Как дурак к Аллаху ходил

Сказка

Предисловие

 К адыгской языковой семье принадлежат кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Кабардинцы живут в центральной части Северного Кавказа по рекам Малке, Баксану и Тереку (на территории Кабардино-Балкарской АССР). Небольшая их часть проживает также в Адыгейской автономной области и в г. Моздоке и его окрестностях. В верховьях реки Кубани, по течению рек Малый и Большой Зеленчук, живут черкесы (они входят в Карачаево-Черкесскую автономную область), а по нижнему течению рек Лабы и Кубани - адыгейцы, основное население Адыгейской автономной области. Близки к адыгским народам абазины, проживающие в Карачаево-Черкесской автономной области, и убыхи. Собирательное наименование всех этих народов - черкесы, или адыги (адыгэ). Черкесы - иноязычный этноним, а адыги - самоназвание народов этой группы.
 В силу языковой и этнической близости, совместного историко-культурного развития на протяжении веков фольклор адыгских народов формировался в едином русле. Это их общее наследие, имеющее в то же время живые особенности у каждого нз них. Общеадыгские художественные традиции представляет и жанр сказок.    Фольклор адыгских народов отличается многообразием древних жанров и видов: это - сложная, складывавшаяся на протяжении многих столетий система постоянно взаимодействующих жанров. Богатая мифологическая и обрядовая поэзия, монументальный эпос о богатырях-нартах, историко-героические песни и сказания, народная лирика и драма, пословицы и поговорки отразили не только своеобразно исторической жизни своих создателей, но и специфику их художественного восприятия мира и образного мышления. Прозаические жанры, особенно сказка и народная новелла, принадлежат к числу ближайших предшественников прозаических жанров письменной литературы.

Жил-был один Дурак на свете,
Бедней не сыщешь за версту.
Одежда, в ней гулял лишь ветер,
Чуть-чуть скрывала наготу.

Дом пуст его, и он с размаху,
Решил в зловещей тишине:
«Схожу-ка лучше я к Аллаху,
Быть может он поможет мне?!»

И в путь отправился он утром,
Дорога шла его чрез лес.
Всё было также, но как будто,
Не то здесь – мутит видно бес.

Там на поляне, на опушке,
Как чудо – чудное Медведь.
Башкою в землю, как в подушку,
Бьёт зло, давай при этом реветь.

Дурак ему вопрос свой смело:
«Зачем главой ты землю бьёшь?

«Тебе скажи, какое дело?
Да, и куда чрез лес идёшь?!»

«Я беден очень, до предела.
Иду к Аллаху попросить,
Чтоб для меня он что-то сделал,
Чтоб было есть и, что носить.
Велик Аллах в делах счастливых,
Уверен – сможет мне помочь.
Усерден буду я в молитвах,
Чтоб бедность этим превозмочь!»

«Вот хорошо!», - Медведь итожит:
«Ну, раз к Аллаху сам идёшь,
Пусть он и мне в беде поможет,
Глава болит, как будто нож,
В неё влезает беспрестанно,
И лишь с ударом по земле,
Боль затихает долгожданно,
Пусть снимет боль, поможет мне!»

«Скажу!», - сказал Дурак и вскоре,
Он зашагал и лес пред ним,
Открылся в солнечном узоре,
Картинкой радости храним.
 
Как на душе его напевно,
Он всему миру очень рад.
Чрез лес в обычную деревню,
Вошёл во двор, где пышный сад.

Здесь встретили его радушно,
Узнав, куда он держит путь.
И попросили благодушно:
«Ты в наши беды вникни! Суть,
Сад, видишь, наш большой и пышный,
Покрыл кипеньем белым дым.
Спроси, поможет ли Всевышний,
Чтобы созревали все плоды?!»
Завязнет плод и сразу сохнет,
На землю падает стрелой.
Узнав, Аллах, об этом охнет,
Поможет обрести покой!»

«Скажу!», - сказал Дурак и вскоре,
В дороге. Царство на краю.
Резные ставенки в узоре,
Был схвачен слугами, к царю.

«Идёшь ль куда? Иль что-то надо?», -
Царь, как обычно огласил.
Но оглядев, смущённым взглядом,
Оторопел, что вопросил.

«Я беден очень, до предела.
Иду к Аллаху попросить,
Чтоб для меня он что-то сделал,
Чтоб было есть и, что носить.
Велик Аллах в делах счастливых,
Уверен – сможет мне помочь.
Усерден буду я в молитвах,
Чтоб бедность этим превозмочь!»

«Есть просьба, что сравнима с чудом,
Узнав, себе не буду врать.
Как долго царствовать я буду?!
Узнай, Аллах, то должен знать!»

