Описание окраин Дубоссар
Город Дубоссары с его окрестностями и окраинами делится на участки, в которых День города отмечают в разные даты и имеют отдельные названия. Это Малый и Большой Фонтан, называемый на востоке города за объездной дорогой Байраками, Крицесты (Кричешты), Магала (Махала), Лунга. Рассказывая о них, мы говорим о прошлом города Дубоссары (Tombasar).
Судя по указанию размеров города в приложении к карте Российского Генштаба 1787 г., Дубоссары заканчивались тогда немногим восточнее нанешнего центра города, то есть не включал район Большого Фонтана, а водный источник этого района не может рассматриваться историческим началом Дубоссар, о чем будет упопянуто в следующичх частях этой книги.
Начнем с с.-в. части Дубоссар (продолжение Большого Фонтана), называемой Байраки.
Совместная российская и приднестровская межотраслевая археологическая экспедиция, в работе которой принимал участие автор, в 2014-15 гг. установила, здесь люди жили 750 тыс. лет назад. Возглавлял экспедицию уроженец Крицешт, 1938 г.р., чл.-корр. РАЕН Андрей Чепалыга.
К сожалению, историко-краеведческие музеи ПМР и Молдовы не поинтересовались результатами исследований, "сужденья черпая из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма".
СМИ исказили интервью ученого. Мою критику существующих представлений о прошлом Дубоссар перевернули на 180 градусов и сделали из нее подтверждение критикуемых версий. Экономику далекого прошлого оценили с позиции рыночной экономики, заключив в итоге, если Дубоссары какое-то время назывались Новыми Дубоссарами, то основаны они переселенцами из правобережных Старых Дубоссар. Отсебятина полнейшая и грубейшее искажение сути высказываний автора.
Значение топонима "Байраки" близкое к русскому "буераки", которые также имеют тюркское происхождение, однако с некоторыми различиями у северных (кыпчаков) и южных (огузов) тюрок, к которым относятся туркмены, азербайджанцы, турки, гагаузы, часть крымских татар, узбеков и других среднеазиатских народов, а также туркменов, проживающих за пределами бывшего СССР, в частности, - туркоманов, о которых еще будет сказано позже.
Под баерак, боерак, байрак, буерак, барак Даль понимал овраг применительно к области Дона. На Украине - это лощина с плоскими вершинами и крутоярами; в Болгарии - также берег; в Польше - bajor лужа; в Турции, Гагаузии - baiyr обрыв, гора; в Карачаево-Черкессии - bairak гора, холм, бугор; у казанских татар - баураг, спуск с горы, отлогость.
Кыпчаки под байраками (буераками) чаще всего понимают сухие овраги, балки, промоины, зарастающие растительностью. Большей частью такие наименования распространены в лесостепных и степных районах Европейской части России и Украины на территориях с возвышенным рельефом. Имеется даже понятие «байрачные лиственные леса», состоящие из дуба, ясеня, клена, липы, лещины. Они обычно располагаются ближе к началу балки и в виде углублений по крутым склонам и называются казанчиками, то есть маленькими казанами. Казан - тюркское слово.
Такие места татарами также именовались "кыргыз", "гыртоп"(если на склонах проступали белые включения. В Молдове подобные места называются Хыртопом, в Грирориопольском районе ПМР - Гыртопом.
Кырами геологи назвают плосковершинные горные хребты вытянутой формы, главным образом в Туркменистане. В Кыргызстане кыр - это 1. горный хребет; гребень горы; 2. холмистая степь, возвышенность; 3. грань.
Кыр (кир, гыр, хыр) - это также чалая масть лошади у татар. К чалой масти относят разную основу, чаще всего желтую или бурую в яблоках. Кыргызы (гыртопы) - это крутые склоны, часто со светлыми яблоками в виде выступающих белых известняков (CaCO3, MgCO3) и щелочными почвами. Там растет соответствующие травы, кустарники, деревья, переносящие щелочные почвы.
