Сад роз Экзюпери
Нам каждой нужно по планете,
Где такие невинные дети
Нас единственными сочли б.
Мы - твой сон, бушующий ветер,
Мы - ручей, затопивший газон.
Мы вне времени, но восстали;
Каждой быть на своём пути.
В это лето они нас не ждали,
Мы ж тугими, злыми корнями
В каждый дом, во все окна вошли.
В ответ на
https://vk.com/wall4014988_1086
Свидетельство о публикации №120080110360
Сад роз Экзюпери (Лета Гордеева) http://stihi.ru/2020/08/01/10360
Мы как розы Сент-Экзюпери,
Нам каждой нужно по планете;
Где такие ж невинные дети
Нас единственными сочли б.
Мы - твой сон, бушующий ветер,
Мы - ручей, потопивший газон.
Мы вне времени, но восстали,
Каждой по своёму пути.
В это лето они не ждали,
Мы ж тугими, злыми корнями
В каждый дом, во все окна вошли.
В ответ на
http://vk.com/wall4014988_1086
И в редакции автора Дмитрий Тимонович:
Мы как розы Сент-Экзюпери,
Нужно каждой из нас по планете,
Где поэта невинные дети
Нас единственными сочли.
Мы - твой сон, мы - бушующий ветер,
Мы - ручей, затопивший газон.
Мы вне времени, но мы восстали,
Каждой быть на своём пути.
В это лето они нас не ждали,
Мы тугими и злыми корнями
В каждый дом, во все окна вошли.
© Copyright: Лета Гордеева, 2020
Свидетельство о публикации №120080110360
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА 1- го прои:
Мы как розы (...) Экзюпери,
Каждой-2 нужно-3 Нам-1 по планете;
Где такие ж(е) невинные дети
Нас единственными б(ы)<>сочли.
Мы - твой сон, бушующий ветер,
Мы - ручей, потопивший газон.
Мы вне времени, но вос(прянули),
Каждой (...нужно) (...нам) пути.
В это лето они не ждали,
Мы ж(е) злыми<>тугими, корнями
В каждый дом, во все окна вошли.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
КОММЕНТАРИИ К 1- МУ ПРОИ. Первая строка, так себе... — даже немного удивился — ведь это 5- стопный хорей. Вторая строка переходит на ямб — 5- стопный. Прошу прощения — 4- стопный. Кисельный. (Потому-то, наверное, и кисельный...) Собственно, превращая первые две строки, в этот самый кисель. Проще говоря — развесистая клюква. И далее — понеслась. Не ботва по полю Эсмеральды, а
Анка-пулемётчица, не знающая для чего Максиму нужна смазка.
Ну во-первых, у автора, проблемки с анакрузой и эпикрузой — с началом и концом. Хотя, это позже, — в данном случае проблемки с частицей (?) Ж. И нахера нужна эта остановка — поди ж знай — «где такие ж» — дорогой автор, подобное неглиже, сразу ж отсылает нас к предыдущей мысли ж — о которой, как мы уж говорили — как о развесистой: «Нам каждой нужно по планете;» — ! — «где такие ж» — планеты? Всё это семантический глюк. Ритмически это выражено в смене ритма. В третьей строке он потяжелел. Сильно. Например, в правке, если оставить первые две строки в неприкосновенности, ритм, также потяжелеет, но не настолько:
~~~~~~~~~~~~~~~~
Мы как розы Сент-Экзюпери,
Нам каждой нужно по планете;
Где такие ж(е) невинные дети
~~~~~~~~~~~~~~~~
Последняя строка — изменится только в конце. Относительно 5- стопного хорея. И это Призрак — 5- стопный хорео-дактиль (а4). — «То ли девочка а то ли виденье» И вот от Призрака, уже — шуруй на свой трёхдольник. Пожалуйста. Кто тебе не даёт. Но не от 3- стопного анапеста. Который, собственно, и играет с Призраком *1, но не тогда когда начинают двухсложники...
Четвёртая строка, тяжёлая в плане фонетики — окончания второго слова и начала третьего. Где последнее ж — убивает. Но уж другой частицей (?) — Б. Шо за ёжики... Но хоть на конце... Стоп — говорит запыхавшийся автор — на конце — не торопись. Куда ж? У нас здесь чё, сенокос на погосте... Ай.
Последующие три строки хороши, — но последнее слово напрягает. Может да может нет — не суть.
