Ривьера
Писать учила Ренуара,
Он был *impressed – его манера
Расскрылась от природы дара!
Был впечатлён ей Клод Моне,
Ривьеру часто посещавший.
Писал импрешн на волне –
Как будто кисть впервые взявший.
Волна эмоций – это стиль!
Вторичны образа детали.
Мазки на холст он наносил,
Привычно вглядываясь в дали.
Пейзаж Ривьеры, словно Рай,
Открывшийся её *богеме,
Где впечатленья через край
Текут рекою, как в *Эдеме...
Там был Гоген и Жорж Сера –
Ривьера всех к себе манила.
Их выводила в мастера
И, как детей своих, любила.
Рождался импрессионизм –
Как свет, идущий от Ривьеры,
Что преломлялся в сотнях призм,
В глазах грядущей новой эры.
И попадал на полотно...
Оно светилось настроеньем –
Там, всё в эмоциях, пятно
(Вполне сравнимое с твореньем)
Картиной становилось вдруг.
Был этот фокус непонятен.
Он вызывал, порой, испуг –
Как мир, рождавшийся из пятен.
А чей-то вызывал восторг –
У тех, кто «фокус» этот понял
И начал за картины торг,
И цены на картины *поднял.
Иллюстрация к стихотворению: картина КЛОД МОНЕ Стога сена (Meules). 1890
Холст, масло. 72,7 х 92,6
Sotheby’s. 14.05.2019. Лот 8
Оценка аукциона (эстимейт): по запросу
Цена молотка: $97 млн
Цена: $110 747 000
*Ривьера, -ы (побережье Средиземного м. во Франции, Монако и Италии, у подножья Альп)
Природа французской Ривьеры, её насыщенная цветовая гамма, оказала огромное впечатление на Клода Моне и Ренуара и, несомненно, способствовала формированию у художников нового стиля в живописи – импрессионизма.
*impressed – впечатлённый(англ.) ИМПРЕССИОНИЗМ, -а; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 - начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский и. Манера импрессионизма.
*БОГЕМА, -ы; ж. [франц. boheme - буквально "цыганщина"]. собир. Слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную жизнь (о музыкантах, художниках, актёрах, литераторах). Литературная, музыкальная б. // О таком образе жизни. <Богемный, -ая, -ое. Б-ая среда. Б. образ жизни.
* ЭДЕМ, -а; м. [от др.-евр. edem - наслаждение] [с прописной буквы] 1. В Библии: земной рай; место, где жили Адам и Ева до их грехопадения. 2. Книжн. О красивой местности; о месте, где можно безмятежно и счастливо жить. <Эдемский, -ая, -ое.
*поднял (цены) - Если вас попросят назвать самых известных импрессионистов, имя Клода Моне (1840–1926) наверняка прозвучит одним из первых. Картина именно Клода Моне дала название всему этому направлению искусства. В апреле 1874 года, увидев на выставке картину Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. «Impression, soleil levant»), критик Луи Леруа из газеты Le Charivari записал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это “Впечатление!”». Его мнение разделило большинство критиков того времени — «Впечатление» («Impression») Моне стало негативным нарицательным названием для всего этого непонятного стиля, в котором картины напоминали скорее небрежные, неоконченные эскизы, нежели завершенные произведения.
Но Моне и его друзья-импрессионисты не обращали внимания на критику и продолжали писать свои картины-«впечатления», в которых мимолетное состояние природы, воздуха, облаков на небе и солнечных бликов было важнее выписанности деталей. Семья Моне (а женился художник на своей натурщице Камилле Донсьё, чему родители Клода были не рады) долгие годы жила в нищете: часто денег не хватало не то что на краску, но даже на хлеб. Рискуя остаться без крова из-за долгов за аренду, Моне приходилось регулярно просить в долг у друзей — писателя Эмиля Золя, Эдуара Мане и др. Очень помогло знакомство с маршаном Полем Дюран-Рюэлем, благодаря которому, по воспоминаниям Моне, он и многие его друзья в ту пору не умерли с голоду.