Такая местность татарами называется "гыз", а по латыни - это "top". Поэтому кыргыз, гыртоп, байраки - это близнецы-братья, совсем не обязательно "кыргызской национальности" и имеет отношение к кыргызам или казахам, что нередко заводит европейских топонимистов в тупик. Кстати, до 1925 г. Казахстан назывался Кыргызстаном. Впрочем, близость кыргызского и казахского языков очень высокая - порядка 92-95%.
Известны географические названия и населенные пункты Байрак в Курганской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Донецкой, Черновицкой областях, а также Байраковка в Винницкой области. Все они отвечают описанной характеристике.
Молдавские топонимисты обычно не упоминают о происхождении Липкан, до 1964 года районном центре на севере Молдовы, теперь входящих в Бричанский район.
Первое упоминание о Липканах относится к 1429 г. Местечко было населено выходцами из Литвы, известными под именем литовских татар-липкан. Сапо слово Липки - это искаженное крымскими татарами слово Литва.
Можно с большой долей уверенности предположить, что Байраки были пограничьем, охрняемым татарами, то Татарии с юга, то Литовско-Польского государства с севера.
Молдавские специалисты по топонимике часто выводят имена населенных пунктов от прозвищ дедов-прадедов, не уточняя возникновения их. Так и в случае с Липканами.
Татары-липки занимались рассылкой депеш, а также охраняли границу с литовской стороны, в том числе в Ягорлыке или в Татар Кайнар, или в Дубоссарах, а также в Красном Куте (южная окраина Цыбулевки), если граница на какое-то время смещалась на север или юг от Ягорлыка.
В 1930 году в Липканах было 4693 евреев при общей численности населения 5580 человек. В соседних Братушанах число евреев достигало 90%. Липканы в 1940-41 гг. входили в состав Черновицкой области. Там тоже есть свои татарские-липканские байраки-буераки.
Многие бывшие "выходцы из Литвы", то есть татары-Липки сегодня числятся молдаванами, а поэтому город Липканы "основаны" тоже молдаванами. Впрочем, не надо думать, будто, такое желание быть "основателями", "изобретателями" присуще только молдаванам или украинцам, русским. Это всеобщая болезнь лжепатритов, тешащих свое самолюбие. И вряд ли она излечима. Человек с рождения предрасположен к ней. Она - как мёд для пчёл.
В советское время практически в каждой области были свои водрузители флага над Рейстагом. Был такой и в Дубоссарах. Таких "кантарие-егоровых" колесило по ГДР более 500. Были даже разработаны маршруты, чтобы такие "водрузители" флага над Рейстагом не встретились на территории ГДР и не подрались.
Автор родился в Харьковской области на бывшей границе польско-литовского государства с крымскими татарами. Село называлось Кыргыз (Киргиз), в котором есть урочище Липник. Хотя в полукилометре от него в "байрачном лесу" с именнем Срублена растут липы, но имя урочища, скорее всего, происходит от татар-Липок.
Через пару километров есть небольшой "байрачный" лес, где растет гораздо больше лип, но его название Хохлацкая. Имя, возможно, происходит от более высоких холмов, возможно, от хохлов (украинцев) с. Кирилiка. Еще ближе расположена местность под названием Кульмина.
Украинские топонимисты не раскрывают этимологию топонимов. Теперь там все от сотворения мира основали 7-метровые укры, как на левом берегу Днестра молдаване, ставшие в 1989-90 гг. румынами. Начали с молдаванина-гегемона, а завершили утверждением, что Молдовы вместе с молдаванами никогда не было. Не было и молдавского языка, хотя легко убедиться, что нынешние великие румынские писатели и поэты еще в 1860 г. назывались молдавскими, писали по-молдавски, а через 10 лет вдруг стали румынскими. В этом легко убедиться, прочитав произведения в оригинале.
Сегодня всё подгоняется под запросы политиканов. Если в бывших татарских поселениях живут преимущественно молдаване (или украинцы), или люди других национальностей, они намертво заглатывают наживку, их очень сложно переубедить, они считают себя основателями, жившими на их родине вечно. Всем хочется быть основателями, изобретателями, первопроходцами, тешить свое самолюбие. Мания величия прёт изо всех дыр, лишает логики, как вера в Бога, независимо в какого.
