Легенда о Плюще
Ажурный мост ведёт над тихой речкой
свой тонкий сказочный мотив.
И сквозь туман далёкой зыбкой свечкой
Фонарь белеет, с ночи загостив.
А плющ обвил у берега решётку,
И тянет вверх свои ростки.
Я вдаль гляжу, хоть видится нечётко,
И скользкая поверхность у доски…
Яков Шафран
Предисловие
Плющ обыкновенный (Hedera helix) - вечнозеленая лиана - корнелаз, стелющаяся по поверхности почвы или взбирающаяся по опоре на высоту 1,5-5 м. Листья трех-, пятилопастные, темно-зеленые, кожистые, глянцевые, длиной до 10 см. Цветки невзрачные, собраны в многоцветковые зонтики. Плоды сине-черные, ягодовидные, шаровидные, диаметром около 1,0 см, ядовитые. Долговечен. Родина: Юго-Восточная и Средняя Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Азорские и Канарские острова. Декоративные сорта: ‘Goldchild’ (листья желто-окаймленные); ‘Trinitiy’ (листья до чисто белых); ‘Kolibri’ (листья мраморно-белые); ‘Green Ripple’ (листья большей частью пятилопастные),‘Manda’s Crested’ (листья с волнистым краем) и др.
Район выращивания: Южная зона садоводства. Цветет и плодоносит плющ на юге: Черноморском побережье Кавказа и на Южном берегу Крыма. Плющи теплолюбивы: выносят понижение температуры до -15°С. Они теневыносливы, пестролистные сорта требуют больше света; влаголюбивы, к почве малотребовательны, но лучше растут на плодородных; пыле-, дымо-, газоустойчивы. Могут повреждаться паутинным клещом, мягкой ложнощитовкой, блестящим червецом, тлей; поражаться пятнистостью листьев. Этот вечнозеленый ползучий кустарник древние римляне называли хедера и под этим родовым научным названием - Hedera - плющ вошел в классификационную систему К. Линнея. Цепляясь за стены и стволы деревьев, плющ может подниматься на большую высоту и, покрывая стену сплошным зеленым ковром, свисая с балконов и оконных проемов, служит красочным украшением здания. Цветет плющ поздно - в сентябре - октябре, а зимой можно увидеть на побегах сине-черные ядовитые ягоды, созревающие следующей весной. Свое название «плющ» это растение могло получить от «плюю», «плевать» в виду неприятного вкуса растения. Известно, что ягоды на ветвях всегда привлекали внимание человека, а поскольку ягоды плюща очень ядовиты, возможно, знающие предостерегали неосторожных лакомок криком «плюй!». Были зафиксированы случаи смертельного отравления этими ягодами. Некоторые разновидности плюща содержат токсичные вещества, которые вызывают экзальтированное состояние, похожее на помутнение рассудка.
Вероятно, с этой целью листья плюща жевали неистовствующие менады, взывая к Дионису Плющевому (Эвию) и Дионису Шумному (Бромию). По одному из имен Диониса - Вакх - менады назывались вакханками и были вооружены тирсами - сосновыми ветвями, увитыми или виноградными листьями или плющем и увенчанными еловыми шишками. Использование плюща указывает на то, что бог вина и опьянения прежде соотносился с пивом. Р. Грейвс поясняет по этому поводу, что «прежде использовался другой опьяняющий напиток: еловое пиво, приправленное плющем и подслащенное медом». На пелике из Керчи Дионис изображен в образе младенца, которого вручают Гермесу. Дитя завернуто в шкуру пятнистого оленя и увенчано плющем. Виноградная лоза была десятым деревом священного древесного года, а плющ - одиннадцатым деревом, соответствовавшим октябрю, когда зацветал плющ и, пирующие менады, чтобы опьянеть, жевали его листья. Кроме того, греческий плющ, имевший пятиконечный лист, был символом творящей длани земли-богини Реи. Кельты использовали плющ и падуб в своих зимних празднествах "для прославления Брана, бога воинов". Еще одной особенностью плюща являлось использование его для приготовления красной краски. Феофил, византийский монах (Pyper. О ремеслах, гл. 98), говорит, что «поэты и художники любят плющ, потому что в нем сокрыты тайные силы...
