Разработка проекта музея конфессиональная история
XIX – НАЧАЛО XXI ВЕКА”
Введение
Актуальность темы. Вопрос религиозного определения и самосознания ставился ещё в древнейшие времена, с возникновением человека. Истории известны множество всевозможных религиозных культов и божеств, которые становились предметами поклонения и безмерного почитания. Перед великими силами природы древний человек трепетал, и, ужасаясь, обожествлял её различные проявления, которым давались имена, например Перун, Ярило, Даждьбог. Так зародилось многобожие (язычество, тотемизм), известное как идолопоклонство. Среди людей начали появляться и те, которые, пользуясь доверчивостью и необразованностью соплеменников, начали выдумывать различные обряды (ритуалы) для выражения и проявления безконечной любви ими же придуманным богам, которым постепенно начали приноситься жертвы (дары), даже животные и человеческие (кровавые), для их “ублажения” и “задабривания”, как благодарность или в качестве искупления за какие-либо ошибки, провинности, нарушения общественной жизни племени, получившим название “грехи”. “Специалистами” в области ритуалов и обрядов выступали глубокоуважаемые и почитаемые в племени жрецы, шаманы, ведуны и им подобные. Некоторые из этих людей даже считались родными детьми тех божеств, которым племя всецело поклонялось. Соответственно, лакомые кусочки “благодарности” и “искупительные жертвы”, предназначавшиеся божествам, доставались и им, причём, неменее “жирные”. Можно сказать, что жрецы, шаманы и ведуны были первыми учителями, разработчиками правил (законов) поведения людей в племени, общине (обществе), а так же этакими массовиками-затейниками. Они же, зачастую, занимались и врачеванием, что в совокупности говорит об их высоком самообразовании и особенном складе ума, значительно превосходящим соплеменников. Некоторые из таких людей стали использовать свои знания и умения исключительно в корыстных целях, возвышаясь над другими, даже называясь богами, требуя поклонения. Из-за таких и зародился атеизм (отрицание божественного происхождения человека).
С течением времени, количество атеистов заметно увеличивалось, но потребность в самоопределении, нужда в объяснении происхождения человека и возникновения жизни на земле, безусловно, сохранилась и даже обострилась. Кто же тогда кроме бога мог быть прародителями человека? – атеистам срочно понадобились альтернативные теории, которые одна смешнее других. Самая популярная теория происхождения человека от обезьяны была выдвинута шведским естествоиспытателем и медиком Карлом Линнеем в 1759 году в 10-ти томном труде “Системы природы” [5], подхваченная в 24-ёх томной энциклопедии “Естественная история” 1783 года французским натуралистом Жоржом Луи Леклерком, продолженная его соотечественником, французским учёным Жан-Батистом Пьер Антуаном де Моне (Ламарк) в труде “Философия зоологии” в 1809 году, перенятая немецким естествоиспытателем, революционером и страстным борцом с религией Карлом Фохтом в 1862-1863 году, а так же немецким философом естествоиспытателем Эрнстом Генрихом Геккелем и британским биологом Томасом Генри Гексли в 1863 году, как бы независимо друг от друга, после прочтения в 1859 году труда “Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь” известного британского учёного Чарльза Дарвина [14], вдохновлённого трудами Томоса Мальтуса (1766-1834), так же как и Альфред Уоллес (1823-1913), продолженной всё тем же Чарльзом Дарвином в его книге 1871 года “Происхождение человека и половой отбор” [8]. Сюда же добавлю, что вышеуказанная теория была весьма популярна в Российской Империи в преддверии больших перемен. Любопытно, что Эжен Дюбуа обнаружил в 1890-1891 году первого претендента на звание предка человека – яванского питекантропа “недостающего звена” между человеком и обезьяной там, где заранее предсказал Эрнст Геккель, в районе Индонезии, на островах, где обитают гиббоны. В итоге петекантроп оказался, в некотором роде, эволюционным тупиком. Затем учёные решили, что питекантропы являются подвидом Homo erectus, человека прямоходящего, останки которого в дальнейшем были найдены и в Азии, и в Европе, и в Африке, что именно от африканских эректусов произошёл, в конечном итоге, человек разумный. [3]. Затем учёные нашли “Пилтдаунского человека”, останки, которого около 40 лет считали ещё одним “недостающим звеном”, оказавшимися фальшивкой. Благо, ситуацию исправил австралийский (до 1931 года колония Британии) антрополог Раймонд Дарт, который ещё в начале ноября 1924 года во втором ящике всё-таки нашёл “бэби из Таунга” [4]. Ну вы же понимаете, что на протяжении 40 лет многие учёные мужи, как Британии, Австрии, Голландии так и других стран писали научные многотомные труды, созерцая “Пилтдаунского человека”, да и благодаря Геккелю и Дюбуа была проделана огромная работа, чтобы явить миру обезьяну? Да, были и другие находки останков человекоподобных особей. Но, мы знаем, что если человек уже задался целью, чтобы сделать себе звучное имя, тем более стаяла задача уйти от божественного творения, то он способен на всякое. Явное свидетельство тому – “Пилтдаунский человек”, и другие мистификации [15], которых известно великое множество. А сколько ещё лжи до сих пор поражает воображение? Любопытно, что теория происхождения человека от обезьяны, рассматривалась ещё во времена Платона, но своё широкое распространение получила лишь с середины XIX века. Amicus Plato, sed magis amica veritas (Платон мне друг, но правда – лучший друг).
