Возвращение блудного сына

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
________________________________________

http://www.stihi.ru/2002/01/16-472

Песня группы «Quo Vadis»
Альбом «теория невероятности»
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=3857

Над белой водой поднимается ветер,
Сначала чуть слышно, потом - всё заметней!

На тёмном стекле открываются знаки,
Как будто сигналы далёких галактик.

На кронах деревьев рисуются буквы,
Как будто бы к ним подключился компьютер,

И что-то из самых основ мирозданья
Пытается к нам достучаться в сознанья…

Я знаки встречаю – повсюду! повсюду!
Весь мир необъятный – огромное Чудо!

Волнение странное чувствую в венах,
Повсюду - во мне, вне меня – перемены!..

Другой ощущения пробуют ракурс…
А может, иной получаю я статус.

Росту я из тела, как отрок из платья;
Вселенная мне раскрывает объятья!..

И вдруг в голове разрывается бездна,
Как будто бы вечность пространства разверзла,

И то, что казалось мне Тайной и Чудом, -
Во мне, и со мной… Я - повсюду! Повсюду!!..

1998
_________________________________________

- А, как Вам:
«...Я повсюду, и ... всюду!»
К сожалению, сейчас ограничен временем. Ещё вернусь посмотреть внимательнее.

Владимир О.Сергеев
----------

- Мне кажется, повторение здесь усиливает смысл текста. Но я подумаю. Привык к своему варианту. Но - подумаю… Потом, «и … всюду» легко прочесть как «ивсюду» - а этого бы мне не хотелось!
Спасибо за внимание. Заходите! Всегда рад.

Виталий Иванов
----------
____________________

- Тяжёлая вещь...
«вне меня – перемены» - я Вам завидую :))
А я себя никогда духом не чувствовал, только человеком...

Антон Ли Круковский 
----------

- Не предполагал, что эта вещь может показаться тяжелой. Для меня она радостная и светлая. Здесь полное осознание своего единения с миром, а потом и слияния с ним. Без потери сознания! Т.е. это – не смерть. Я как бы становлюсь самим миром, в нем растворяюсь и им наполнен. Нахожусь одновременно повсюду – на Земле и в самых дальних закоулках вселенной…
Необыкновенное, скажу, ощущение!
Для таких ощущений нужно научиться отпускать свое «я». Насколько понимаю, это возможно делать либо в детстве и юности, либо в возрасте, когда сильные сексуальные влечения перестают затемнять сознание, отпускают или входят в какое-то более-менее спокойное русло.

Виталий Иванов
----------
____________________

Здесь ассонансные рифмы. Они намного боле сложные, чем обычные. Не все их воспринимают. Думаю, если бы прочитать правильно стихотворение вслух, вы бы даже и не заметили, что «там нет рифм».

Хорошо, что бросается. Когда в глаза бросается каждая строчка – здОрово! Если это, конечно, не мешает целостности восприятия.
Да, есть такой резкий переход из звуковой в зрительную систему… Но в стихах и надо максимально себя концентрировать, а не разжижать. При таком подходе вся вода выжимается, остаются только питательные вещества, витамины… мыслей и чувств.
Не хочу, конечно, сказать, что от живого организма стиха остается сухой осадок… Нет, просто организм должен быть органичен, прекрасен, не иметь ничего лишнего. Тем более, лишней воды.

Во вселенной есть где душе развернуться. Не всегда просто найти место, где ей хочется свернуться обратно.

- «Волнение странное чувствую в венах»  - волнение в венах? как это?
- Кровь в венах волнуется, бежит волнами, то быстрее, то медленнее.

- «Другой ощущения пробуют ракурс» - кто - пробуют? – Инверсия
- Инверсия есть, верно. Подумаю.
А ощущения – пробуют. Что ж тут такого? – на вкус, запах, слух и т.д. И я через них пробую.

