История флота российского

                Да, слава русских моряков бессмертна,
                В историю вписали имена
                Тех, кто любил Россию беззаветно,
                И отдавал за родину сердца.
                /Л. Встречный/


В День Военно-морского флота России, мероприятия в честь которого уже идут, Президент России Владимир Владимирович Путин рассказал о строительстве уникального по своим возможностям флота, рассчитанного на долгую историческую перспективу. Ещё в 2019 году во время морского парада Владимир Владимирович Путин с трибуны парада заявил, что наш флот может оказать достойный отпор любому агрессору.

Военно-морской флот России уверенно охраняет безопасность государства и его национальные интересы, отмечает Владимир Владимирович Путин.

По словам Владимира Владимировича Путина, в нашей стране стартует строительство кораблей с уникальными возможностями. Владимир Владимирович Путин отметил великую славу России как морской державы. По словам Владимира Владимировича Путина, эту славу принесли нашей стране героизм моряков, таланты корабелов и флотоводцев, дерзновенная мысль ученых и отвага первооткрывателей.

«Будем строить рассчитанный на длительную историческую перспективу, уникальный по своим возможностям флот, флот сильной, суверенной державы», — заявил Путин.

Бронированные «хищники», «каспийские монстры» и глубоководные невидимки

Одной из новинок российского ВМФ недавно стал быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» («Хищник»). Именно с его борта Верховный главнокомандующий обратился сегодня со словами поздравления к экипажам кораблей в Кронштадте.

Задачи катера — несение боевого дежурства, перехват и задержание судов противника, поддержка подразделений спецназначения и морской пехоты в прибрежных районах. Катер способен выполнять боевые задачи при волнении на море до пяти баллов, при скорости 28 узлов — и высоте волны 2,5 метра, 20 узлов — при волнах высотой 4,5 метра. Сегодня «Рапторы» — самые скоростные боевые катера ВМФ России, с ними не может тягаться ни один боевой корабль мира.

На «Адмиралтейских верфях» идет строительство подводных ракетоносцев, которые войдут в состав Тихоокеанского флота. Всего таких кораблей будет шесть, строительство планируется завершить к 2022 году. Масса одной подлодки — около четырех тысяч тонн, глубина погружения — 300 метров. Их практически невозможно будет обнаружить, на что уже обратили внимание в НАТО.

В это время нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева ведет проектирование экранопланов, возрождая начатые в СССР проекты «каспийских монстров» — судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. Бюро разрабатывает целую линейку крылатых кораблей, в том числе тяжелый океанский А-050 «Чайка-2», скорость которого будет достигать 450 километров в час, дистанция — до пяти тысяч километров.

КБ имени Алексеева ведет работу над еще более тяжелой машиной, которой станет многоцелевой экраноплан А-080 «Чайка-3» со взлетной массой в 100 тонн. Им уже заинтересовалось Минобороны РФ — ведомство хочет оснастить его крылатыми ракетами.