О лечебных свойствах плюща обыкновенного упоминается ещё в «Салернском кодексе здоровья». В Древней Греции плющ использовали при заболеваниях печени, ревматизме, для лечения гнойных ран, вызванных ожогами, при головной боли и кашле. В настоящее время он используется не только в народной медицине многих стран, но и как официальное лекарственное растение. Плющ является прекрасным ранозаживляющим, антисептическим, гемолитическим средством. Его используют для сведения бородавок и жировиков. Он не заменим как слабительное и рвотное средство; при ревматизме, склерозе, болях в конечностях, при полипах. Водные отвары листьев плюща пьют при кашле, головных болях. Спиртовая настойка понижает артериальное давление. Плющ находит широкое применение в косметике, т.к. препараты с его участием способствуют впитыванию кожей биоминералов. Считают, что плющ обладает живительным действием, хороший стимулятор, его энергия всегда направлена вперед, он настраивает позитивно к достижению цели, будит любопытство. Способствует воплощению новых идей, помогает людям обрести равновесие и найти выход из самой сложной ситуации.
Кроме того плющ:
символ Диониса, которым украшали храмы и статуи этого бога;
поклонницы Диониса (вакханки) носили на головах венки из плюща;
в настоящее время на юге Франции плющ наряду с розмарином играет важную роль в предохранении лесов от пожара;
Неудивительно, что в средние века плющ был избран символом певцов и поэтов.
1.До наших дней сохранилась кельтская история любви эпохи рыцарей XII века о Тристане и Изольде. Двое влюбленных по имени Тристан и Изольда были разлучены по злому року судьбы и всю жизнь страдали от этой разлуки. Когда раненый юноша в последние часы своей жизни пожелал проститься с любимой, Изольда, узнав о том, поторопилась на встречу. Но кознями недоброжелателей ей не суждено было успеть, и Тристан умер, не простившись с любимой. Разбитое горем, сердце Изольды остановилось, она умерла рядом с безжизненным телом своего любимого Тристана. Недруги похоронили влюбленных порознь, не желая, чтобы их могилы были рядом. Но на диво всем, из могил Тристана и Изольды вырастали виноградная лоза и плющ, которые так тесно сплетались между собой, обвивая могилы влюбленных единым венком. Много раз приказывали вырубить лианы, но они вырастали снова и снова, как символ вечной любви и брака, которые продолжаются даже после смерти.
2.Другая легенда гласит. Жил когда-то на свете бедный юноша. Однажды он увидел прекрасную принцессу, которая гуляла в лесу. Их взгляды встретились, и молодые люди полюбили друг друга. Но отец принцессы был против их встреч и поэтому запер дочь в высокой башне, а юношу отослал на войну в чужие края, на которой он погиб. Отец юноши, зная, как его сын любил принцессу, собрал немного земли с места гибели юноши, принес её туда, где в одиночестве томилась принцесса, и рассыпал у подножия башни. Через некоторое время на этом месте появился росток, который скоро превратился в изящное растение с раскидистыми и изогнутыми стебельками, и изумрудными листьями. Плющ карабкался к вершине башни, оплетая её своими ветвями, пока не добрался до окна принцессы. Так душа юноши соединилась с любимой. А плющ с тех пор стал символом бессмертия и любви.
3. Ещё одна интересная легенда. Однажды Мария узнала, что такие цветы, как Плющ, Хризантема, Алоэ и Хлорофитум - являются удивительными очистителями воздуха, и она решила вырастить эти растения в своем садике. Первым у нее появился очень скромный на вид, маленький и неказистый Плющ. В магазине на него никто не обращал внимания, и он был уверен, что никому и никогда не понадобится. Но Мария из всех цветов, продававшихся в магазине в этот день, выбрала именно его. Дома она поставила Плющ на подоконник рядом со старым Фикусом, сиявшим своими темно-зелеными листьями. Рядом с Фикусом маленький Плющ выглядел совсем тщедушным! Но Мария успокоила его: “Милый Плющ, скоро ты перерастешь все цветы. Потерпи немного!” И Плющик от этих ласковых слов набрался сил.