Следующая теория происхождения человека от обезьяны, но уже от водной, была предложена ещё одним британцем в 1929 году профессором океанологом Алистером Харди, которая была опубликована в 1960 году, получившая название “Акватическая теория” (“Теория водной обезьяны”) [16].
Так же, рассмотрю теорию внеземного происхождения человека, которая, на мой взгляд, является необоснованной. Всем известно, на что способен одержимый безумный гений человека, страстно желающий доказать что-то, что очень хочется доказать любимыми способами, и многие знают о впечатлительности, доверчивости и внушаемости человека из-за отсутствия твёрдых знаний.
Первые идеи палеоконтакта получили своё развитие лишь в 1900-ых годах (возможно, после неудач с обезьяной), озвученные Чарльзом Хой Фортом (1874-1932), Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935), Иммануилом Великовским (1895-1979), Матесом Менделевичем Агрестом (1915-2005), Робоером Грюго (Шарру) (1909-1978), Эрихом Фон Дэникином (1935), Александром Казанцевым (1906-2002), Захарием Ситченым (1920-2010) и другими [7].
О наскальной живописи с изображениями инопланетян, хочется сказать фразой из кинофильма “Свадьба в Малиновке” Андрея Тутышкина 1967 года “Возьми все, я себе ещё нарисую” [17]. Вы когда-нибудь задумывались, что нимбы и свечения вокруг головы человека могут обозначать свет и ясность ума, сияние мудрости? Светила ума, светочъ вам знакомы?
Американский астроном Джон Болл в 1973 году выдвинул теорию так называемого “зоопарка”, исходя из которой, люди были завезены на Землю инопланетянами, в качестве эксперимента. Эту теорию, так же некоторые приписывают Константину Эдуардовичу Циолковскому.
Самый старый фильм про инопланетян, который мне удалось найти датирован 1951 годом “День, когда остановилась земля”, а гримирование, пластическая хирургия, а так же первые летательные аппараты, которые поражали воображение людей, известны ещё с далёкой древности. Любопытно, что в Европе до 1908 года полёты братьев Райт считались враньём, а вы говорите инопланетяне [11]. А если вспомнить легендарных Леонардо да Винчи (1452-1519) [6] и Николу Тесла (1856-1943) [9], то можно понять, что изобретательский гений человеческого разума непостижим. Даже тот же мобильный телефон когда-то казался чем-то невообразимым, а сейчас это обыденность. На сегодняшний день инопланетная теория является целой индустрией, которая приносит огромный доход. Ну, любят люди фантастику, любят. “Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад” (Пушкин А.С. ‘Признание’).
В общей сложности, таких увлекательных теорий набралось порядка 9-ти, на любой вкус, для любого искушённого потребителя, чтобы каждый мог найти что-то своё, что ему ближе, так сказать, каждому по потребности. Все эти предложенные теории направлены на внушение человечеству, о его происхождении от творений менее развитых. Эти выдвинутые теории всячески отрицают происхождение человека от высшего разума (бога), создавшего человека по своему образу и подобию, как венец творения. Такие теории направлены на превращение человека в примитивное, низшее существо, целью которого является удовлетворение низменных потребностей, без мечты и устремлений, дабы уподобить человека животному. К великому огорчению, некоторые люди настолько деградируют, что начинают вести себя так, как ниодно живое существо. Чего стоят однополые отношения людей (их интимная близость), операции по смене пола, пропаганда и одобрение всего этого безумия. Да много ещё чего. Где разум?, где совесть?, где любовь? Сколько людей ныне задумывается, для чего они живут?, в чём причина и цель человеческой жизни?