Автор относится одинаково к людям всех национальностей, боролся за равноправие всех национальностей, вероисповеданий и т.п в годы создания ПМР, поэтому, раскрывая ложь, категорически отрицает упреки в "желании унизить молдаван" или представителя любой иной группы людей.
Но как можно в здравом уме утверждать, что молдаване, ушедшие от венгров в Прутско-днестровское междуречье 1351 г., управляемые 8 лет поляками, называющие 1359 г. годом возникновения Молдовы, попавшей затем в зависимость от Турции, основали на владениях Турции Дубоссары в 1792 г. под названием Дубэсарь, если Менгли Гирей овладел Дубоссарами (Tombasar) в 1484 г.? А курганам в Дубоссарах 2,6 тысяч лет. Тут диагноз безошибочный и неизлечимый.
До 1933 г. рядом с местом рождения автора в Харьковской области было упомянутое с. Кульмина. "Куль" на тюркском - "цветок", или "озеро", а "мина" - "выработка в земле". Там выработка в диаметре метров 70-80, такой же глубины, на дне насыпь, похожая на ромашку лекарственную. Если вспомнить, что "кара" - это черный, то легко понять значение всем известного слова каракуль.
Но вернемся к Байракам в Дубоссарах. У южных тюрок, включая гагаузов, под байраками понимается не сама сухая балка, а ее склон и вершина (бугор, гора, возвышенность, почка дерева).
В Дубоссарских Байраках на дне из известняков возраста 10-15 млн. лет вскрывается один, но довольно мощный родник, текущий в сторону Большого Фонтана. Выше него на расстоянии приблизительно 300-400 метров и высоте над уровнем моря около 100 м в 2014-15 гг. совместная Российская и Приднестровская археологическая экспедиция проводила раскопки. Там жил человек 750 тыс. лет назад. Возглавлял ее, как уже говорилось, уроженец Крицест (Кричешт) г. Дубоссары А.Чепалыга, чл.-корр. РАЕН, 1938 г.р..
Но упоминаний о нем в Дубоссарском историко-краеведческом музее, у краеведов-любителей ПМР вы не найдете. Они даже не поинтереовались результатами исследований и продлжают писать, не принимая во внимание данные о гаплогруппах и гаплотипах у жителей Дубоссар и Анатолии. Кто-то из "великих" когда-то сказал, а "краеведы", не поняв, подхватили, а потом ещё исказали и добавили отсебятину. Так остроносые байдарки и каноэ превращаются в катамараны или в тупорылые камейки, названные дубасами в Дубоссарском райкоме партии. Идеология! Политиканщина!
Дубоссарские музейные работники неохотно показывают "Молдавские этюды" 1936 г. М. Сергиевского, а также рукопись нашего уважаемого земляка В.Кочергина, на основании которых легко опровергнуть отсебятину идеологического отдела Дубоссарского райкома партии.
Книгу В.Кочергина о Дубоссарах, изданную на основании этой рукописи в Одессе в 1911 г., автору найти не удалось. Она есть в московских библиотеках. Возможно, кто-то решил замести улики. В Дубоссарах у частных лиц имеется три экземпляра этой рукописи. Они были выложены в отсканированном виде на сайте города Дубоссары, что вызвало недовольство у директора историко-краеведческого музея Дубоссар. А "краеведы" занимаются плагиатом измышлений идеологического отдела Дубоссарского райкома партии. До сих пор это непробиваемо! Люминь!
2. КРИЦЕСТЫ
Топоним Cricesti читаются молдаванами Крицесты, а румынами – Кричешть. Перевод слова можно найти в молдавских и румынских словарях. Это холмистая или изрезанная балочками местность (морщинистая, кучерявая). Так же называется юбка плиссе, лист бумаги в клетку. Такими Крицесты и есть на самом деле.
Название, возможно, дали болгары, чей язык усыпан тюркизмами и молдовенизмами. Они первыми поселились здесь после прихода русских в Дубоссары в 1789 г. Здесь они занимались овощеводством. Кричешты входили в состав Магалы (Махалы).
3. МАГАЛА (МАХАЛА, МАХАЛЛЯ)
Магала – это ю.-з. часть Дубоссар до ручья Серебряный, текущего от Малого Фонтана – предполагаемого места зимовок кочевников. Об этом писалось ранее. Фонтанами в мире называют не только фонтанирующую воду, но и источники воды.