Восьмая строка — паузная. Вспоминаются наши проблемки с А и Э...:
~~~~~~~~~~~~~~~~
Мы вне времени, но восстали,
Каждой
~~~~~~~~~~~~~~~~
Дорогой автор, осмыслите, если сможете, эту паузу. То же самое в 10 строке — в тандеме с 9:
~~~~~~~~~~~~~~~~
В это лето они не ждали,
Мы ж тугими,
~~~~~~~~~~~~~~~~
Ну... — «мы ж» — мышь — не суть, но всё та ж — Же. Ну нравится автору подобные ж торможения. Ну шо ты тут поделаешь... Не будешь ж шутковать по этому поводу — неприлично ж. Пусть и продолжение под стать — ну это надо ж — «тугими»... Дорогой автор, какими такими тугими? Ай.
Последняя ж строка, конешно ж, — наверное, интересна ж. Пойдёт... Как и положено — автор понял, — сам-то хоть понял, что сказал...
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
КОММЕНТАРИИ КО 2- ПРОИ. Во-первых, у второго автора, те ж проблемки с ритмикой, что и у первого. Начиная с хорея продолжать анапестом (говорю просто) — детский сад. Понятно. Третья строка это подтверждает — завораживая своими невообразимыми пелёнками...
В этом смысле интересны 6 и 7 строки. Есть в практике, и возможно единичный случай *2, когда после анапеста идёт хорей — и именно такой хорей (5) — диметральный (4 и 10 формы — 1о1ооо1о1о--оо1ооо1о1о). Но опять ж, чувство ж слова, наверное ж, никто ж не отменял...:
~~~~~~~~~~~~~~~~
Мы - ручей, затопивший газон.
Мы вне времени, но МЫ восстали,
~~~~~~~~~~~~~~~~
Вот это «МЫ» под сильным ударением — после которого пауза. Нелепо. Убери ЕГО и ударение сместится на «восстали»... — как положено. Что касается фонетической семантики (или семантической фонетики) — ЗАтопивший и ПОтопивший — сложно сказать.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ДЛЯ СЕБЯ. МЕТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ 3- Х ПРОИ.
1 — автора:
О_0_1о 1-ооо1
01о 1о о_о1о
0_о1о о1оо 1о
1 о1ооо о1
О_0_1 о1оо 1о
0_о1 оо1о о1
1 0_1оо о_01о
1о о_оо1 о1
0о_1о о1 о_1о
1_о1о 1о о1о
0о_1 0_0_1о о1
2 — другого автора:
О_0_1о 1-ооо1
0о_1о о_1 о_о1о
0_о1о о1оо 1о
1 о1ооо о1
О_0_1 о_о1оо 1о
0_о1 оо1о о1
1 0_1оо о_1 01о
1о_1 о_о1 о1
0о_1о о1_0 о_1о
0_о1о 1о о1о
0о_1 0_0_1о о1
3 — ритмической критики 1 прои:
О_0_1о ооо1
1о_1о_О о_о1о
0_о1о_0 о1оо 1о
1_о1ооо_0 о1
О_0_1 о1оо 1о
0_о1 оо1о о1
1 0_1оо о_01оо
1о_1о_0 о_о1
0о_1о о1 о_1о
1о_1о о1о о1о
0о_1 0_0_1о о1
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ПРИМЕЧАНИЯ:
*1 — как пример, игра анапеста и призрака...:
Анна (Аглая Соловьева) http://stihi.ru/2016/10/11/6297
Анна. Август. Это имя звенит
Это сердце и удар барабана.
Выцветает глаз моих хризолит.
Здравствуй, осень. Что-то ты слишком рано.
Что ты прячешь под грязным плащом?
Что? Октябрь и ноябрь? – ерунда.
Мы же знаем, лето будет еще.
И мы знаем даже точно когда.
Анна. Анна. Это имя стекло
Оно треснуло, как жизнь пополам.
Осень смотрит, словно снайпер в окно,
Каждой каплей ударяя по нам.
Мы закроем глаза и уснем.
Захлебнемся волной одеяла.
Это сон это сон это сон.
Это солнце ослепло, упало.
Разбежаться и взлететь в первый раз!
Разбегайся, подумаешь, дождь…
Всё равно ты разобьешься сейчас.
Или сердце своё разобьешь.
Ночь бродягу, как лодка несет.
«Переулком в знакомый кабак»
Эта осень. Эта жизнь. Это всё.
Понимаешь? Всё вообще. Просто так.
Разбегайся и взлетай, в добрый путь
Ты любила всегда эпатаж
Как я здесь без тебя? Как-нибудь…
Нажимает кнопку «первый этаж».