Страницы истории ВМФ России

    Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17 — 18 веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
Первый русский боевой корабль был создан при Алексее Михайловиче (время правления 1645 — 1676). Его построили по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена.
«Орёл» представлял собой совершенное по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина — 6,5 м, а осадка — 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба.
В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. «Морским судам быть!» — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов.
К весне 1700 года на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700 — 1721).
Противник, прекрасно осознавая, что именно сможет подорвать мощь русской армии, решил нанести свой решающий удар по Архангельску — городу, где располагались верфи, на которых строились военные корабли. Но замысел неприятеля был прекрасно известен Петру I. Он распорядился установить по береговой линии батареи, возвести укрепления, усилить гарнизон и контролировать иностранные суда, курсирующие в Белом море.
В устье Северной Двины построили Новодвинскую крепость. 24 июня 1701 г. шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада, ничего не ведая о недавно сооруженном укреплении русских, подошла к устью Северной Двины. Бой длился 13 часов. Оставшимся в живых шведам с трудом удалось уйти в море на одном галиоте. Очередная крупная победа молодого российского флота была триумфальной.
   Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного русского флота.
Морское сражение, произошедшее 26-27 июля 1714 г. у полуострова Гангут (ныне Ханко), занимает особое место среди морских баталий петровской поры. В ходе битвы русским солдатам удалось захватить 6 галер и 3 шхербота противника. В мае 1719 г. у острова Эзель эскадра Петра I взяла на абордаж 3 шведских судна. Сам император назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота».
В 1720 г. у острова Гренгам отряд русского гребного флота, которым командовал генерал М. М. Голицын, разбил шведскую эскадру, состоящую из линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. В результате наш флот закрепился в районе Аландского архипелага и в дальнейшем успешно вёл отсюда военные действия против неприятеля.
Шведы, понеся крупные потери в войне, оказались даже не в состоянии защищать собственные территории от русского десанта. В 1721 г. они подписали с Россией Ништадтский мир. Северная война закончилась.
В РЕЗУЛЬТАТЕ  РОССИЙСКОЕ  ГОСУДАРСТВО  СТАЛО  ВЕЛИКОЙ МОРСКОЙ  ДЕРЖАВОЙ!

За период своего царствования Петр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, — «отец русского флота».
Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. Именно «отцу русского флота» и принадлежит идея проводить праздничные военные парады. Считается, что первый подобный парад состоялся в 1699 году перед Керченским походом судов из Таганрога.
Этот праздник имеет большую историю: 300 лет — в августе 1714 года русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек.
В Советском Союзе с 1923 года проводилась «Неделя Красного Флота». В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота. Во времена советской власти День рождения военно-морского флота России назывался иначе — День рождения ВМФ СССР. Необходимо отметить, что этот праздник начали отмечать с 1939 года по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.
До Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надёжно прикрывал стратегические фланги фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации.
У Военно-морского флота поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости и любви граждан России. Его история — это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на независимость, суверенитет и процветание.
29 апреля 1939 народным комиссаром ВМФ СССР был назначен 34-летний Николай Герасимович Кузнецов — он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны.
Надо сказать, что только два рода войск  встретили врага в полной боевой готовности — это пограничные части НКВД, подготовленные Лаврентием Берией, и военно-морской флот, руководимый Николаем Кузнецовым. Один этот факт делает несостоятельными версии о неожиданности нападения гитлеровской Германии на СССР.
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжёлых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров.
Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В её составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.
Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.
Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.
Героическая оборона Севастополя в течение 250 дней была возможной во многом благодаря действиям Черноморского флота. Наряду с непосредственным участием в обороне базы флот обеспечивал регулярное сообщение гарнизона с тыловыми районами на побережье Северного Кавказа.
Северный флот играл важную роль в стабилизации фронта на мурманском направлении — охраняя свои коммуникации, активно нарушал вражеские вдоль побережья Северной Норвегии. С созданием антигитлеровской коалиции и распространением американского закона о ленд-лизе в СССР начались регулярные поставки военной техники, вооружений и продовольствия от союзников. Действовали три маршрута транспортировки военных грузов для СССР: северный, тихоокеанский и иранский.
За время Великой Отечественной войны Военно-Морским Флотом потоплено 708 боевых кораблей и вспомогательных судов Германии и её союзников, а также 791 транспортное судно полной вместимостью 1,84 млн. т. Достоверность этих цифр подтверждается двусторонними данными. Почти половина из потопленных кораблей и судов явилась результатом ударов авиации. На долю подводных лодок приходится 5% потопленных боевых кораблей и 20% транспортов. От воздействия минного оружия погибло около 15% из всех потопленных германских кораблей и судов. Надводными кораблями ВМФ СССР потоплено 53 боевых корабля и вспомогательных судна и 24 транспорта противника. В целом в ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанёс противнику ощутимые потери. «Он до конца выполнил свой долг перед Родиной» — отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.
В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства.
Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980-х годов. После развала СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей.
На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного Военно-Морского Флота — один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.
   Президент России Владимир Владимирович Путин поручил закрепить флот России на втором месте в мире!
Россия не должна допустить «существенного превосходства» ВМС других государств над российским флотом. Поэтому ВМФ России должен закрепиться «на втором месте в мире», говорится в указе об основах госполитики