Магала (магалля) – это тюркское слово, представлявшее собой обособленную часть населенного пункта, обычно ограниченную от него источником воды (ручьем) или балкой.
Во времена четырехуровневого административного деления в России (СССР) магала приблизительно соответствовала волости. В приводимой ранее книге, изданной в Болгарии, упоминается административное положение Дубоссар в разные периоды и названия административных единиц, которые возглавлялись Дубоссарами (Tombasar).
В последние годы перед 1790 г. город управлялся каймакамом (каймаканом). Это приблизительно соответствовало губернии, королевству. Губернатора именовали также по-турецки "вали" (vali). Он назначался в столице государства. Его резиденция называлась вилайет (vilayet), отсюда термин иль(эль), il, то есть провинция.
В Туркмении сегодня не стоит спрашивать, к какой политической партии человек относится. Вас могут не понять. Там партию занимает клан. Если требуется спросить, к какому клану относится житель, нужно в вопрос вставить слово "иль" или "эль".
Эль Шань или туркоманами называют сегодня этнических туркменов, которые живут в приграничных районах Турции, Сирии и Ирана, которые оспаривают между собой регион, в котором они живут. О туркоманах, или туркманах есть упоминание в китайских летописях VIII-IX в. Но западные ученые "лучше" знают, что и как тогда было, поэтому не включаюь эти документы в оборот.
Сегодняшняя местность расселения туркоманов (Эль Шань) называлась в османских источниках Туркомания, или Туркман эли (эль). Туркоманы - это разные племена: ивэ, афшары, хаджилу, порнак, дёгер, мавселлу и баяндур, со своими правящими родами. Туркоманы (известные также как туркманы - это сирийские или иракские туркмены) с XI века живут на севере Сирии, Ирака и Ирана. В Сирии они в основном сосредоточены к северу от Латакии, вблизи турецкой границы, а также в городах Алеппо, Идлиб, Хомс, Тартус и в районе Дамаска.
На польских картах 1667 г. встречается поселение южнее Дубоссар, имя которого похожее на афшар, или авшар, что означает "проворный". В число официальных современных 24 туркоманских родов включены Кайы (крепкий), Баят (богатый),
Акойли (соответствующий), Кара-ойли (где-бы ни остановился, в палатке живет), Языр (старший в иле), Япарлы (все, что ни окажется перед ним, он опрокидывает), Додурга (тот, кто умеет завоевывать страны и удерживать их за собой), Дюгер (круг), Кызык (герой), Бекгдили (его речь уважаема), Гаркын (хлебосольный),
Баяндыр (обладающий мирскими благами), Бечене (делающий), Човдур (честный),
Чепни (богатырь), Салыр (вооруженный саблей), Эймир (богатейший), Ала-Йонтлы (имеющий пегую лошадь), Урегир (добродетельный), Игдир (великий), Бюгдуз (услужливый), Ава (высокостепенный), Кынык (почтенный).
Есть основания предполагать, что большинство топонимов Молдовы, включаюшие в себя "шан", основаны тюрками Шань, например, Каушаны (Кэушень). Их очень не любили (впротивовес Липкам). В Молдове левобережных жителей Днестра оскорбительно называют шантистами.
Приблизительно в районе села Роги на старых картах нанесено село Ботушаны, что можно перевести как "Морда, или пасть, рыло Шань". Говорят, что с правого берега Днестра до оьразования Дубоссарского водохранилища в 1955 г. эта местность походила на морду зверя.
Однако, в Академии Наук Молдовы считают это слово искаженным молдавским, доказывая этим, что Ботошань основали молдаване-вассалы на территории своего сюзерена -Турции. В угоду политиканам за уши можно притянуть что угодно. А лучше - вообще не упоминать и не отвечать на неудобные вопросы, например об Эль Шань.
А вот называть шантистами неугодных людей можно.
В округе Tombasar иль подразделялся на илче (ilce), что соответствует району. Административный центр иля расположен в его центральном районе (меркез илче, или merkez ilce). Далее следует название поселения с несколькими магалами (магалля, mahalle, или magalla).