«Спрошу!», - сказал Дурак и вскоре,
Туман речной невдалеке,
Кружится змейкою в узоре,
Он подошёл к большой реке.

Стал брод искать, душа в «обиде»,
Он не находит, грустен вид.
На берегу напротив видит -
Огромный человек стоит.

«Куда идёшь? Чего ты ищешь?!», -
Тот человек спросил его.

«Иду к Аллаху, чтоб дал пищу,
Немного надо мне всего.
Я беден очень, до предела.
Хочу Всевышнего просить,
Чтоб для меня он что-то сделал,
Чтоб было есть и, что носить.
Велик Аллах в делах счастливых,
Уверен – сможет мне помочь.
Усерден буду я в молитвах,
Чтоб бедность этим превозмочь!»

«Чтоб всё иметь и быть не бедным,
Ум надо прежде заиметь,
Тогда и лик не будет бледным,
Иметь всё сможешь, даже снедь!»

«Спасибо, друг мой, за советы»,
Дурак, волнуясь, продолжал,
«Когда я шёл, Медведя встретил,
Тот на опушке возлежал.
Не по своей он был там воле,
И не за здрав, и не за страх.
Просил избавиться от боли,
Чтобы помог ему Аллах!
Потом мне встретился садовник,
Не зреют - падают плоды!
Аллах поможет, безусловно,
Взяв дело сразу за бразды!
Немного позже в царстве чудном,
Царь повелел, сходить - узнать.
Как долго царствовать он будет,
Аллах то должен точно знать!»

«На всё я дам тебе советы,
Хвала небесным чудесам.
А после поспеши с рассветом,
Узнав, прими решенье сам.
Царь, тот, в котором много чванства,
Молчать, мой друг, о том должна.
Ведь женщина, лишат же царства,
Когда узнают – кто она.
Садовника мечта крылата,
Её он может сам решить.
В саду зарыто много злата,
Мешает древам воду пить.
Боль, чтоб ушла – ведь нет там порчи,
Напрасна просьба и легка.
Медведь поправится же тотчас,
Как съест однажды Дурака.

Главой, качая, благосклонно:
«Аллах не нужен, добрый знак!»
Приняв ответы все шаблонно,
Назад отправился Дурак.

Дойдя до царства начал с тыла,
Поведал всё ей, не грубя.
В ответ – стать мужем предложила,
И взять правленье на себя.

Ох, он – Дурак! Он отказался,
Понёс к садовнику хабар*.
Да, лучше ты в царях остался,
Не ведал в жизни б тот удар.

А вот и сад уже знакомый,
Садовник рад его принять,
Ответ он принял, тот весомый,
Готов всего расцеловать.

Он, выкопав, там много злата,
Был поделиться с ним готов.
Дурак же, словно, тороватый**!
Как много в жизни дураков!

Ох, он – Дурак! Он отказался,
Понёс к Медведю свой хабар*.
Да, лучше б с золотом остался,
Не ведал в жизни б тот удар.

Вот лес знакомец и опушка,
И чудо – чудное Медведь.
Башкою в землю, как в подушку,
Бьёт зло, давай при этом реветь.

Его, завидев, шаг навстречу:
«Ну, что принёс ты мне хабар?!
Чтоб, наконец, мне стало легче,
И не хватил меня удар?!»

«Сказали мне, нет в боли порчи,
Напрасна просьба и легка.
Медведь поправится враз тотчас,
Как съест однажды Дурака».

Медведь крутнул: «Да! Ты – с приветом!
Таким быть право так легко!
Глупей тебя, нет в жизни этой!», -
Сказал и разом съел его.

*)Хабар (араб. ;;;;;; - весть, новость) - в мусульманской традиции: рассказ, содержащий слова пророка
**) тороватый  - устар. то же, что щедрый во всех значениях


Рецензии
Да, Игорь, ну и сказка! "В синицу - хоть пшеницу"! "Дураком родился, дураком помрёт", "Дурак молится - только лоб расшибает", ..."Горохом об стенку", "Простота - хуже воровства"...и т.д. - множество русских пословиц и поговорок на эту тему...Жаль его, но что делать? Очень поучительная сказка и изложена прекрасно. Читается легко и с удовольствием, но и думать заставляет...А Медведь его не пожалел...всё как в жизни. А ведь этот дурак - был добрым малым, никому в просьбе не отказал, за что и поплатился,- все Удачей предоставленные шансы профукал... Добрые сегодня зовутся ЛОХАМИ, получается, что так и есть...Хотя в душе я не согласна, считаю, что доброта человека - это хорошее качество...Всех благ вам, Игорь.

Евгения Грекова 2   02.09.2020 17:50     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Евгения! Спасибо за интересный комментарий! С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   02.09.2020 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.