Время и место встречи неизменно продолжение
Первое исполнение поэмы "Место встречи". Выставка "Высоцкий-60" на Невском 20
начало цикла http://stihi.ru/2020/07/29/3449
Глава 5. «Сказы сказываются, а история делается»
Краткая информация о фильме «Сказ про то, как
царь Пётр арапа женил»
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976 год.
Режиссёр: Александр Митта.
В ролях: Владимир Высоцкий, Алексей Петренко,
Ирина Мазуркевич и др.
Жанр: исторический фильм.
Сказ про то, как однажды царю Петру был подарен
маленький чернокожий принц. Смышлёный
мальчуган, быстро усвоив от царя Петра все науки,
был отправлен во Францию для получения более
глубоких знаний и изысканных манер. После
возвращения из Парижа, на одном из балов арап
Петра Великого влюбился в дочь богатого дворянина
Наташу. Это обстоятельство изменило отношение
к нему всего окружения Петра и самого царя.
Но немилость только повод для поиска истины.
Поэтому наградой за благородство и мужество
стала арапу Наташина любовь.
Авторская ремарка О. Колесниковой.
Фильм, мифологизирующий взаимоотношения
царя Петра и арапа, приближённого к трону, но не
к власти. Исполнитель воли в непривычной роли.
Множество коллизий, фактов пересказ. Максимум
иллюзий и больших прикрас.
5.1 «Фантасмагория (О. Колесникова)
Во всём есть нужная смещённость,
В событьях предопределённость,
В открытьях та же сверхзад;нность,
Жаль, испарилась – первозванность.
Кратка сознанья озарённость,
Длинна дороги небосклонность,
Всё неконкретность, предрешённость,
Изменчивость и неуклонность.
В действительном есть опозн;нность,
В придуманном же – сплошь туманность.
Не дай Бог – неопределённость,
Немыслимость, непрославлённость.
Всего прекрасней совмещённость:
Меж действом – буйства разрешённость,
Меж словом – мысли насыщённость,
Вокруг то за…, то разряжённость.
Да возликует излучённость,
Энергий мира устремлённость,
В любви безудержность, желанность.
Жизнь ноосферы – осиянность.
5.2 Санкт-Петербургские
наваждения (О. Колесникова)
Леса взлетели в небеса,
венчает ангел главный шпиль,
Сверкает замок изо льда,
сады пустынны, полный штиль.
Под белым полотном Нева,
и рукава каналов спят,
Легки деревьев кружева,
прозрачен города наряд.
Он медный, мощный, огневой,
несётся в двадцать первый век,
Столетья план его живёт –
лучи проспектов в белой мгле.
Нас радуют его дворцы
и пушка пополудни бьёт,
Сияют залы, как ларцы,
ведут колонны хоровод.
Решётки делят острова,
кариатиды льнут к домам,
Брандмауэры, как щиты,
для непридуманных реклам,
Оставленных среди снегов –
пунктирен рукотворный свет.
О, наваждение из снов,
не завершаемый концерт.
Cияют храмов купола,
восторгом полнит небо звон…
Колокола, колокола,
вновь Петербург преображён.
Хранят преданья берега,
надёжен северный гранит.
Несут мосты через века
полётный петербургский вид.
5.3 «Бал стихотворений» (О. Колесникова)
Я пригласила сто стихотворений
На фантазийный петербургский бал.
Какие маски, всполохи, свеченье,
Среди зеркал, манящих в чудо-зал.
Неукротимы, произвольны страсти,
Бумажный шум, смехорыданий были…
Вновь наважденья изощрённой масти
В туман из милосердия уплыли.
Звучат мои стихии и творенья
Заманчиво, насмешливо, негромко.
Мелькают куклы-образы, как тени,
Как жаль, что встреча с ними ненадолго.
Музейные расшевелились музы,
Необратим программы чёткий ход.
Одно на всех есть правило союза,
И вот он – поэтичный хоровод.