Сегодня Военно-морской флот (ВМФ), являясь видом Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
В состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла. Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ. Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия.
Знаковым 2014 год стал для Черноморского флота, основные силы и средства коего ранее базировались в иностранном государстве на Украине. Но после присоединения Крыма к России проблема в корне изменилась: теперь не нужно согласовывать с Украиной вопросы замены старых кораблей на новые, замены самолетов и другой военной техники.
Начиная с конца 2014 — начала 2015 года и до 2017 года на Черноморский флот поступят шесть новейших фрегатов и шесть дизельных подлодок.
При этом продолжится строительство Новороссийской военно-морской базы, которая ранее появлялась на территории России в дополнение к главной базе флота в Севастополе. Сейчас обсуждается вопрос о развитии других баз в Крыму, которые ранее использовали Военно-морские силы Украины. Речь, в частности, идёт о бывшей во времена СССР запасной главной базе ЧФ, которая находится в Донузлаве (близ Евпатории).
Знаковым становится 2017 год для ВМФ России в целом и тем обстоятельством, что осенью ожидается приход первого из двух вертолетоносцев типа Мистраль из Франции в порт Владивостока. Его испытания уже начались, в октябре корабль ждут в Санкт-Петербурге, где на судостроительном заводе «Северная верфь» он будет оснащён российским вооружением. На нем будут также зиждиться корабельные вертолеты Ка-52К и Ка-27/31.
 Несмотря на то, что местом базирования этих вертолетоносцев определен Владивосток, где возводится для них инфраструктура, не исключено, что в перспективе один из них, а именно «Севастополь», появится в Черном море. Как утверждают специалисты, проблем с его базированием в главной базе ЧФ нет. Ведь именно на Черном море в советские времена базировались и авианосцы, и вертолётоносцы «Москва» и «Ленинград».
Перспектива развития ВМФ России — объединённая, однако не только с поступлением на вооружение подводных лодок и вертолетоносцев, но и сил общего назначения, то есть фрегатов, корветов, тральщиков, эсминцев.

Сейчас промышленность приступает к реализации проекта новейшего эсминца. Причём речь идет о создании корабля с ядерной энергетической установкой.
В июне 2017 года со стапеля Средне-Невского судостроительного завода был спущен на воду головной корабль противоминной обороны «Александр Обухов», таких кораблей до 2050 года должно являться построено порядка 30.
В настоящее время спущен на воду пока единственный в РФ авианесущий кораблль «Адмирал Кузнецов».
В настоящее время, помимо вышеперечисленных кораблей и подлодок, на флот будут поступать также корветы, фрегаты и дизель-электрические подлодки класса Лада, которые в ближайшее время планируется оснастить анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой
Право  считаться Великой Морской Державой завоевано поколениями наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность, блистательные победы в морских сражениях стяжали немеркнущую славу стране и её Военно-Морскому флоту.
И сегодня, в новых непростых политических и экономических условиях, российские военные моряки бдительно несут вахту по охране морских рубежей Родины и как прежде готовы к любым штормовым предупреждениям.
Сегодня Военно-морской флот успешно решает задачи в интересах обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Как и прежде, мужество и самоотверженность военных моряков помогают им преодолевать трудности и с честью выполнять свой воинский долг. Наглядное тому подтверждение – высокая выучка личного состава, грамотное использование боевых возможностей современных комплексов вооружений, бдительное несение боевой службы и боевого дежурства, верность военной присяге.
Главное же задачей для моряков сегодня становится повышение управленческой грамотности, не только для решения проблем самого флота, но и потому что именно флот представляет собой модель государства, даёт и снова способен дать России выдающихся управленцев, для решения всех остальных задач.
   Без истории Морского флота, его развитии, не было бы такого могучего, современного Морского Флота России!