Признания Клод Моне добился лишь после сорока, а прожил он долгую, длиною в 86 лет, жизнь, успев пережить обеих своих супруг (Камилла умерла от туберкулеза, и спустя 13 лет художник женился на Алисе Ошеде) и старшего сына Жана. На склоне лет Моне начал стремительно терять зрение из-за катаракты, но все равно продолжал писать пейзажи вокруг своего дома в Живерни — сад, знаменитый ныне пруд с мостиком и кувшинками. В 72 года его левый глаз видел лишь на 10 % от нормы, а правый был способен различать только свет. В 83 он решился на операцию, в результате которой его правый глаз стал видеть все в сине-фиолетовом цвете. Не в силах видеть мир таким, Моне продолжил работать скорее по памяти. И именно в последние годы жизни практически слепой Моне создал то, что позже назовут Сикстинской капеллой импрессионизма — восемь огромных панно «Кувшинки», хранящихся ныне в овальном зале Музея Оранжери.
Много воды утекло со времен тех первых выставок импрессионистов, на которые публика приходила скорее позлорадствовать, чем полюбоваться. Сегодня импрессионизм стал одним из самых популярных у широкой публики стилей. Ретроспективу того же Моне в парижском Гран Пале в 2011 году посетило 920 тыс. человек. Любители искусства готовы были по три часа выстаивать в очереди на морозе, чтобы посмотреть на две сотни картин Моне. А в последние три дня работы выставки музей держали открытым круглосуточно, и через залы его прошли 40 тыс. посетителей. Более свежий пример — выставка работ из коллекции Сергея Щукина в Фонде Louis Vuitton, ставшая самой посещаемой выставкой 2017 года. Выставку (время работы которой пришлось увеличить на две недели в связи с её феноменальной популярностью) посетило суммарно свыше 1,2 млн человек.
Если говорить о деньгах, которыми измеряется любовь к импрессионизму у тех, кто может себе это позволить, то ответ прост: большими. Об аукционных рекордах Клода Моне вкратце можно рассказать так: «Кувшинки – стога – снова кувшинки – опять стога». А если чуть более развернуто, то в 2008 году, на пике арт-рынка, за позднюю (1919 года) работу Моне «Пруд с кувшинками» заплатили $80,55 млн. В 2016 году этот рекорд перебила продажа полотна «Стог сена» (1890–1891) за $81,45 млн с учетом Buyer’s Premium. В мае 2018 года на торгах Christie’s полотно «Кувшинки в цвету», написанное около 1914–1917 годов в Живерни, было продано за $84,687 млн.
Наконец, текущая рекордная планка — $110,747 млн за работу «Стога сена» (Meules) 1890 года. Продажа произошла на торгах импрессионистов и модернистов Sotheby’s 14 мая 2019 года. Это одна из лучших работ в знаменитой серии пейзажей Моне со стогами сена и одна из 8 работ серии, до сих пор находящихся в частных руках. Остальные 17 картин со стогами разошлись по мировых музеям, таким как Метрополитен, Орсэ, Институт искусств Чикаго и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Топ-лот вечерних торгов Sotheby’s выставлялся с блестящим провенансом: его напрямую купила у дилера Моне Поля Дюран-Рюэля в 1892 году Берта Оноре Палмер, супруга чикагского миллионера Поттера Палмера. В коллекции Палмеров, по некоторым данным, было до 80 работ Клода Моне, причем Берта Оноре особое предпочтение отдавала именно сериям: в свое время она приобрела восемь работ со стогами, четыре пейзажа с тополями, три вида Руанского собора и три пейзажа утренней Сены. Какие-то работы Берта Палмер впоследствии перепродавала, однако «Стога сена», установившие рекорд на Sotheby’s, оставались в её коллекции вплоть до её смерти, а после перешли в собрание её сына. Работа Моне принадлежала коллекции Палмеров вплоть до 14 мая 1986 года: в этот день она впервые попала на аукцион и была продана за $2,53 млн.
Ровно 33 года спустя, 14 мая 2019 года, в борьбе шестерых претендентов цена картины «Стога сена» выросла до ошеломительных $97 млн., а с учетом комиссии аукционного дома — до $110,747 млн. Это в 44 раза больше предыдущей цены продажи.
( Источник – статья «Самые дорогие художники в мире. Топ аукционных результатов» из портала ARTinvestment.RU 16 ноября 2017 )
Свидетельство о публикации №120072806356