8 октября 2016
© Copyright: Аглая Соловьева, 2016
Свидетельство о публикации №116101106297
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*2 — строфный логаэд (призрак+два анапеста+хорей):
София Парнок | Как в истерике, рука по гитаре | Стихи. Классическая русская поэзия http://ru-poetry.ru/poetry/17650
Как в истерике, рука по гитаре
Заметалась, забилась,— и вот
О прославленном, дедовском Яре
Снова голос роковой поет.
Выкрик пламенный,— и хору кивнула,
И поющий взревел полукруг,
И опять эта муза разгула
Сонно смотрит на своих подруг.
В черном черная, и белы лишь зубы,
Да в руке чуть дрожащий платок,
Да за поясом воткнутый, грубый,
Слишком пышный, неживой цветок.
Те отвыкнуть от кочевий успели
В ресторанном тепле и светле.
Тех крестили в крестильной купели,
Эту — в адском смоляном котле!
За нее лишь в этом бешеном сброде,
Задивившись на хищный оскал,
Забывая о близком походе,
Поднимает офицер бокал.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В ЗАКЛЮЧЕНИИ. Вопрос:
Нормальный тест?
Рихард Мор 2 02.08.2020 21:58 Заявить о нарушении
Вот посмотрите и удивитесь ещё этому:
http://stihi.ru/2020/07/06/6757
Там совсем всё плохо:)))
Лета Гордеева 03.08.2020 04:14 Заявить о нарушении
И действительно, зачем знать о размерах и ритме, если есть декламация. Неговоря уже о пении...
Лета, а Вы были когда-нибудь в опере?
Я раньше тоже кстати проверял свои стихи на диктофон. Не знаю что меня отрубило, осенило ли, но факт — никто не проверяет свои стихи декламацией. Если подумать о тех же классиках... У которых не было диктофонов. Поэтому, кроме юнцов, возможно, и горстки отщепенцев — которым, возможно, скучно, это ясно, что не нужно. Но мне понятно, ведь вы думаете, поскольку вдохновение есть, значит, — стоит ли задумываться о чём-то другом... Так ведь? Понимаю. С некоторых пор.
Но я и не настаиваю. Разве что в плане критики... — и стихотворного ритма, в частности. Как говорится, — ваши проблемы. И Ваши тоже. Я только за стихотворный ритм.
Что касается декламации (декламационного ритма), улыбаюсь, действительно интересно, как Лета обошла эти — же — возможно у неё ангельский голос. Правда, Лета? Не ну правда ж — как? Все эти ямбы, хореи, анапесты и т.д. — лирика, — они и не нужны — потому что при декламации любая пауза по плечу, но вот, сейчас, эти — же — как-то чувствуются — чересчур. Я повторяюсь?
Что плохого в стихо по ссылке?
Вы, мне, кстати, уже давали его. На ТМЕ — в кабинете критики.
Рихард Мор 2 03.08.2020 06:35 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 03.08.2020 07:01 Заявить о нарушении
Когда мне говорят о разных школах и направлениях, взглядах или о марихуане, я всегда удивляюсь. Безусловно "как эксперимент это интересно, но каково его практическое применение..." — так кажется? Нет, я не настаиваю, даже более того — за. Всегда интересно почитать, что тебе расскажут умненькие девочки.
Есть поэты живущие во вне, а есть внутри. Северянин — Цветаева. Маяковский — Ахматова. Платт — Диккинсон. Кто-то тусит, а кто-то по закоулкам. Наша девочка — и я даже не понимаю — тусовщица ль Лета... Женщина, одним словом. И о чём она говорит — не понятно. Но приятно.
Я — грубиян. Прости, Лета. Но здесь я тебе не помощник. Но всегда готов выслушать. Договорились? Тока ты не стесняйся. Я, обещаю, тоже. И
Прямо сейчас.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Немного о технике. Говоря языком простым.
Что значит никто не понял? И разве можно понять то, что и сам автор не понимает?