- «И вдруг в голове разрывается бездна» - бездна! Как она может разорваться, она же бесконечность?
- Известно, каждый человек, сознание каждое – безконечность в себе. Но не всегда она ощущается. При этом внешние ограничения черепной коробки никакого значения для данной безконечности не имеют.
Суть в том, что пока мы имеем «сознание», свою безконечность (внутреннюю) мы ощущаем только потенциально. А когда «вдруг в голове разрывается бездна», наша внутренняя безконечность из потенциальной переходит в реальную, а внутренний наш мир сливается с внешним. Не по внешним критериям конкретной черепной коробки, головы то есть, а по глубоко внутренним – единству целого мира и отсутствию разграничений между внешним и внутренним.
Примерно так. Но полноценно объяснить это сложно. Попробуйте послушать по ссылке:
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22&ID=3857

«Раскрывается»- более мягкий вариант. Что ж, на это можно пойти. Хотя я лично считаю свой вариант более соответствующим общей идеи стиха.
А вот вариант:
«И пробуют ракурс другой ощущенья,
Я статус иной получаю мгновенно.»
Совершенно не годится. Хотя бы потому, что вместо одной инверсии, читатель получит две «ракурс другой» и «статус иной».

Стекло, галактики, компьютеры, основы мирозданья, вены, вселенная… не думаю, что «ракурс» и «статус» сильно выбиваются из этого ученого ряда. Замену, безусловно, можно найти, но… я, как автор, не ощущаю острой необходимости. Это не плохой вариант. Инверсия есть, да. Возможно, здесь в ней нет необходимости, не спорю. Буду еще искать.

В стихе рифмы практически все– ассонансные.
Ветер - заметней
Знаки – галактик
Буквы – компьютер
Ракурс – статус
Бездна – разверзла…
На этом построено стихотворение. И скорее, надо менять все остальные рифмовки, «правильные».
Посмотрите, «ракурс – статус» - ничем не хуже других!
Конечно, всегда можно найти десять замен. Но! Смысл? Здесь?..
Хорошо, я еще подумаю.
Ей, богу, я уже почти со всем согласился, столько всего поменял. Давайте хоть раз согласимся с мнением автора!
____________________

Возвращение блудного сына. Рецензия.