Перед падением Очакова Дубосары на картах обозначены северной столицей Татарии (выделены красным цветом, сильно выгоревшим от времени), а после завоевания Очакова Россией наш город стал столицей остатков Татарии. Татары, окончательно покидая наш край, в 1788 и 1789 гг., дважды сжигали Дубоссары и его окрестности. В рукописи уважаемого В.Кочергина указаны владельцы домов, избежавшие пожара, но "академики" из Кишинева до сих пор "основывают" Дубоссары в 1792 г. "молдавскими строителями дубас".
Ради правды, следует заметить, ложь об "основании" Дубоссар русскими в 1792 году родили в Генштабе Санкт-Петербурга, хотя в 1787 г. тот же Генштаб описывал город турецким и готовил планы о его завоевании. Потом эта ложь мнократно бездумно переписывалась плагиаторами. Сегодня эта версия является наиболее распространенной в Дубоссарах, наряду с версией о татарских "желтых холмах". Татары громко хохочут над ней, так как не знают, что значат топонимы Чебоксары и Дубоссары.
До сих пор в дубоссарской Магале многие дворы огорожены каменными заборами из камней-известняков, добытых на поверхности. Это напоминает поселения Средней Азии и мусульманского Кавказа. Объяснить строительство таких заборов практической целесообразностью в настоящее время трудно. Это, скорее всего, тюркская традиция, хотя живут там в основном молдаване. Именно здесь автор впервые услышал пословицу о том, что надо выбирать не дом, а соседа. Это тоже тюркский закон о порядке продажи дома, о чем будет рассказано далее.
У арабов maHalla имеет значение «лагерь», «городской квартал». Турецкое «mahalle», узбекское «mahalla» и в других исламских странах – это тоже квартал, жители которого осуществляют самоуправление. Центром махалли является мечеть. Во времена СССР в Средней Азии ее часто заменяла чайхана.
У евреев была своя махалля. В махалле был закон «шафат» - огородить от «чужих». Суть его состояла в том, что если кто-то из жителей махалли хотел продать свой дом, он прежде всего предлагал его своим родственникам, затем, в случае отказа, своим соседям по забору, а далее жителям махалли. Без соблюдения вышеуказанной субординации хозяин не имел права продать свой дом «чужим». Так препятствовали попаданию посторонних в махаллю. Внешне это выглядело в виде упомянутых ранее заборов.
При рассмотрении этимологии термина "туркмен", слово делят на две части: турк+мен (ман). В итоге получают "настоящий (то есть мусульманин) тюрк-огуз". В противовес "гагауз" преводят "православный огуз", или "прямой, упрямый, несгибаемый уз (огуз). Существует порядка 20 версий значения слова "гагауз".
4. ЛУНГА
Город Дубоссары с южной стороны окаймлен пригородом (селом) Лунга. Сегодня там живут в основном молдаване. Трудно сказать, сколько раз со времени прихода сюда России Лунга входила в состав города Дубоссары и выходила из него. В 1990 г. Лунгу отделил от Дубоссар без ведома ее жителей Парламент Молдовы. Так в Кишиневе решили оградить Лунгу от тлетворного влияния города, желавшего выйти из состава Молдовы с созданием самостоятельного государства ПМР. Однако, принявшие участие в референдуме села Лунга и Дзержинское, проголосовали за вхождение в состав ПМР. Позже власти ПМР в очередной раз присоединили Лунгу к городу.
Что касается топонима Лунга, казалось бы, все предельно ясно. Здесь живут в основном молдаване, лунг по-молдавски - длинный. Но...
Эту территорию в Санкт-Петербурге называли бывшей Тамбошарской (Тембошарской, Тумбасарской, Думбасарской и т.п.) округой, что склоняет к версии, что округа ранее была тюркской, а Лунга - это что-то на тюркском языке.
Лунг в Тибетском буддизме и его разновидности (ламаизме) в Бурятии и Монголии, одна из концепций Ваджраяны, обозначающая движение энергии. Конь ветра (лунг та) символ в буддизме. Он обозначается иероглифом со значением «дракон». Топонимы с Лунг есть в Непале, у манси (родственники венгров). Там течет Лунг Еган в Ханты Мансийском АО, приток реки Сороминской. У этого термина существуют и другие значения.