Так же, теория естественного отбора “помогла объяснить” почему один человек “достойнее” другого, почему люди “должны” ненавидеть друг друга, культивируя соперничество и порождая вражду между собой, как противовес божьей заповеди, научающей возлюбить ближнего своего, как самого себя. Любопытно, что все инициаторы (заказчики) вышеизложенных и им подобных теорий, сами себя считали богоподобными, и вели свою родословную от богов, категорически отказываясь от родства с червями, обезьянами, рыбами и прочими творениями так же, как и древние вожди, цари и императоры. Они понимали, что, если признать, что все люди образ и подобие божье, то кем тогда управлять?, кто будет перед ними пресмыкаться? По этому, разумеется, их целью было создать как можно больше страстей и искушений, чтобы сделать людей настолько духовно безобразными и глупыми, чтобы богу было противно даже взглянуть на детей своих. Замечу, что опубликованный в 1860 году труд Чарльза Дарвина был весьма радушно принят в революционных кругах, а трудами Ламарка восхищались революционеры-безбожники Александр Иванович Герцен (1812-1870), и Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) [2], целью которых, как и других революционеров, было свержение самодержавие и отказ от бога. Так же замечу, что эволюция человека, безусловно, была, которая сводилась лишь к адаптационным природным изменениям в условиях его обитания. Если человек схож с обезьяной, то это обстоятельство говорит лишь о том, что человек просто схож с обезьяной, но явно никак неоспоримый факт их прямого родства и потомства. Точно так же, как мышь, ёжик и дикобраз тоже чем-то схожи, но это обстоятельство недаёт права утверждать, что у мыши когда-то вдруг выросли иголки и отвалился хвост, и мышь, входе эволюции стала ёжиком, а затем ёжик немного подрос со временем и стал дикобразом. Мышь, ёжик и дикобраз всё равно останутся разными творениями, невзирая на относительную схожесть.
Если посмотреть на все виды биологических существ на Земле, то можно увидеть всю красоту и величие божественного творчества. Просто обратите внимание, как многообразна и разнообразна живая природа и её обитатели в воде и на суши, и как прекрасен и совершенен человек, как божье творение, по сути. Человек прекрасно себя ощущает на суши в различных климатических условиях – люди много где живут. Так же, человек может прекрасно плавать по воде, и какое-то время под водой без специального снаряжения. Возможно, когда-то человек умел плавать и по воздуху без крыльев. Возможно, это было, когда человек был более совершенен, когда был ближе к богу, о чём записано в Библии [1].
Исходя из вышеизложенного, разработка проекта по выбранной теме, на мой взгляд, является актуальной и по настоящий день.
Разработка проекта
Для разработки проекта реального/виртуального музея по заданной теме “Конфессиональная история Могилёва XIX – начала XXI века”, для начала, необходимо составить план пошаговых действий. Во-первых, нужно определить годы, входящий в рассматриваемый вековой промежуток. Во-вторых, исходя из установленного периода, нужно определить какие религиозные объединения действовали на территории Беларуси, какие на Могилёвщине официально и неофициально, если таковые имелись. В-третьих, нужно узнать историю возникновения религиозных сообществ и расставить их в хронологической последовательности. В-четвёртых, необходимо установить последовательность появления религиозных объединений в хронологическом порядке в Беларуси и на Могилёвщине. В-пятых, необходимо все религиозные объединения тщательно исследовать, изучить на предмет их сути, содержания, направления и определить их схожести и отличия. В-шестых, нужно узнать были ли ранее в истории человечества подобные религиозные сообщества. В-седьмых, при обнаружении схожести и подобии выявленных религиозных общин данного периода, подобные общины нужно сгруппировать. В-восьмых, нужно установить наиболее известных людей, исследуемых религиозных объединений, для определение их духовного вклада в религиозную общину, а так же установить их влияние на внутренний мир и взглядов общины, на их взаимоотношения с представителями других религиозных объединений, а так же их взаимоотношения с государственным управленческим аппаратом и другими гражданами страны, исключающих религиозные воззрения. И, в-девятых, необходимо собрать необходимые материал, экспонаты, стенды, витрины и проделать огромную работу, связанную с поиском помещения и внутренней организации музея. Так же, залы музея, для передачи аудио и видео информации, необходимо оснастить соответствующим оборудованием. Подобные друг на друга религиозные общины, лучше всего, размещать в одном помещении, дабы наглядно и конструктивно указать на их подобие.