С точки зрения философии всеми нашими действиями руководит знаменитый закон единства и борьбы противоположностей. Внешняя сторона этого закона состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Если присмотреться внимательно, закон существует в любой точке нашего кругозора. Не обошел он стороной и Союз российских писателей. С начала организации ордена он делится при кажущемся единстве задач на явные противоположные стороны. Это поэты песенники и поэтическая элита. - «Цыганщина! Дворовой примитивизм!» - С высоких трибун вещает элита. - «У самовара я и моя Маша!» «Нам песня строить и жить помогает!» - Отвечают песенники хором вместе со всем народом. Так что же это за явление? Попробуем разобраться.
Читаю опубликованное авторитетным поэтом Виталием Ивановым стихотворение «Возвращение блудного сына» http://www.litname.ru/avt_36410178&pbl-8131.htm
Впечатление: - Восторг! Удивительное стихотворение. Живая образность, проходящая одновременно через душу и сознание. Здесь и материалистическое познание, и библейская бесконечная глубина и , извините за сравнение - радость сперматозоида при перерождении в человека, или впечатления реинкарнации души после смерти, что одно и тоже. Очень понравилось. Настоящий стих! И, что самое главное, тонкая для меня узнаваемость автора. Хвалю. Здорово!
Автор отвечает: - «Вы знаете, мы сделали на этот стих песню». Слушаю. Слушаю и раз и два. Неожиданное очень хорошее чувственное исполнение. Совсем не примитивная аранжировка. С этим всегда проблемы. Серьёзная творческая работа. Но что интересно, прямо скажу, в очень неплохо сработанной композиции не увидел ассоциаций, отчётливо просматривающихся при прочтении стихотворения. Но и до массового бестселлера эта песня явно не тянет. Для меня это сразу стало очень любопытно.
На моей книжной полке Сартр, Камю, Шопенгауэр, Андреев и Гессе. Сотни трудов отцов церкви и гуманистов, пытающихся разобраться, что и откуда есть человек. Задумался. Залез на стремянку и уткнулся в обозначенный ими на книжных полках квадрат. Почему же ни один из этих безусловно признанных корифеев не догадался в лубочно песенной форме популяризировать свою глубину мысли? Донести, знаете ли Вы, прямо частушкой до простого народа глубокую Кантовскую мысль о невозможности раскрытии самосознания или рубануть водевилем о наличии конкретной Фейербаховской сиськи в кулаке? И если открывали эти гиганты мысли философские глубины, то почему их не популяризировали?
В наши дни, когда конфронтация массовой и элитарной культур сменяется активным диалогом, интересно проследить это на примере явлений, которые когда-то эту конфронтацию олицетворяли. Имеются в виду «шлягер» и «шедевр». И, действительно, трудно представить себе что-нибудь более далекое, чем классический шедевр и популярный шлягер. С одной стороны -олицетворение вершин искусства, непреходящих духовных ценностей, знак высокой художественной пробы, с другой -низинный пласт культуры, ориентация на сиюминутный успех, изменчивость моды, коммерческая природа. Но так ли глубока и непроходима пропасть, как это может показаться на первый взгляд?
Король народного шлягера, Василий Иванович Лебедев- Кумач. Великий автор всей страной поющихся песен из кинофильмов «Волга -Волга», Весёлые ребята», «Дети капитана Гранта» да и «Вставай, страна огромная!» Личный враг председателя Союза писателей тов. Фадеева.
Фатьянов. В 1947 году был принят в Союз писателей СССР. как поэт-песенник (сам он считал себя поэтом и не любил, когда его так называли). Отношения с писателями были сложными. Фатьянов многократно подвергался критике с формулировками: «поэт кабацкой меланхолии», «дешёвая музыка на пустые слова», обвинялся в «творческой несостоятельности» и т. п. Вам ничего не говорят «Соловьи», «Три года ты мне снилась» «Где же Вы теперь, друзья однополчане»? Многих композиторов неоднократно награждали Сталинскими премиями за песни на стихи Фатьянова, однако автор слов отмечен не был. После 1946 года вышло 18 кинофильмов с его песнями. Продолжим.
Владимир Агатов, автор «Тёмной ночи» и «Шаланд» с кефалью половину жизни просидел в лагерях.
Владимир Высоцкий, сам песенник критикуемый элитой, неоднократно высказывая своё негативное отношение к массовой культуре вообще и эстрадной песне в частности, часто приводил в пример песню «Белый свет» как пример текста, не несущего абсолютно никакой смысловой нагрузки, эдакие стихи ради стихов: «...„На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет… И мелькнул за поворотом санный след… Я могла бы побежать за поворот…“ только, там чтой-то не даёт. И что самое удивительное, там два автора текста, значит, один не справился — очень сложные мысли они излагают, значит, двое их». Имелись в виду совместно написавшие стихи Михаил Танич и Игорь Шаферан. Танич возмущался: «Дай Бог мне написать ещё раз такую всенародно любимую песню! Её спел 170-миллионный хор! Такие песни неподсудны, но Высоцкий лишь посмеялся над нами»
Поэт Владимир Цыбин (по определению Танича — «не из худших в длинном списке Союза писателей») сказал в его присутствии: «Вот и ещё одного потеряли». Танич подумал, что кто-то умер, но оказалось: Анатолий Поперечный «в песню ушёл!». Танич иронически прокомментировал это в своей книге: «…семья поэтов потеряла своего, к чужим ушёл, в песню — погиб для настоящей поэзии.
Леонид Дербенёв, родивший «Волшебником недоучкой» Пугачёву, автор запомнившейся больше чем фильм песни « Есть только миг», стихотворный автор песен всех фильмов Гайдая, не сумел стать членом Союза писателей. Совершенно самостоятельно вместе со своими медведями он раскручивал земную ось.
Список можно продолжать бесконечно. Вы хочете песен? Их есть у меня! Есть и их авторы! Но причём здесь действительный член Союза российских писателей Виталий Иванов? Так ведь с него, с его стихотворения и песни началось наше рассуждение о сторонах на поэтическом фронте. При том, что бессмысленно согласно великого закона борьбы этих самых противоположностей экспериментировать в серединной позиции. Не будет понято с эстрады серьёзное философски глубокое произведение, хоть спой его, хоть станцуй. Настала пора блудному поэтическому сыну союза уже занять своё место на чьей-нибудь линии фронта и бить со всей своей мощью по мозгам совершенно противоположных категорий граждан. С той стороны и туда, что он выберет. При этом, как показывает история и примеры, без надежды на понимание и награды. У нас этого не дождёшься. Награды в нашей стране достаются за другие заслуги. Такая, понимаешь, у нас в России сложившаяся философия. Вечная борьба противоположностей... При общем единстве.