   «Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те то кто одну руку имеют, а имеющие и флот — обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда.» /Петр Великий/

На этапе становления московской России европейской державой флот был очень важная и нужная опора армии. Без него невозможно было бы взять крепости Азов и Очаков, запирающим русским выход в Азовское и Черное море. Да и на Балтике флот очень помог. Битва на Неве (1702) при Гангуте (1718) и Гренгаме (1720).

Российский Императорский флот возник как закономерное продолжение развития русской армии и флота на протяжении многих веков. Мореплавание на Руси зародилось еще на рубеже V—VI веков, однако во времена Древней Руси, а также в периоды феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия регулярного военно-морского флота просто не существовало. Однако торговое мореплавание продолжало развиваться всегда.

В 1550-х годах благодаря военным реформам Ивана Грозного было положено начало становлению регулярных армии и флота. Во время походов против Казанского и Астраханского ханств флот впервые себя проявил: так, например, в 1552 году русская армия при активном содействии речного отряда судов взяла Казань.
Тем не менее, на тот момент времени государство не было способно содержать регулярный военно-морской флот, хотя отдельные попытки его создания предпринимались первыми монархами династии Романовых.
К концу XVII века Россия уже накопила необходимый потенциал для создания собственного военно-морского флота, но что особенно важно, у государства было до 10 судостроительных верфей, способных строить как парусные, так и гребные корабли; были и подготовленные кадры: плотники и другие мастера. Все это привело к тому, что во время правления царя-реформатора Петра I появился указ от 20 октября 1696 года, положивший начало регулярному ВМФ. Указ гласил: «Морским судам быть». Этот флот получил название Регулярного военно-морского флота России.

Петр I приступил к созданию сначала Азовского, а затем и Балтийского флотов. К 1711 году в состав флота входило 188 кораблей, 26 из которых были парусными линкорами. Но важно было не только поставить флоту корабли, важно было организовать его и дать кадры. Организацию флот получил благодаря морскому уставу 1720 года. Офицерские кадры поступали от дворянского сословия, а матросы — из простонародья. Срок службы был пожизненным. Создавались учебные заведения, была основана Адмиратейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России. К службе были привлечены зарубежные офицеры, постепенно появлялась отечественная военно-морская школа. Большой вклад в ее основы внесли сам император, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын, Федор Ушаков и многие другие.

22 октября 1721 года флот был переименован в Российский Императорский флот, так как сама Россия стала империей.
К 20-м годам XVIII века флот достиг своего пика боеспособности. Были заложены 54-пушечные и первый 100-пушечный корабль «Петр Первый и Вторый». Но в конце правления и после смерти Петра Великого положение в кораблестроении резко ухудшилось. В правление Петра II ради «сбережения казны» в море выходили только четыре фрегата и два флейта, а нерегулярные выплаты жалования вели к оттоку офицеров, дисциплина падала. Новый император же заявлял: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка».
Ситуация изменилась, когда бразды правления перешли к императрице Анне Иоанновне, которая сразу же обратилась к проблеме восстановления флота. 21 июля (1 августа) 1730 года был издан указ «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам», в декабре следующего года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море. А в 1732 году была учреждена Воинская морская комиссия, специальный временный коллегиальный орган, созданный для оценки общего состояния корабельного и галерного флотов и проведения необходимых реформ. В результате работы комиссии была сформулирована первая военно-морская доктрина России, произведена реформа управления, введены новые штаты флота. Были заложены новые 66-пушечные линкоры, общее число которых должно было быть 27. Анна Иоанновна распорядилась восстановить Архангельский порт и соломбальскую судостроительную верфь, что оказалось значимым вкладом в развитие флота. Как видим, в царствование императрицы Анны Иоанновны произошёл определенный прогресс в состоянии флота. Императрица Елизавета Петровна продолжила ее курс.