Действительно, с наступлением весны он так быстро стал расти, что и сам себе удивлялся. “Да я просто на глазах меняюсь, вот это чудеса!”- размышлял он радостно. Из хилого невзрачного вьюнка он превратился в изящное растение с раскидистыми изогнутыми стебельками, усеянными веселыми листочками, очень красивыми по форме. Все промежутки между крупными листьями затянулись мелкими. Братцы-листочки были повернуты друг к другу, словно кто-то тщательно разложил из них изумрудную ковровую дорожку. А стебли Плюща все вытягивались и вытягивались и свисали в разные стороны. Плющ мечтал дойти до Азалии, стоявшей на столике возле окна. Да, именно дойти, так как у него были ножки — корешки, с помощью которых он мог передвигаться. Эти корешки располагаются у Плюща у самых оснований листьев на обратной стороне стебля и служат Плющу для быстрого передвижения и роста. Когда Плющ, наконец, добрался до Азалии, он дотронулся до нее концом своей изумрудной дорожки и сказал радостно: – Уф, наконец-то я добрался до вас, сударыня! Как вы поживаете? Вы прекрасны и так молодо выглядите в ваших новых листочках, что я не могу не выразить вам своего восхищения. Азалия, совсем недавно скинувшая свой старый зеленый наряд, казалась совсем юной в своем новом нежно-зеленом платьице. Немного смущенная словами доброго Плюща она приветливо ответила: – Милый Плющ, спасибо за добрые слова, но сейчас мне мучительно душно – щедрое солнышко так сильно припекает мои новые нежные листочки! Боюсь, они совсем сгорят, и я не смогу снова расцвести. Но я не хочу отодвинуться от окна, без света я погибну! А вы, милый Плющ, как вы переносите такую жару? - О, что касается меня, так я очень вынослив, но все же предпочитаю прохладную тень. Кто ее не любит в жару? – ответил Плющ, а затем сочувственно добавил: - Сударыня, мне вас очень жаль, и я постараюсь вам помочь. Пожалуйста, потерпите немного. Я направлю все свои стебельки вверх к потолку и устрою вам и всем остальным цветам замечательную тень, в которой вы сможете отдохнуть от жары!
- Благодарю вас от всего сердца, благородный Плющ. Я, конечно, потерплю, но сможете ли вы поднять свои стебельки так высоко?! Ведь на них столько листочков! - Постараюсь, у меня сильные мускулы! Я же смог дойти до вас! Когда-то и это казалось мне невозможным, - ответил Плющ и тут же принялся за работу. Он изо всех сил напрягся и начал поднимать конец стебелька от стола, на котором стояла Азалия, к оконной раме. Это было непросто: Плющ кряхтел, тужился. Крошечные капельки пота появились на стебле и стали стекать на листочки. Наконец, концом стебля Плющу удалось облокотиться о скользкое оконное стекло, и он смог отдышаться. Затем, набравшись сил, Плющ снова зашагал по стеклу. Оконное стекло было гладкое, скользкое, не за что было зацепиться. С каждым шагом Плюща на его стебле появлялся новый листик, который на один шажок удлинял зеленую дорожку, устремленную к потолку. Иногда стебель Плюща срывался и устало падал, но, передохнув минуту, Плющ снова поднимал его. Так, шажок за шажком, листик за листиком Плющ упорно шел к своей цели. К вечеру Плющ устал и не мог уже двинуть ни одной своей ножкой. Но на другое утро он проснулся раньше всех цветов и с новыми силами принялся за работу. Шаг за шагом, листочек за листочком он упрямо полз по стеклу своими стебельками и говорил сам себе: “Еще немного, еще чуть-чуть, еще шажок, еще один, только бы дотянуться до верхней рамы…” Он полз и мечтал о том, как цветы облегченно вздохнут, радостно наслаждаясь тенью, которую он им подарит. А больше всего он думал об Азалии. Когда днем пришла Мария и с лейкой в руках подошла к своим питомцам, она ахнула от изумления, чуть не выронив из рук лейку с водой. Высоко поднятые стебли Плюща закрыли Азалию и другие цветы от палящих лучей полуденного солнца. Азалия сияла зеленой свежестью, как когда-то зимой, когда Мария только купила ее. Мария все поняла и с восхищением стала наблюдать за стебельками Плюща, снизу доверху закрывшими своими нежными зелеными листочками весь угол окна. Стебельки Плюща теперь первыми принимали на себя удары горячих лучей, и сквозь них в комнату легко струился мягкий солнечный свет. Герань, Цикламен, Декабрист, Хризантема вздохнули с облегчением и приподняли свои головки, благодарно шелестя листочками. А больше всех радовалась Азалия. Мужественный Плющ своими стебельками нежно касался ее, и они о чем-то шептались. Мария обильно полила Плющ и подумала: “Надо поливать его больше, ведь он так нужен моим цветам!”
Друзья, пред нами Дионис*,
Неоднозначен лик в абрис.
Средь олимпийцев Бог он младший,
Виноградарства песнь познавший.
Бог виноделья, высших сил,
В них вдохновения вкусил,
Религиозного экстаза,
Театра жизни разом, сразу.
Но, впрочем, как он был рождён,
Сегодня речь мы поведём…
Зевс** - из Богов Олимпа главный,
Был вне сомнения тщеславным.
Всё ведающим, первым в мире,
Не помышляющем о лире.
Ведь «мыслил» пламенным огнём,
Владея небом: ночью, днём.
Но и ему Любовь подвластна,
И он – влюбился в деву страстно.
