Россия, пространства твои и просторы... рецензия

Ольга Харламова, «Родные просторы», М «Вест Консалтинг, 2020

Читатель уже успел привыкнуть к тому, что Ольга Харламова- один из наиболее плодовитых российских авторов , работающий стабильно, ярко и с одинаковым успехом как в поэзии, так и в прозе. Достаточно известна она и как одаренный журналист, ведущая популярной радиопрограммы. Однако выход ее новой книги, вне сомнений, явится немалым сюрпризом для большинства читателей. Прежде всего жанр своего произведения автор определяет как литературно-историческое эссе, кроме того, этот фолиант насчитывает без малого 400 страниц!  Впрочем, такой объем представляется вполне оправданным масштабностью задачи: автор исследует долгие века насыщенной событиями и богатой противоречиями, непростой истории родной земли. При этом впервые Ольга Харламова с успехом соединяет на своих страницах публицистическую прозу со стихами и выступает как талантливый популяризатор истории России. Не стану утверждать, будто на этом славном поприще у нее совсем не было предшественников. Сразу же невольно приходит на память замечательная книга Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», которую в очередное Смутное время, каковым предстает эпоха девяностых, стали незаслуженно забывать. Но в целом следует признать, что талант популяризатора истории, способного рассказать захватывающе интересно, казалось бы, о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой, встречается крайне редко. И Ольга Харламова, несомненно, этим ценнейшим даром обладает.
     «Дата – прочерк- дата...»
Книга Ольги Харламовой охватывает шесть столетий русской истории- с Х11 по ХУ111 век. При этом автор с особым вниманием всматривается в лица, пристально изучает внезапные повороты судьбы, амбиции и человеческие слабости исторических персонажей, максимально приближая к нам жителей далеких эпох, делая их портреты близкими, по-человечески понятными и психологически достоверными. И жизнь каждого из них уже не воспринимается нами всего лишь как тире между двумя датами: они словно предстают перед нами во плоти, обретая голос, походку, характерные черты... Благодаря эссе О. Харламовой выходят из густой тени и словно приближаются к нам, потомкам, многие незаслуженно забытые, загадочные и трагические фигуры, так или иначе причастные к истории нашего государства.
        «Город чудный, город древний...»
Основной путеводной нитью в нашем странствовании по времени становятся вехи развития и становления Москвы, нашей древней столицы, славной и многострадальной. Читатель узнает, как она постепенно застраивалась и росла, как вновь и вновь поднималась после разрушений и пожаров, как веками складывался ее облик, многослойный и неповторимый. «Ты, как мученик, горела, белокаменная!»-  воскликнул в свое время поэт Федор Глинка. Именно таким взволнованным и живым чувством любви к родному городу проникнуты лучшие страницы эссе. Присущий О. Харламовой в целом пристальный интерес к Быту и Укладу помогает нам яснее разглядеть, как протекала жизнь наших предков на протяжении веков. Но неизменно «разметавшийся свиток дорог» сквозь все перипетии и потрясения возвращает нас именно сюда, к стенам Московского Кремля.
  «Воздух родины...»
Как и в любом историческом повествовании, в эссе О. Харламовой главными героями становятся Время со всеми его характерными чертами и приметами и Традиция, которая творится веками. Обладая живым чувством истории, автор словно говорит нам, читателям: мы с вами -богатые наследники, за нашими плечами стоит опыт предков, тысячелетние обычаи, язык и культура со всеми их сокровищами. Сумеем ли мы достойно и осознанно принять это наследство и передать поколениям, идущим на смену, зависит только от нас:
Воздух родины... Отзвуки речи,
Блики, тень, вкус нахлынувших слез...
Именно так, взволнованно, живо, неравнодушно пишет об истории родной страны Ольга Харламова, и  это ее живое ощущение с первых же строк захватывает и  читателя. Именно поэтому, с увлечением прочитав четыреста страниц повествования, закрываешь книгу с сожалением и ждешь продолжения.
           Елена Печерская


Рецензии