Следующий этап в усилении флота империи пришелся на вторую половину XVIII века. Из-за войн с Турцией он был значительно усилен, была создана Дунайская военная флотилия и восстановлена Азовская. Русско-турецкая война 1768—1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Чёрного моря между реками Южный Буг и Днестр. Вскоре, в 1783 году, частью России стал Крым. Было положено начало Черноморскому флоту, и к 1784 году в порту Херсона стояла уже целая эскадра.
И вот уже к концу XVIII века российский флот стал третьим по величине в мире (первое и второе места заняли Великобритания и Франция соответственно). В начале XIX века флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1802 году было создано Министерство морских сил, позже переименованное в Морское министерство.
В то же время для российского ВМФ началась эпоха пара. В 1826 году был построен первый военный пароход «Ижора», вооруженный 8 пушками, десятью годами позже — первый пароходофрегат «Богатырь». Однако Европу было крайне трудно догнать в плане технического развития, поэтому Россия не была готова к надвигавшейся Крымской войне.
К 1853 году организация флота включала в себя Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Сибирскую флотилии, общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и 91000 человек личного состава.
Отечественная выучка не страдала: благодаря стараниям таких прославленных адмиралов, как М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, В. Истомин, матросы были хорошо обучены и следовали морским традициям. Эта выучка и героизм наших моряков помогли одержать победу в известном Синопском сражении. Но сама война была проиграна, а России пришлось отказаться от права иметь Черноморский флот.
Эта война подтолкнула правящие круги отказаться от парусников и приступить к строительству паровых судов. Появились первые броненосцы, мониторы, плавучие батареи и канонерские лодки.
Понимая важность флота для России, последний император из династии Романовых также уделял ему должное внимание. Однако именно во время его царствования флот этот перестал существовать…

Николай II разделял доктрину американского военно-морского теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. Новые корабли строились не только на российских верфях, но и во Франции, Дании, Германии и Соединенных Штатах. Форсированное преодоление технического отставания от Европы оказалось весьма своевременным. В ночь на 8 февраля 1904 года началась русско-японская война. И отечественный флот, казалось, имел все шансы на победу. Но в этой войне страдала всегда отличная выучка российских офицеров и матросов, хотя все они и сражались героически. После печально известного Цусимского сражения Вторая Тихоокеанская эскадра была разгромлена, а авторитет Российской империи и царя упал. И если к концу XVIII века Российский Императорский флот был на третьем месте по величине в мире, теперь он оказался на шестой позиции.
Потрясенный Николай II под некоторым давлением общественности приступил к реформированию и восстановлению флота. 19 марта 1906 года был создан подводный флот в составе РИФ (теперь этот день считается Днем подводника, в июне того же года был организован Морской Генеральный Штаб. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.
Однако плохо в таком восстановлении было то, что очень многое для нужд флота (и сами боевые единицы, и детали, и база обеспечения) поставлялось из-за рубежа, в результате чего страдала отечественная школа. Еще одним результатом данной политики стало то, что вплоть до середины XX века на службе в России состояли лодки первой генерации, когда за рубежом сменилось далеко не одно поколение.
Так Россия и ее флот встретила начало Первой мировой войны, разразившейся в 1914 году. Основными театрами военных действий стали Балтийское и Черное моря, а действия велись против Германии и Турции соответственно.
На Балтийском театре РИФ вел в основном оборонительную тактику, активно применяя морские мины. Однако в ходе операции «Альбион» германские войска смогли добиться перелома, захватив Моонзундские острова. К марту 1918 года, во многом благодаря внутренним потрясениям в России, которая уже стала республикой, германский флот полностью господствовал над Балтийским морем.