А дева - звать её СемЕла***.
В глаза его глядит чуть смело,
Ведь юность трепетно нежна,
И вскоре - дева влюблена.
Семела – дочь царя из Фивов,
Умопомрачительно красива,
Что даже Бог Богов смирён,
Сам Зевс ей просто покорён.
Так после встречи в дивной роще,
Они в признаньях стали проще.
И Бог Богов, забыв бытьё,
Склонил к сожительству её.
О том прознала как-то Гера****,
Спускать то, не в её манерах,
Она – жена, богиня, Зевса,
Хоть знала, что супруг – повеса,
Нельзя принять измены суть,
Семелу надо обмануть.
И приняв в гневе лик БерОи*****,
Вошла к сопернице в покои.
И надоумила Семелу:
«Прими совет мой, дочка, смело!
Вот, если Зевс твой точно Бог?!
Войдёт пусть ярко чрез порог!
Пусть воссияет во обличье,
Чтоб сердце поразить девичье.
Чтоб осветился небосвод!
Пусть с громом, молнией войдёт!»
Кормилицы речь дева слепо,
Душою приняла нелепо.
А, встретив Зевса у дворца,
О том просила для отца.
« Клянись водою Стикса, слушай!
Ведь Боги клятву не нарушат!
Теперь, любимый, обними,
И крепче, чем жену прижми.
Тебя сегодня буду ждать,
И сладость встречи вспоминать!»
Поклялся Зевс водАми Стикса******
Он к просьбе девушки проникся.
В душе ж чувствовал полёт,
Не думал, что опасность ждёт…
Тот день настал и Зевс влюблённый,
Семелы просьбой вдохновлённый,
Он во дворец к царю прилюдно
Вошёл весь в пламени перунов.
Но не учёл, при свете дня,
Не сдюжит женщина огня.
Огонь небесный – выше сил,
Её он всю испепелил…
Гром зычно грохотал, не скудно,
Сверкали молнии подспудно.
Дышать вдруг стало тяжело,
Нещадно пламя деву жгло…
Зевс сокрушён, в душе, прости…
Успел их плод любви спасти.
Он вынул с матери легко,
Да и сложил в своё бедро.
Недолго мучился сам в родах,
К нему вернулся друг, что в водах,
Проводит день и ночь – закон,
Звать друга, точно - Посейдон*******
От боли друг его спася,
дал с вод волшебных карася********
А вскоре был судьбы каприз -
Рождён был Зевсом Дионис.
И рядом гром, пылает пламя,
Ветвится ПЛЮЩ вдруг над главами.
Он из земли взошёл как будто,
Среди огня, вспененным круто.
Прикрыв листами все подходы,
И Зевса сохранив породу.
Он, несомненно, всемогущ,
Спаситель Диониса ПЛЮЩ!
Красивый широкий лист узора,
Укрыт сына Зевса от позора.
Жизнь для потомков сохраня,
ПЛЮЩ спас ребёнка от огня.
Не зря же греки с давних пор,
Чтут Диониса - «плащеносный»,
Воистину, он – венценосный!
А ПЛЮЩ змеится в каждый двор.
*)Дио;ни;с (др.-греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;;, микен. di-wo-nu-so-jo лат. Dionysus), Ва;кхос, Ба;хус (др.-греч. ;;;;;;, лат. Bacchus) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра.
**)Зевс (др.-греч. ;;;;, микен. di-we) - в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын бога Кроноса и титаниды Реи; брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса - богиня Гера. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.
***)Семела (др.-греч. ;;;;;;, лат. Semela, Semele) - мифологическое имя; принадлежит к циклу фиванских легенд о Дионисе. Происхождение имени фрако-фригийское; означает, возможно, «земля», и в таком случае происходит от того же праиндоевропейского корня, что и русское «земля».
****)Ге;ра (др.-греч. ;;;, микен. e-ra; вер. 'охранительница, госпожа') в древнегреческой мифологии богиня - покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Римский аналог *****) Бероя – кормилица Семелы
******) Стикс - та самая река мертвых, которая описана в греческой мифологии. Именно через нее переплывает некий паромщик, с помощью которого за плату можно перевести души туда или же обратно. некий паромщик, с помощью которого за п
*******) Посейдон - в древнегреческой мифологии верховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Сын титана Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии (Hes. Theog.). При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия (Hom. Il.). Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других.
********)Караси (лат. Carassius) - род лучепёрых рыб семейства карповых.
Свидетельство о публикации №120072801080
Евгения Грекова 2 25.08.2020 20:28 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 26.08.2020 07:42 Заявить о нарушении