Что толку считать слоги, если в сознании отсутствует понимание размера? Я, по твоему, тоже, слоги считаю? Нет, не считаю*. Да и зачем — и как — считать слоги в дольниках? Ай. У дольников, говоря твоим языком — НЕТ равносложия.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*Разве что в силлабике — ради интереса. В больших сложниках. Но, например, возьмём средний — 4- й 10- сложник (10-4):
о1о1//о/1о1о1()
1оо1//о/1о1о1()
о1о1//о/о1оо1()
1оо1//о/о1оо1()
Чтобы его писать, необходимо знать размеры. И всё, что им принадлежит. Конкретно — формы* и метрические вариации. Но если ты не знаешь этого, то пишешь — как пойдёт (на личном опыте знаю), после, считая слоги и пытаясь выравнять — не пойми что. Но это не письмо, и даже не мучения, просто — фигня. Ведь в системе 10- сложника 4 главные серии: 10-3 / 10-4 / 10-5 / 10-6 — при 9 размерах:
5- стопные (лёгкие):
о1о1о1о1о1() — 1 — Я5
1оо1о1о1о1() — 2 — ДХ5_а1
1о1оо1о1о1() — 3 — ХД5_а2 Фалех
1о1о1оо1о1() — 4 — ХД5_а3 Сапфо
1о1о1о1оо1() — 5 — ХД5_а4 Призрак
4- стопные (тяжёлые):
о1о1оо1оо1() — 6 — ЯЯА4_б1
о1оо1о1оо1() — 7 — ЯА4_б2
о1оо1оо1о1() — 8 — ЯА4_б3
1оо1оо1оо1() — 9 — Д4
Серии распределяются константными цезурами // — то есть ударными. Например, 10-5 — берёшь размеры, смотришь где ударный слог 5 и, — вуаля:
1о1о1оо1о1() — 4 — ХД5_а3 Сапфо
1о1о1о1оо1() — 5 — ХД5_а4 Призрак
о1оо1о1оо1() — 7 — ЯА4_б2
о1оо1оо1о1() — 8 — ЯА4_б3
Та же ситуация и здесь — какие слоги? Размеры надо знать. Но для того, чтобы писать силлабику — пиши логаэды и дольники. А не только двухсложники и трёхсложники (классическая поэзия, блин). Найдёшь два оставшихся сложника?
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*Возьмём наш Призрак:
1о1о1о1оо1() — 5 — ХД5_а4 Призрак — 1 форма
Уберём два удара — первый и третий:
0о1о0о1оо1() — 5 — ХД5_а4 Призрак — 10 форма
Возьмём ХД4_б1 — в системе сложников: 9- сложник —
1о1оо1оо1() — 5 — ХД4_б1 — 1 форма
Уберём первый удар:
0о1оо1оо1() — 5 — ХД4_б1 — 2 форма (3- стопный анапест)
Теперь возьмём неполноударные формы вместе:
0о1о0о1оо1() — 5 — ХД5_а4 Призрак — 10 форма
0о1оо1оо1() — 5 — ХД4_б1 — 2 форма (3- стопный анапест)
В чём разница между ними? Между 2 и 3 ударом — у Призрака 3 нолика _ооо_, у анапеста — 2 — _оо_. Говоря языком простым — метрическое объяснение* тому, почему эти размеры встречаются вместе. — Иной раз, ритмически — почти неощутимо:
«То ли девочка а то ли виденье»
«То ли девочка то ли виденье»
*Не всегда метрикой можно объяснить ритмику.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Вот тебе 9 размеров — пиши стихи. Хотя бы один в — неделю, месяц, — между свободой — заставляя себя. Для каждого используя один размер. Для потока сознания — самое то. Дам тебе и — 9- сложники:
1о1о1о1о1() — 1 — Х5*
о1оо1о1о1() — 2 — ЯА4_а1
о1о1оо1о1() — 3 — ЯЯА4_а2
о1о1о1оо1() — 4 — ЯЯА4_а3
1о1оо1оо1() — 5 — ХД4_б1*
1оо1о1оо1() — 6 — ДХ4_б2
1оо1оо1о1() — 7 — ДХ4_б3
Для чего это надо? Для укрепления ритмического слуха. (Как на танцы ходить — отрабатывая движения) Чтобы потом, всё, что тебе приходит — приходило в более устойчивой форме. Вне зависимости что это будет. И для понимания. Которое приходит не сразу. Естественно.
*И 5- стопный хорей и 3- стопный анапест равносложны. Более того в одной серии играют. Но это не отменяет качество их игры.