Что до Черноморского театра, то наибольшую опасность там представляла эскадра из двух германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау», командование которыми осуществлял адмирал Вильгельм Сушон. Однако они не сильно повлияли на исход боевых действий с Турцией, и к 1915 году Российский Императорский флот полностью контролировал Черное море.
Однако к моменту окончания Первой мировой войны Российского императорского флота уже не было, да и Российской империи тоже. 16 апреля 1917 года он был упразднен, хотя сам флот фактически продолжал существовать. Однако положение дел на флоте было более чем плачевным. Часть кораблей была захвачена немцами, часть затоплена по приказанию Ленина. В ходе Гражданской войны русским морякам приходилось сражаться на стороне красных, белых и Украинской державы, которая получила часть захваченных немцами кораблей Черноморского флота. После победы большевиков, оставшиеся корабли вошли в состав будущего ВМФ СССР.

Военно-Морской Флот СССР был создан из остатков Российского императорского флота, который был почти полностью уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны.
В период революции моряки массово покидали свои корабли, а офицеры были частично репрессированы или убиты, частично присоединились к Белому движению или ушли в отставку. Работы по постройке кораблей были остановлены.
Моряки Балтийского флота активно участвовали в Октябрьской революции, а первым кораблём революционного флота часто называют крейсер «Аврора», холостой выстрел которого послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Однако были и другие корабли Российского императорского флота, которые перешли под контроль большевиков в то же время.

В 1941 году в результате нападения армии нацистской Германии на Советский Союз, армия Советского Союза понесла огромные потери, множество моряков были переведены в сухопутные войска, а морские орудия сняты с кораблей и превращены в береговые. Особенно важную роль на суше моряки сыграли в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе и Ленинград.
К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот.
Кроме того, в его состав входили Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии. Боевую мощь флота определяли 3 линкора, 7 крейсеров, 44 лидера и эскадренных миноносца, 24 сторожевых корабля, 130 подводных лодок и более 200 кораблей различных классов – канонерки, мониторы, торпедные катера, вспомогательные суда….. 1433 самолета насчитывала морская авиация….
Силы Краснознаменного Балтийского флота составляли 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 71 подводная лодка и более 100 кораблей класса поменьше – сторожевики, тральщики, торпедные катера и другие. Приданная флоту авиация насчитывала 656 самолетов.
Северный флот, образованный в 1933 году к 1941 году имел 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, всего 15 подлодок. ВВС флота имел в своем распоряжении 116 самолетов, но половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. На кораблях и в частях флота насчитывалось 28 тысяч 381 человек личного состава.
К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.
В состав ТОФа входили: 2 лидера эскадренных миноносцев — «Баку» и «Тбилиси», 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов.
   С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ.
В августе 41-го, после нападения гитлеровцев, в распоряжение ВМФ были «откомандированы», пройдя соответствующее переоборудование и вооружение, 791 гражданское судно и 251 корабль пограничной охраны. Для нужд «краснознаменного флота» было сформировано 228 батарей береговой обороны, 218 зенитных батарей и три бронепоезда.