Оркестр готов исполнить увертюру,
Зал замирает, появился Он…
Невероятно стройная фигура,
Один лишь взгляд его уже закон.
К нему, к нему протягиваю руки,
Лелея в строфы нисходящие слова,
Я их люблю, готова я на муки,
Пока открыты сферы мира – я жива.
Танцуем под мелодии Леграна
В одеждах звёзд и тонких паутин.
Подольше длись сияние обмана,
Кружение свечей, мелькание картин.
Условна и опасна бесконечность,
Не счесть здесь воплощений и затей,
Как плавно зал перетекает в вечность:
Из анфилад, из окон, из дверей.
Мелькают лики нимф, метафор перекличка,
Пространства заполняет карнавал…
Опасна, видимо, придумывать привычка,
Стихи пришли ко мне на сочиненный бал.
Ансамбль сей уникален, безупречен.
Ах дирижёр, держите нервы струн,
Рассчитывайте такты на планете,
Дворцово-каменной, чьё имя Петербург.
Глава 6. «Маленькие трагедии – мрачные
времена»
Краткая информация о фильме «Маленькие
трагедии»
«Маленькие трагедии», 1979 год.
Режиссёр: Михаил Швейцер.
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Владимир
Высоцкий, Валерий Золотухин, Наталья
Белохвостикова и др.
Жанр: драма.
Экранизация произведений А. С. Пушкина: «Сцена
из Фауста», «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери»,
«Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во
время чумы», «Гости съезжались на дачу…», «На углу
маленькой площади…», «Мы проводили вечер на
даче…», входящих в цикл «Маленькие трагедии».
Авторская ремарка О. Колесниковой.
Фильм по гениальному произведению Александра
Пушкина. Жизнь предлагает роль, играющий изволь
нести любовь обман, ты бард – ты Дон Гуан.
Старайся устоять, желанье усмиряй. Но страсть
погонит в ночь, свиданье назначай. Нетленна
Донна Анна для духа Командора, пожатье
Дон Гуана окончится не скоро.
6.1 Театр и жизнь (О. Колесникова)
Я сегодня странно сыграла роль,
Почему-то сказала не те слова…
И терпела, терпела такую боль,
Что осталась я, чудом каким-то, жива.
А спектакль и без нас бы, наверно, прошёл,
Но мы вышли на сцену вдвоём.
Микрофон и слепящий прожектора ствол,
Здесь нельзя забывать ни о чём.
Метры сцены, квадраты и дуги кулис,
Как коварны, магнитны они…
Если, будучи в них, вдруг почувствуешь высь,
Вслед придут ожидания дни.
Тянет снова идти на опасный провал,
Глядя в темень, в его пустоту,
Ощутить невозможный, клубящийся зал,
Как манящую жуть и мечту.
И играть, и страдать, и искать в тишине
Тот мираж, что один – навсегда.
Сочинять монологи тебе или мне,
Но услышат ли их – и когда?
Нас слепит невозможный терзающий свет,
Зал застыл, он в предчувствии весь…
Ах, как мощно и с блеском мы можем гореть,
А потом – что останется здесь?!
6.2 Над бездной (О. Колесникова)
Не стоит зависать над бездной,
Она молчанием манит.
Погибель будет неизбежной,
Душа же в рай не отлетит.
Не надо на судьбу кидаться,
Как царь природы и земли.
Нам суждено всем ошибаться,
По сути всё есть в небыли.
Не будем искушать мгновенья,
Они сверкнут, сожгут, пройдут.
О, жизни страшные боренья.
О, вечной муки адский труд.
Нас ждёт пространства бесконечность,
Громада сатанинских скал…
За ними мрак – в мерцанье вечность,
А срок отпущенный так мал.
Пройдём его иль провздыхаем,
Прорвём его иль промолим,
На яркий свет мы улетаем,
В краю межзвёздном воспарим.
Нет нашей бренности бездонней,
Нет нашей краткости длинней.