Рихард Мор 2 03.08.2020 19:04 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 03.08.2020 20:16 Заявить о нарушении
Чисто теоретически каждый ритмический слух предрасположен к тому или иному строю письма. Золотой век не Серебряный. Русское радио не Наше. Но когда речь заходит о классической поэзии, говорят о Золотом — веке — силлаботоники. Что нелепо. Но как это по-совковски. И представь себе, если ты левша, а тебя пытаются переформатировать под стандарт — правши. Понимаешь? Девочка это девочка, а мальчик — мальчик. И не надо одному играть в куклы, а другой в машинки. Хотя и девочки — травести бывают и мальчики — не пойми какие. То есть вопрос с чего начинать в достаточной мере важен для поэта. Который, рано или поздно, должен писать и правой и левой рукой — и обеими и без рук. Но начинать надо с чего-то того, что в тебе изначально. Теоретически. Ага.
Я в своё время удалил все свои ранние стишки. Немного жалею. Интересно ведь! Пусть и понятно теперь. Что мне изначально был ближе век Серебряный. Но откуда ж мне было знать...
Рихард Мор 2 03.08.2020 20:46 Заявить о нарушении
День и ночь неприходя в сознание
Слушай Лета миражи и годы
Пусть уходят навстречу желаниям
Даст ли бой непреклонная Лета
Сможет вспомнить долгожданный танец
Берегами островами город
Гордый встанет и уйдёт под воду
В бездну может быть скажет Лета
К чёрту всё невыносима стужа
Суток пламенных каменный танец
Вспомни Лета на паперти бури
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Самые лёгкие и самые тяжёлые размеры меня угнетают...
Рихард Мор 2 03.08.2020 21:23 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 04.08.2020 06:42 Заявить о нарушении
А сейчас думаю, что со стихами, что-то не так. Правда ли это, хочется узнать. Но для этого нужна тишина. И свобода действий. Ага. Но за приглашение, спасибо.
Рихард Мор 2 04.08.2020 16:11 Заявить о нарушении
Или тебе нравятся унижения? Разве что это. Ну тогда давай.
На всякий случай, это был культурный пост.
Рихард Мор 2 04.08.2020 22:52 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 08:00 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 10:06 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 10:33 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 15:02 Заявить о нарушении
Смешно же, но напомни мне, пожалуйста, не ты ли мне говорил, что ты графоман? В этом смысле, тебе не стыдно где либо светиться, в принципе и, как ты можешь разбираться в поэзии с таким-то галстучком от Графомани?
Лета, этого человека я знаю. И всё, что ты сказала, верно. Но у нас с ним возник один вопрос — когда он позволил себе лишнее, — от этого и простое обращение. С другой стороны, ради интереса, можно и поговорить. Глядишь, он, может, что и умное скажет. И, если сильно сможет, постарается быть и честным ужиком. Вопрос о графомании, например, требует признания и немного разговора.
Рихард Мор 2 05.08.2020 15:15 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 05.08.2020 15:20 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 16:27 Заявить о нарушении
Ты пришёл И на мою грядку. Как и любого другого я могу послать накуй, только за это. Говоря языком культурным, вмешиваться в чужой диалог — моветон. Далее,
Вот я ж говорю — лох... Почему женщина должна за тебя заступаться? Ты шо совсем из ума вышел? Или всё, — когда ты потерял девственность всё встало на свои места? Если так, то я согласен за твои претензии к Лете. Можете поговорить, девочки. Однако,
Будь добр, Виталик, ответь на вопросы которые я тебе задал. Повторюсь, ты, — находишься в поле моей рецензии.
Рихард Мор 2 05.08.2020 16:41 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 16:59 Заявить о нарушении
"Мы - сад роз де Сент-Экзюпери"
— почему она удачная и, как вообще вышло, что ты к этому пришла?
Пила вчера? Может смотрела какую-нить слезливую мелодраму? Может, лёгкую эротику? Если тёжелую — не говори.
Рихард Мор 2 05.08.2020 17:10 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 17:21 Заявить о нарушении
Рихард Мор 2 05.08.2020 17:47 Заявить о нарушении
Питере их-парад намечается... Где они с оголёнными задами и ходют. А ли вечеринка какая-нить... Где они ими светят.
В исключительном случае у поэта всегда остаётся предчувствие. И, — это не отнимает курьёз первой строки.
Плять, вот нахера ты пришёл, Виталик? Шо, — никому не понравился твой зад и ты решил его здесь показать? И нахера?
А вообще не стесняйтесь. Говорю обоим. Раз такое дело — поругайтесь. Помиритесь. И снова поругайтесь. Люблю на это посмотреть! Тока обещайте без мордобоя. Даже на словах! Семейные драмы...
Рихард Мор 2 05.08.2020 18:13 Заявить о нарушении
Лета Гордеева 05.08.2020 19:26 Заявить о нарушении