В период (1955 — 1967 гг.) в  России строительство боевых кораблей велось с учетом опыта минувшей войны. За короткий срок была восстановлена судостроительная база, пришли молодые ученые и конструкторы. До конца 50-х гг. были достроены и построены 5 крейсеров, 12 эсминцев, 60 ПЛ, много других кораблей и судов. Быстро велись научные разработки.
В ВМФ происходит переход к строительству атомных подводных ракетоносцев, оснащение ракетным оружием надводных кораблей и катеров.
 В 1958 г. была построена первая в нашей стране атомная ПЛ «Ленинский комсомол». В 1955 г. был осуществлен первый старт баллистической ракеты с ПЛ, а к началу 60-х гг. в составе ВМФ находилось 10 ПЛ этого класса. Начинается создание АПЛ с титановыми корпусами, оснащение надводных кораблей (НК) ракетным оружием.
 В 1960 — 1965 гг. был создан новый класс НК — ракетные крейсера типа «Грозный». Флот начинает оснащаться корабельными вертолетами. На корабли устанавливаются комплексы зенитных управляемых ракет. На смену паротурбинным пришли газотурбинные двигатели. Были развернуты работы по созданию противолодочных кораблей и ПЛ. В эти годы создавалось так называемое «первое поколение» к
Годы с 1967 по 1979 характеризуются созданием сбалансированного океанского флота  и вступления в строй первых атомных подводных лодок 2-го поколения и противолодочного крейсера-вертолетоносца «Москва». Этот этап характеризуется развернутым серийным строительством атомных ПЛ и надводных кораблей 2-го поколения, в том числе авианесущих и оснащенных вертолетами постоянного базирования, началом серийного строительства кораблей с динамическими принципами поддержания и др. Были созданы морские стратегические силы. За этот период было построено 170 ПЛ, в том числе 122 атомные, два крейсера-вертолетоносца, два первых тяжелых авианесущих крейсера типа «Киев», которые вначале создавались как противолодочные, экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет»; его создатель Р.Е. Алексеев предполагал, что в будущем появятся еще большие экранопланы) взлетной массой 450 т со скоростью 450 км/час. Новыми для нас были катера и малые корабли с динамическими принципами поддержания. Гражданское судостроение подошло к апогею своего развития. Начался переход от постройки грузовых судов традиционных типов к принципиально новым, специализированным: контейнеровозам, пакетовозам, судам с горизонтальной грузообработкой, нефтерудовозам.
К середине 70-х гг. в основном завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, определились перспективы их развития. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации приступили к созданию кораблей 3-го поколения. В эти годы уже четко сформировались основные концепции по строительству ракетно-ядерного океанского флота, способного решать боевые задачи в любой точке Мирового океана. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения, являющиеся основой ВМФ, представляли собой наиболее маневренную и защищенную часть ядерных сил и обеспечивали паритет с США и другими странами НАТО. С середины 70-х гг. гражданское судостроение постепенно сокращается. В 1976 — 1980 гг. число построенных судов сократилось в 1,5 раза, а суммарный дедвейт — примерно на 300 тыс. т (до 2450 тыс. т). Почти на 200 ед. (на 30 %) сократился объем строительства промысловых судов, хотя их мощность осталась на прежнем уровне. Кстати, в эти годы наблюдался кризис во всем мировом судостроении и судоходстве, и на нашей стране он отразился, пожалуй, меньше, чем на многих других. Из судов этого периода наиболее «заметным» был крупнотоннажный газотурбоход «Капитан Смирнов», развивавший скорость 25 уз. Представляют интерес также экологически чистые танкеры типа «Победа» дедвейтом 25 тыс. т с двойной обшивкой и нефтенавалочники типа «Борис Бутома» дедвейтом 100 тыс. т, способные в одном направлении перевозить нефть, в обратном – руду или другие навалочные грузы.