Сияет мир куполокольный –
Один в бессчётном круге дней.
6.3 Молвы старинные туманы (О. Колесникова)
О, високосные балы –
пора магической игры.
Наряды, кворум и набат –
все говорят, всё говорят.
О, високосные балы –
на них все гости так смелы.
Подарки, адреса дарят
и каждый в свой вместился ряд.
О, високосные балы –
все помещения малы.
Кругом обман, соблазн и тлен –
без боя не сдаются в плен.
О, високосные балы –
вы были в старину добры.
Музыки гул, курантов бой –
я там с тобой и не с тобой.
О, високосные балы –
как залы тёмные светлы.
То всполох, блеск или пожар,
иль несусветнейший угар.
О, високосные балы –
вдруг кто-то выполз из норы.
Пошёл порхать и всех кружить,
он тоже хочет с нами быть.
О, високосные балы –
в холодных сумерках золы
Не разгорается огонь –
попробуй тронь – не тронь, не тронь.
О, високосные балы –
воспоминания остры.
А приключения страшны –
они из роковой весны.
О, високосные балы –
вы вечны, суетны, стары.
Играют день, гуляют ночь –
их не спасти, нам не помочь.
О, високосные балы –
пускай не будут гости злы.
Им ещё долго вместе быть,
не просто сферы разлучить.
О, високосные балы –
осенней призрачной поры.
Я там танцую на краю
и сочиняю жизнь свою.
О, високосные балы –
былые годы так мудры.
Зачем, зачем я там пою –
не слышат други песнь мою.
О, високосные балы –
средь них рождаются миры.
И исчезают в никуда –
как та звезда, как та звезда.
О, високосные балы –
мы у подножия горы.
Вершина – снег, долина – сон,
а горизонт перенесён.
О, високосные балы –
пора опаснейшей игры.
Я не в толпе, я перед ней –
карету жду, лихих коней.
Глава 7 «Место встречи неизменно и незабвенно»
Краткая информация о фильме «Место встречи
изменить нельзя»
«Место встречи изменить нельзя», 1979 год.
Режиссёр: Станислав Говорухин.
Сценаристы: Аркадий Вайнер и Георгий Вайнер.
В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин,
Сергей Юрский, Армен Джигарханян, и др.
Жанр: детектив.
Лето 1945 года. Отгремел салют Великой Победы и
страна постепенно возвращается к мирной жизни.
Из «огня да в полымя» попадает молодой командир
разведроты Володя Шарапов, придя по назначению
в МУР, в отдел по борьбе с бандитизмом. В городе
лютует банда «Чёрная кошка», наводящая ужас на
москвичей. В схватку с бандитами вступает капитан
Глеб Жеглов, для которого Шарапов вскоре
становится правой рукой.
Награды. Номинации.
Специальный диплом и Приз жюри ВКФ –
Владимир Высоцкий (1981 год).
Государственная премия СССР за создание образа
Глеба Жеглова – Владимир Высоцкий (1987 год,
посмертно).
Авторская ремарка О. Колесниковой.
Культовый сериал Станислава Говорухина о
послевоенном времени, о следователях и
бандитах, о противостоянии светлой и тёмной силы,
о риске, о сверхзадаче, о неизбежности и
невозвратности мгновений.
7.1 Поединок поэта (О. Колесникова)
Всё время происходит поединок,
Жестокая игра – смертельный перепад.
Посредственность во всём могуча и едина,
Сарказмом исходя, уже готовит яд.
Ещё светлы глаза и яростны порывы,
И музыка души неистовых пленит.
Но тени за углом огромны, молчаливы,
Уже назначен счёт количеству обид.
Свет истины в тебе, тебе удары страсти,
Попробуй превозмочь обыденности тлен.
В скрижали внесены уж беды и напасти,
Дуэльные бои – свидетели измен.
Но бьют колокола музыкой поднебесной,
Свет тоненьких свечей вдруг сердце опалит.
