Необходимость труда. Митрополит Филарет Вознесенск
Необходимым условием всякой деятельности человека, укрепляющей его волю, является труд. Он был заповедан Богом согрешившему человеку ещё в раю: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». Поэтому трудиться должен каждый из нас.
В 1 послании к Солунянам ап. Павел о необходимости труда писал так: «Умоляем вас, братие, делать своё дело и работать собственными руками, как мы заповедали вам». А во 2-м послании он резко отзывается о тех, которые поступают бесчинно и «суетятся» - и точно формулирует свой призыв к труду: кто не хочет трудиться, тот и не ешь. … При этом необходимо отметить ещё то, что христианство никогда не разделяет труда на работу «белую» и «чёрную». Такое разделение принималось до последних лет в обществе, причём к «чёрной работе» (по преимуществу – физическому труду) относилось пренебрежительно. Христианство же требует от человека только того, чтобы его труд был честен и приносил соответствующую пользу. И с этой христианской точки зрения, человек, занимающий высокий и ответственный пост и небрежно относящийся к своим обязанностям, гораздо ниже самого незначительного из своих подчинённых, если последний исполняет свои обязанности по-христиански – добросовестно. При этом – всякий знает на личном опыте – какое отрадное удовлетворение чувствует тот, кто честно и усердно работает, и какой скверный осадок остаётся на душе после времени, проведённого пусто и бессмысленно…
… Самый отдых и развлечения только тогда бывают приятны и радостны, когда они заслужены предшествующим трудом. А для того, чтобы в душе не было той пустоты и рассеянности, которые так обычны теперь – в наше нервное, беспокойное, суетное время – христианин должен приучать себя к самособранности. Нужно следить за собою во всех отношениях, и ясно отдавать себе отчёт в своём настроении и стремлениях, а также – представлять себе точно, что мне нужно сделать в данный момент и к какой цели направлять все свои усилия.
Говоря об укреплении воли, необходимо ещё упомянуть о тех случаях, когда человек чувствует волю свою бессильной, чтобы устоять против какого-либо соблазна или укоренившейся греховной привычки. Здесь он должен помнить то, что первое и основное средство в таких случаях – молитва, смиренная молитва веры и упования. … Даже такой могучий духовно человек, как ап. Павел, говорил о бессилии бороться с грехом и творить добро: «Не еже хощу доброе – сие творю, а еже не хощу – злое сие содеваю» (доброе, которого хочу – не делаю, а злое, которого не хочу – делаю). Тем более, так бывает постоянно с нами, немощными и слабыми. А молитва может нам помочь, т.к. она в помощь нашему бессилию привлекает Божию всемогущую силу.
… Если человек замечает за собой неисправность в каком-либо отношении – мало помогает другим, ленив трудиться, мало заботится о семье и т.д., он должен выбрать себе в этой области определённое постоянное доброе дело и исполнять его неуклонно как свою обязанность. …
Само собой разумеется, что обеты человек должен давать, взвесив свои силы, с решимостью во что бы то ни стало выполнить их – с помощью Божией. От неосторожных, необдуманных и непосильных обетов Спаситель предостерегает нас притчею о неразумном строителе башни, над которым смеялись окружающие, говоря: «этот человек начал строить и не мог кончить». Соответственно этому, русская пословица говорит – «руби дерево себе по плечу», а другая добавляет: «не спросясь броду, не суйся в воду…» Но зато – если обет уже дал – то исполняй его непременно, призвавши помощь Божию, «не давши слова – крепись, а давши – держись…»
«Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря (№№ 37, 39 за 2003 год)
https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/
Свидетельство о публикации №120073008934