Разработка виртуального музея требует создание специализированного сайта, где проходить размещение собранных экспонатов в оцифрованном виде, что откроет возможность широкого доступа для всех желающих.
Религиозные объединения Беларуси и Могилёвщины
В Республике Беларусь на 1-ое января 2020 года зарегистрировано 25 религиозных объединений и направлений, общей численностью 3563, включая 174 религиозные организации общеконфессионального значения (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, а так же, духовные учебные заведения) и 3389 религиозных общин.
Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1709 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, и одну миссию. Действует 1683 православных храмов, и ещё 190 строятся. С 2014 года действует Духовно-административный центр – Минская Экзархия, включающий 19 синодальных отделов и комиссий.
Так же в Беларуси религиозное сообщество разделяется на Римско-католическую церковь (четыре епархии – 498 общин. Шесть духовных учебных заведений, 11 миссий, 9 монастырей, 514 кастёлов, 31 строится), Греко-католическую церковь (16 общин, 5 церквей), Протестантскую религиозную организацию (1038 религиозных общин, 5 духовных учебных заведений и 13 религиозных направлений), общины старообрядцев (34 общины, 29 культовых зданий, 2 строится), иудейских религиозные объединения (3 объединения, 53 общины, 9 культовых зданиямий), мусульманские религиозные общины (24 общины, 6 мечетей и 3 молитвенных дома), буддистскую общину в городе Минске “Шен Чен Линг” традиции Бон [13]. К этому списку добавлю ещё японскую религиозную общину Оомото-кё, официально зарегистрированную в Минске в 1994 году, которая действовала до 2004 года, которая, возможно, действует неофициально и сейчас. По основному учению о едином мире, едином боге и едином языке, схожа с религиозной общиной Бахаи.
Религиозные объединения Могилёвщины состоят из религиозных общин Могилёвской епархии Белорусской Православной Церкви, Греко-католической религиозной общины (Лазаренко (каплица), Римско-католических религиозных общин, Протестантских религиозных общин (религиозные общины Христиан Евангельской Церкви, религиозные общины Христиан Баптистской Церкви, религиозные общины Христиан Адвентистов Седьмого Дня, религиозная Евангелистическо-Лютеранская община, религиозная община Христиан Полного Евангелия, религиозная община Новоапостольской Церкви, религиозная община Свидетелей Иеговы, религиозная община Церкви Христовой, религиозная Пресвитерианская община, религиозная община №1 Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, религиозная община Древлеправославной Поморской церкви во имя Всемилостивого Спаса), Иудейских религиозных общин, Мусульманской религиозной общины, Армянской Апостольской церкви, религиозной общины Бахаи, а так же религиозной общины Международного Общества Сознания Кришны [12].
Очень важно установить чёткую последовательность образования религиозных общин на Беларуси и Могилёвщине в рассматриваемый период.
Заключение
Рассматривая множество религиозных объединений, понимаешь, что их условное различие заключается, в основном, в различных вариантах трактовки Библии и Евангелия, и отношения к описанным событиям, напоминая узкие кружки по интересам, в которых инакомыслие пресекается. Так же, некоторые так называемые религиозные общины на самом неделе являются философскими школами, например, как Конфуцианство и Даосизм, которые описывают взгляды на жизнь (причинно-следственные связи в природе и во взаимоотношении, взаимодействии человека и человека, человека и природы), дополненные своеобразной ритуаликой. У меня складывается такое впечатление, что во многих религиозных объединениях и вышеупомянутых философских школах специально разрабатывались принципиальные отличия, так называемые изюминки с явной претензий на какую-то свою “истинность” (исключительность), дабы страждущий человек в полной мере оценил свою особенность, индивидуальность, неповторимость и причастность к чему-то особенному, исключительному, редкому, отличному от других, в полной мере напитав свою гордыню. Почему же такое множество религиозных объединений, ведь Христос учил о единстве, о любви к ближнему, и бог, ведь, един? Возможно, что вся эта “разность”, всё это разнообразие – всего лишь видимость, направленная на удовлетворения религиозной потребности каждого желающего, что-то вроде “каждому по вере его”, этакий религиозный катёл, предлагающий каждому желающему свою еду по вкусу. Но есть ли истинность во всём это вареве? Эта ситуация с религиозной терпимостью в политике Бларуси и других стран весьма схожа с религиозной политикой древнего Рима и Великого Княжества Литовского. Но почему тогда умножая 2 на 2, мы все требуем, чтобы получилось 4? Давайте тогда будем терпимы и к этому. Теперь, умножая 2 на 2, давайте получать 5, 8, а то и 10! Абсурд? Конечно же, абсурд! Но этот абсурд издавна нашёл себе место в сознании верующего человечка. Отсюда и такое множество псевдоучений, споров и вражды на религиозной почве. К большому сожалению, религиозные войны актуальны и до сих пор, ввиду вопиющей некомпетентности и отсутствия определённых знаний в области религиоведения. Споры касательно обрядовой традиции, которая становится камнем преткновения, мешающим горячо обняться близким людям, являющимися представителями различных религиозных объединений, доходят до абсурда, напоминая спор мужей в сказке “Огонь, вода и медные трубы” 1967 года Александра Роу о палке [10].