Что, разве жизнь прошла? Мгновением чудесным,
Рифмованной строкой куда-то всё летит.
Единожды один и в этом нет пощады.
Созвездие судьбы мистически манит.
Разрушены мосты, нежданные преграды,
Коварство нелюбви не пулею сразит.
Всё кончено, но вновь, всё одолев, воскреснешь.
Волшебное перо пророчески скрипит…
Нельзя, не пережив, создать из жизни песню,
Дав миру и всем нам божественный мотив!
7.2 Отчаянные капитаны (О. Колесникова)
Так и живём от книги к книге,
Горюем горько между дел.
Всю жизнь перерубаем фиги,
Кляня весь мирный беспредел.
Идём не глядя на руины,
Когда-то светлых пылких чувств.
Зачем, зачем их в нас убили?
Как защититься от медуз,
Что липнут к кораблю Фортуны,
И он опять теряет ход…
Вперёд – отчаянья Капитаны!
Да здравствует смешной народ!
7.3 Вспоминая Высоцкого (О. Колесникова)
Уходит время, остаются песни,
Истают силы, расцветают книги.
Посылки мыслей бродят в Интернете,
Там, где-то, репродукции зависли.
Как много лет мы прорывались вместе.
Соратники – «Борейцы» осторожны,
«Восток» зарёй уже почти не светит,
Есть фильмы, фото – песни непреложны.
А он один – далёкий, хриплозвучный,
Распродан тиражами сочинений…
Забронзовел – безумцами замученный,
Но вырвался всё ж в звёздные пределы.
И звон металла на аукционах
Не затмевает ни огня, ни страсти.
Несутся кони в сказочных попонах,
Остановить всё это не в их власти.
Высоцкий. Послесловие.
«Есть только миг между прошлым и будущим,
и этот миг называется жизнь». Преломить эту
фразу, ставшую афоризмом, для героя моей
книги можно в созвучном ключе: «Есть только
миг от рожденья до вечности и этот миг
называется жизнь». Этот миг, охватывающий,
вбирающий в себя энергетику жизни
Владимира Высоцкого, в реальном измерении,
завершён 40 лет назад. Но снова и снова во
временных спиралях бесконечности мы ищем
отражение его судьбы, слушаем его песни,
вспоминаем артистические образы его героев,
они невероятно созвучны реалиям нового ХХ; века,
и как у лучших поэтов, шагнувших в бессмертие,
продолжение следует… И вот, что совершенно
невероятно: всё вроде бы течёт, приходит и уходит,
и, кажется, даже изменяется – всё, кроме феномена
«Владимир Высоцкий», который всё более и более
актуален, злободневен, ироничен, неподражаем
в своих сочинениях, настолько, что не перестаёт
привлекать к себе новых поклонников и
исследователей его творчества. Регулярно проходят
песенные фестивали, выставки, издаются сборники
стихотворений Владимира Высоцкого, которых он
так и не дождался при жизни. В 1997 году издан
четырёхтомник его произведений. Открыты музеи
Владимира Высоцкого в Москве и Екатеринбурге.
Постскриптум.
«Звёзды погонь» (О. Колесникова)
Я – таинственный ребус,
магнитом влекущий тебя.
Ты – извечный кроссворд,
что неспешно пытаюсь решать.
Мы – миры, что невстречно
несутся по жизни, любя.
Пусть попробует кто-то
хотя б ненадолго догнать.
Ты – весь яркость мелодий,
напевность и их глубина.
Я – возможность игры
или просто забытый мотив,
Что приходит внезапно
из странного светлого сна,
Там, где мы вне пространства
куда-то в бездонность летим.
Там, где ноты и строфы,
возникнув, важнее, чем быт.
Там, где вновь повторяется миг,
как опасный рефрен.
Это нежная мнимая
лёгкость пожатья руки
Средь невиданных парков,
беседок и каменных сцен.
Мы сыграем все роли
спектаклей, что нам зададут,
Не придумав для голоса
смеха, отчаянья, слёз.