Андрей Муз
----------

- Андрей.
Всё хорошо. Спасибо, что в конце не забыли про автора.)
Шучу.)
Интересные мысли проводите. Честно скажу, у меня нет такого строгого отношения к песенным текстам. Отдельно читать их, возможно, не стоит. В своё время перечитал несколько сборников текстов популярнейших песен. Вы правы, вне песни их читать невозможно. Это практически ни о чем. А вот с музыкой, хорошим голосом, исполнением – чудо!
Песня – коллективное творчество. Так же, как, например, кино или театр. Мы же не выхватываем отдельно артиста или же режиссера из конкретной вещи. Так и с песней.
Возможно, что-то должно превалировать, либо гениальная музыка, либо талантливые стихи. То и другое одновременно практически невозможно, или одно другому будет мешать. Стихи музыке, музыка стихам. Вот в театре режиссер делает так (хороший), что не мешает артистам, наоборот. Постановщик песни – то же самое. Но…
Вы знаете хоть одну песню, где стихи стояли бы вровень с музыкой, и наоборот? Удачные решения? Я затрудняюсь ответить.
Хотя есть, конечно, романсы на стихи классиков. Вот разве что.)
Среди современных авторов такие прецеденты мне неизвестны. Может быть, «Купола»? :)
Но на моё мнение здесь не стоит ориентироваться. Я совершенно не меломан. Музыку знаю мало, отдельно слушаю крайне редко. Ну, а песни – те, что фоном по радио и ТВ.
Вот, наверно, и всё, что могу здесь сказать.
Из предпочтений – русская классическая музыка. Чайковский, Глинка, другие композиторы Х1Х века. Романсы.
Из песен – авторские, бардовские. Визбор, Кукин. Лучшие песни 30 – 50-ых годов.
Современные песни мне не нравятся вовсе. Слова и музыка должны идти от души. Тогда даже простые слова или мелодия несложная дотрагиваются до другого сердца. А когда делается «популярный» продукт, для меня – ни-че-го. Вызывает лишь раздражение.
А то, что такие нулевые вещи везде, на мой взгляд, говорит лишь о том, что «кто-то» руководит этим процессом, формируя вкусы, мозги. На самом деле, последовательно их вынимая. У тех, у кого они вынимаются или же заполняются извне, по сути, врагами.
Вот здесь многое можно сказать. И уже сказано.)
Огромное СПАСИБО, Андрей за рецензию!
Это плюс в нашу копилку. С вашей стороны, по сути, благотворительный. Что в литературных делах нынче редкость.
Жму руку!
С уважением, дружески Виталий

ЗЫ. Да. Я не член российского союза писателей. Состою в Российском Межрегиональном Союзе писателей (РМСП) с 2000-ого года. Был принят после 30-ти лет творческого пути.)

Виталий Иванов
----------

- Большое спасибо что без обиды встретили моё небольшое исследование. Вы совершенно верно дали оценку песенным текстам и их роли в истории. Без внедренческого треугольника исполнитель, композитор, поэт - они ничто. Но это предмет следующего рассуждения. Прочитал Ваши «Купола». Не в восторге. Как и написал в рецензии, ровно серединная позиция между поэтом и песенником. Может поэтому и не звучит? Попытался найти эту песню в звуке - не нашёл. Ваша ссылка не работает.
А вот с «Блудным сыном « по ходу произошла интересная история. Есть у меня хороший друг во Владивостоке. Известный в своё время дальневосточный КВНщик. Руководитель в молодости нескольких ансамблей и сам неплохой аранжировщик. Ехидный критик всего. Он заказывал у меня пару песен и гнобил, пока я их не опрощал до теперь понятного мне безобразия. Предварительно я сбросил ему весь материал по «сыну» для обсуждения. Обсуждение было долгим и интересным. У него, как у профессионала, были предложения как усилить песню за счёт изменения аранжировки, ритма, и т. д. Удивился и порадовался стихам. Дал такую же как я положительную оценку, но однозначно заявил, что шлягером это не будет. К сожалению, Ваши стихи не сравнить с гениальными строками «На тебе сошёлся клином...»
Но в конце нашего разговора была сказана ключевая фраза - «А ведь это же уже здорово, что мы столько времени обсуждаем этого поэта и его стихотворение. Значит задело. Значит действительно он чего то стоит! Но говно и дешёвку я бы не потратил и минуты!»
Таким образом, Виталий, мы с Вами заслужили дополнительную высочайшую оценку у злобного и поверьте, циничного КВНщика.

Андрей Муз
----------


Рецензии