорте";перевод с итальянского "acua" - вода,а "tinta"
- оттенок,- тень является главной составляющей композиции, той или иной
гравюры Ф.Гойи.
(*) - "...травлением, царапаньем пластин..." (технология вышеуказанной техники)-
это оттиск гравюры, в этой манере: напоминает рисунок водяными красками -
акварелью,-это сходство и обусловило происхождения наименования "aguatinta"
... Сущность этого приема сводится к тому, что не печатную форму перед
травлением ( техн., приемы для управления удаления поверхностного слоя
материала с заготовки под действием химических веществ ) наносится кислото-
упорная смола, канифольная, асфальтная... Сам Гойя пользовался лаком и
процарапывал иглой в слое высохшего лака рисунок; следующим этапом он
погружал металлическую пластину в азотную кислоту; места процарапанные
иголкой, протравливались кислотой, после чего заполнялись краской и
оттискивались на бумаге специальным станком...
(*) - "Витальные" ( от лат. vita - "жизнь" ) - жизненные, полные жизни, напр.,
жизненная энергия ( см. Витализм ); витальные ощущения - см. Общее чувство.
Философия, инцеклопедия...
(*) - "...позирующие махи..." - ( в д с ) речь идет о картинах Ф.Гойи ; "Маха на
балконе" и "Маха и Селестина на балконе". Маха - это не имя!Махами называли
женщин из испанских социальных низов, веселых, легкомысленных, витальных;
жадных до музыки и любви, мужской вариант - "махо" известен нам сейчас как
"мачо"... Франсиско Гойя с его неуемным ( неистовым ) характером,
простонародными корнями был как раз - "махо" ( мачо ); он думал как мачо,
и даже писал - как мачо. В биографическом романе Фейхтвангера Гойя говорит:
"Я - махо, хотя и иногда почитываю Энциклопедию."
(*) -"Энсьерро" - это испанский национальный обычай, состоящий из убегании от
специальных выпущенных из загонов быков, коров,телят... Очень часто
заканчивающийся не утешительными цифрами гибели людей...
(*) - "Сен - Фермин" - сиеста в Памплоне. Ежегодно, в период с шестого по
четырнадцатое июля в испанском городе Памплоне проходит праздник в честь
небесного покровителя города и области Наварры - Святого Фермина.
Сан - Фермин епископ, который жил в далеком тринадцатом столетии и спас
город Памплону от чумы. Благодарные жители не забыли своего спасителя, не
смотря на то, что прошло несколько веков...
(*) - "Читаешь письма..." - ( в д с ) речь идет о переписке Франсиско Гойи с
давним своим другом Мартином Сапатером - финансистом и предпренимателем из
Сарагосы. Еще, когда Гойе было 13 лет и его семья переехала в Сарагосу,
мальчика отдали в мастерскую художника Лусана, и именно тогда Гойя
познакомился с Мартином, мальчиком из небогатой дворянской семьи, и который
был младше всего на год... В 1773 г. Гойя окончательно уехал в Мадрид, но
встречи с Сапатером не прекратились; об этом свидетельствует переписка,
которую они проводили с 1775 по 1801 год, и частые встречи, то в Сарагосе,
а то и в Мадриде... Из писем видно, что Гойя для Мартина был самой большой
любовью и заботой... Нам остались письма, которые Мартин бережно хранил всю
жизнь, в отличии от своего не столь организованного друга, и два портрета
Сапатеро, выполненных Франсиско; первый в 1790, и последний в 1797 - м,-
шесть лет спустя Мартин умер...
(*) - "Историка Сесенью почитайте!.. Наташа вам ответит на вопрос!" - ( в д с )
речь идет об историке изобразительного искусства Наташе Сесеньи, которая в
свое время написала книгу "Гойя и его женщины". В этой книге опираясь на
письма ( переписку ) Гойи и Мартина Сапатеро, историк задается вопросом, об
отношении между друзьями, и старается как - то осветить это с точки зрения
толерантной Европы...
(*) - "...из писем Альбу,- и про полный рост!" - в этом случае опять же
объясняется из письма Гойи Мартину Сапатеро ( книга "Гойя и женщины" ):
"...Тебе стоило бы приехать хотя бы ради того, чтобы помочь мне писать Альбу
( герцогиня Альба - наследница из самых знатных родов Испании,дочь вельможи
Карла III,вольтерьянка и одна из самых известных женщин Испании...В 1776 г.
овдовела и удалилась в свое имение Санлукар в Андалусии, осенью того же
года к ней приехал Гойя и прожил с ней до весны,- именно там он сделал
множество карандашных портретов, составивших "Санлукарский альбом" ), вчера
она ворвалась ко мне в студию, чтобы я написал ее портрет, и с этим ушла;
конечно, мне она нравится больше, чем писать ее на холсте, должен написать
ее в полный рост; она придет снова..."
Гойя шуткой написал неправильный год 1880 и город Лондон, на самом деле
письмо было написано в августе 1794 года и в конце был нарисован
автопортрет, шарж самого себя. Письмо заканчивается подписью:"Asi estoy..."
- "Вот я каков..."
* * * * * * * * * * *
Свидетельство о публикации №120080102325