Музыкальный момент,
этот действа последний редут,
Вдруг аккордом в запретную
память ворвётся всерьёз.
И останется там, в том
бескрайнем нигде, навсегда.
Всполох, вспышка – их блеск,
как нежданный холодный огонь.
Мы не знаем, куда и когда
вновь вернёмся, когда?
Всё проходит, мы грезим,
мы звёзды небесных погонь.
Краткая информация о выставке
художественных работ Валерия Таирова,
посвящённой 60-летию Владимира Высоцкого,
состоявшейся 22 года назад.
И снова видимо не зря возникнет явь из января.
Выставка работ Валерия Таирова (масло, графика,
акварель), посвящённых творчеству Владимира
Высоцкого в год его шестидесятилетия, проходила
в январе 1998 года на Невском, 20, в библиотеке
им. А. Блока. На открытии выставки 25 января
1998 года в день рождения Владимира Высоцкого
впервые прозвучала поэма «Место встречи»,
написанная мною в соавторстве с В. Таировым.
Поэтическая композиция, вместившая в себя
прозаические отрывки и стихотворения,
навеянные творчеством поэта, барда, актёра
и созданные нами в период нашего
сотрудничества с Клубом любителей творчества
В. Высоцкого и Клубом авторской песни «Восток».
На выставке состоялась презентация авторских
сборников:
О. Колесникова. В. Таиров. «Это должно быть», 1997 г.;
О. Колесникова. В. Таиров. «Белые миры», 1998 г.
Картины В. Таирова, посвящённые творчеству
В. Высоцкого, в 21-м веке можно увидеть в интернете
по адресу: (Валерий Таиров) /Стихи. ру http:
//www.stihi/ru/.
Интернет-трилогия, изданная мною в соавторстве
с В. Таировым, была представлена на Санкт-
Петербургском Книжном салоне, проходившем
в Манеже в мае 2018 года (в этом году Владимиру
Высоцкому могло бы исполниться 80 лет).
Трилогия размещена на сайте Стихи. ру:
О. Колесникова. В. Таиров. «Белые миры»
размещена по адресу / Стихи.ру http://www.stihi.ru/2015/10/20/3335
О. Колесникова. В. Таиров. «Времена жизни»
размещена по адресу /Стихи. ру http://www.stihi.ru/2016/04/18/7971
О. Колесникова. В. Таиров. «Азбука Санкт-Петербурга»
размещена по адресу /Стихи. ру http://stihi.ru/2017/03/30/4873
Свидетельство о публикации №120072903583
Как быстро бежит время - в этом году уже 40 лет после его ухода от нас. Но Высоцкий с нами - в наших душах:
...С нами он - в душе, в экране,
В спорах суматохи дня,
И у тех, кого жизнь ранит,
И у Вечного Огня.
Его кони – стихи-мысли –
Привередливы, бодрят:
Чтоб от трудностей не кисли,
Не сдавались всем подряд,
С колеи чтоб не свернули,
Чтобы исчезла злая Ложь,
Чтоб свистели мимо пули,
Чтобы выбор был хорош,
Чтобы войны и пожары
Удавалось потушить,
Чтобы споры и кошмары
Без невинных жертв решить,
Чтоб на важные вопросы
Не был каверзным ответ,
Чтоб исчезли перекосы,
Что нужна не Тьма, а – Свет!
...Про Любовь или про Трою,
Иль про тех, кто в жизни смел,
Про какого бы героя -
Он бы нам сегодня спел?
***
... В небеса - нет опозданий,
Взлёт - без финишных рывков.
Горе ранних расставаний
Не покроет пыль веков.
Сорок лет прошло - не мало.
Но жив спор - «как быть – не быть»...
Без него пустынно стало -
ЕГО ГОЛОС НЕ ЗАБЫТЬ!
Удачи, успехов, добра и вдохновения!)))
Валерий Таиров
Валерий Таиров 14.08.2020 19:59 Заявить о нарушении