Исходя из вышеизложенного, нужно увидеть и осознать все ошибки прошлого, которые стояли многим жизни, и объединиться в единое живое творение, исполненное любовью ко всему живому и окружающему нас миру. Как показывает история, люди находили множество причин для обоюдной ненависти, для разжигания вражды, порабощения и угнетения друг друга. Так, пожалуйста, найдите одну вескую причину, чтобы стать едиными.
Список источников
1 Азбука Веры. Евангелие по Луке 24:51. Интернет ресурс. Источник доступа 5.07.2020: https://azbyka.ru/biblia/?Lk.24:51&c~l~a~m
2 Академик. Философская энциклопедия. Советская энциклопедия. Ф.В. Константинов. 1960-1970 год. Ламарк. Интеренет ресурс. Источник доступа 03.07.2020: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2599/ЛАМАРК
3 Антропогенез. Как Дюбуа нашёл и отстоял пятикантропа. Интеренет ресурс. Источник доступа 4.07.2020: https://antropogenez.ru/article/949/
4 Антропогенез. Как Раймонд Дарт нашёл недостающее звено эволюции человека, но никто в это неповреил. Интернет ресурс. Источник доступа 4.07.2020: https://antropogenez.ru/article/931/
5 Антропогенез. О том, как Карл Линней создал отряд приматов. Интернет ресурс. Источник доступа 03.07.2020: https://antropogenez.ru/ antropogenez/antropogenez/quote/120/
6 Википедия. Леонардо да Винчи. Интернет Ресуср. Источник Доступа 05.07.2020: https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо_да_Винчи
7 Википедия. Палеоконтакт. Интернет ресурс. Источник доступа 05.07.2020: https://ru.wikipedia.org/wiki/Палеоконтакт
8 Википедия. Происхождение человека от обезьяны. Интернет ресурс. Источник доступа 04.07.2020 https://ru.wikipedia.org/wiki/Происхождение_ человека_от_обезьяны
9 Википедия. Тесла, Никола. Интернет ресурс. Источник доступа 05.07.2020: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тесла,_Никола
10 ВКонтакте. Где у палки начало и где конец? Интернет ресурс. Источник доступа 05.07.2020: https://vk.com/video8869001_456240655
11 Интересные факты. Первые летательные аппараты. Интернет ресурс. Источник доступа 5.07.2020: http://interesnyjfakt.ru/pervye-letatelnye-apparaty/
12 Могилёвский городской исполнительный комитет. Религиозные общины. Интернет ресурс. Источник доступа: http://mogilev.gov.by/religioznye-obshchiny
13 Уполномоченный по делам религий и национальностей. Религиозные объединения в Республике Беларусь. Интернет ресурс. Источник доступа 05.07.2020: https://belarus21.by/Articles/conf_rel
14 Федеральный портал Protown.ru. Возникновение идеи происхождения человека от обезьяны. Интернет ресурс. Источник доступа 04.07.2020: http://www.protown.ru/information/hide/5683.html
15 ADME. 12 величайших мистификаций в истории. Интернет Ресурс. Источник доступа 05.07.2020: 16 Livejournal. Теория происхождения человека от обезьяны. Интеренет ресурс. Источник доступа 03.07.2020: https://imhotype.livejournal.com/ 636212. html]
17 YouTube. На тебе сто миллионов. Слушай, возьми все. Я себе еще нарисую. Интернет ресурс. Источник доступа 05.07.2020: https://www.youtube.com/watch?v=McgIImFY-Hk
05.07.2020 Мартин Януш
Свидетельство о публикации №120072703070