Если манси смогли придти в Венгрию, то почему они не могли поселиться по пути следования в Лунге, округе Дубоссар? В Гагаузии второй город после Комрата именуется Чадыр-Лунга. Чадыр (читается также, как обычно у огузов, с оглушением - Шатир), что означает шатер, или палатка. Если р. Лунга, на которой стоит Чадыр-Лунга, перевести с молдавского "длинная", то следует учесть, река длиной всего 15 км. С какой стати первая часть топонима (Чадыр - имя существительное) тюркская, а вторая (Лунга - его определение - длинная) романская? По-тюркски (у гагаузов) определение должно стоять перед определяемым словом Чадыр. Должно быть не Чадыр-Лунга, а Лунга-Чадыр.
У подавляющего большинства тюрок, включая гагаузов, слово "длинный" - это uzun (узун), у некоторых из них слегка иное произношение. Почему вдруг совсем недавно гагаузский город Чадыр был переименован в Чадыр-Лунгу, а не похожее на Узун-Чадыр? Почему вопреки грамматике гагаузского языка Лунга поставлена после Чадыр?
Носители турецких фамилий Бешлиу, Бешляга, Каймакан, Кучук (Кючюк) и той же Узун считают себя настоящими молдаванами. Каждый может открыть молдавско-русский словарь и убедиться, Бешлиу - легко вооруженный турецкий каваллерист, Бешляга - его командир, Кучук - маленький, Узун - длинный. "Ага" у тюрок - старший брат, дядя, командир, начальник.
Исходя из грамматики гагаузского языка, в слове Чадыр-Лунга Лунга должна быть существительным, а не прилагательным "длинный".
Посмотрите на носителей фамилий Бешлиу, Бешляга, Каймакан, Кучук! У них явные внешние признаки турок, а у носителей фамилии Лунга тюркские внешние признаки рассмотреть трудно. Автор не спешит соглашаться с мнением топонимистов Молдовы, утверждающих, будто бы, Лунга - это от молдавского "лунг" - длинный.
Подобное касается и, якобы, "татарского" топонима Дубоссары ("желтые холмы"). Тюрки не поставят "сары" в значении "желтый" после определяемого "дубо". Кстати, "тобо" или "добо" в Казани означает природные 30-50-метровые отвесные каменные столбы, но никак не холмы - пологие не высокие возвышения, что мы имеем в Дубосарах.
Раньше топоним писался у русских с одной буквой "с" (смотрите карту 1787 года). Когда же ДубосарЪ стали писать с двумя буквами "с", то Дубоссары у казанских татар стали ассоциироваться с болотом на тех самых 30-50-метровых каменных столбах.
Сары ранее были существительным, имеющим значение народ, племя, человек, голова, начальник, правитель, обладатель ума, божественность, святость, величественность. Неспроста у священнослужителей одежда желто-золотистого цвета, да и монголы относятся к желтой расе. И чаем гостя обязательно угостят с добавление молока, после чего он станет желтым. Подать обычный черный чай - это означает оскорбить человека. Желтый - это святость!
Перепад высот между Байраками и Лунгой порядка 60-70 метров, поэтому Лунга могла затапливаться. Может быть, правы те, кто считает, что Лунга - это Лунка (затопляемое место)? Известно, что жители Лунги выращивали и продавали в Одессе капусту, которая "пьет воду как лошадь".
В 1787 году Петербургский Генштаб указал длину Дубоссар 2,5 версты. Между Лунгой и бывшей Павловкой был разрыв. Сегодня Павловкой местные жители называют часть Лунги у Лунгской птицефабрики, что склоняет нас к версии: Лунга - это Лунка, затопляемое место, где выращивали капусту.
Еще при татарах на Лунге располагались сады, но было не много скота. Отсюда он продавался ближе к зиме в более северную, приподнятую часть города.
Сплошные неувязки. Поэтому с окончательным решением значения топонима Лунга нужно повременить.
http://stihi.ru/2020/07/19/5301 - Оглавление
Свидетельство о публикации №120072706687