Началом следующего этапа считается 1980 г., когда стали вступать в строй наиболее совершенные подводные лодки и надводные корабли 3-го поколения, качественно превосходящие своих предшественников, в том числе крупнейшие в мире ПЛ – 6 трехкорпусных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта (пр.) 941 «Акула» водоизмещением свыше 25000 т с 20 межконтинентальными баллистическими ракетами, каждая из которых имеет массу 90 т и несет по 10 боевых блоков (система «Тайфун»). Всего за 10 лет было построено 15 атомных подводных ракетоносцев. Построены новые ударные ПЛ пр. 949 водоизмещением 13600 т с 24 дальнобойными противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», не имеющими аналогов за рубежом (подобная ПЛ «Курск» затонула в 2000 г.). Продолжалось строительство многоцелевых АПЛ с ракетоторпедным вооружением, в том числе пр. 945 с титановым корпусом и пр. 971, водоизмещение которых свыше 7000 т. Построенная в 1980 г. опытная ПЛ «Комсомолец» с титановым корпусом (к сожалению, трагически погибшая) имела рекордную глубину погружения — около 1000 м. Новейшие отечественные ПЛ по своей скрытности уже не уступают лучшим иностранным, а дизель-электрические ПЛ пр. 877 «Варшавянка» признаются самыми малошумными в мире. Всего с 1980 г. было построено около 130 ПЛ, в том числе 74 атомных. Последовательно совершенствовались авианесущие корабли, последний из которых — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» имеет водоизмещение 55000 т. На нем базируются до 50 самолетов с трамплинным взлетом и вертолетов. Второй корабль этого типа «Варяг» остался недостроенным в Николаеве (продан в Китай Украиной, а «Варягом» назван крейсер типа «Слава» — «Червона Украина»); следующий — атомный авианосец «Ульяновск» пр. 11437 водоизмещением 75000 т — был разобран на стапеле при готовности 20 %. На смену ракетным крейсерам 2-го поколения пришли тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») пр. 1144 водоизмещением около 24000 т, оснащенный противокорабельным (20 ракет «Гранит»), зенитным и противолодочным ракетным оружием и ракетный крейсер «Слава». Крейсер «Киров» стал первым в отечественном флоте надводным кораблем (НК) с АЭУ и наиболее мощным НК своего класса в мире. В 1996 г. завершено строительство четвертого корабля этого типа — «Петр Великий». Семейство больших противолодочных кораблей пополнилось кораблями типов «Удалой» и «Неустрашимый». После продолжительного перерыва на флот стали поступать эсминцы типа «Современный». Строились также ракетные крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы, десантные корабли, уникальный корабль измерительного комплекса (КИК) атомоход «Урал» пр. 1941 водоизмещением свыше 30000 т и два КИК типа «Маршал Неделин» водоизмещением около 20000 т (входивший в состав Тихоокеанского флота «Маршал Неделин» списан на металлолом, а «Урал» отправлен в отстой).
В XI пятилетке (1981 — 1985 гг.) строительство морских транспортных судов сократилось еще в 1,5 раза по количеству и на 30 % по суммарному дедвейту, составив лишь 88 судов дедвейтом около 1850 тыс. т. В этот период временно прекращается строительство транспортных судов на Выборгском судостроительном заводе, который переориентировался на строительство плавучих буровых установок. Прекращается строительство транспортных судов на Балтийском заводе, практически прекращает строить гражданские суда Ленинградское Адмиралтейское объединение, сокращается гражданское судостроение на Черноморском судостроительном заводе и на заводе имени Жданова (ныне Северная верфь). Среди судов этого периода отметим лихтеровоз «Алексей Косыгин» водоизмещением свыше 60000 т, построенный из двух половин (состыкованных на плаву) в Херсоне. Объем строительства промысловых судов сократился на 100 ед. и на 60 тыс. кВт суммарной мощности.
   К 1991 г. в составе ВМФ СССР имелось более 1000 кораблей основных классов, в том числе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, АПЛ других классов, авианесущие крейсера и т.д. Такой флот обеспечивал СССР статус великой морской державы. Судостроительная отрасль при полной загрузке могла обеспечить годовой выпуск кораблей для ВМФ общим водоизмещением около 200 тыс. т, а судов и плавсооружений для народного хозяйства общим водоизмещением 700 — 900 тыс. т, в том числе на экспорт. Уровень судостроения СССР в целом отвечал мировому, за исключением радиоэлектроники и отдельных комплектующих изделий. Недостаточно были развиты системы базирования, ремонта и эксплуатации кораблей.
В настоящее время в мире существенно перераспределились акценты в направлениях дальнейшего развития военно-морских флотов. Прекратилось противостояние двух политических систем, но на смену ему пришли локальные конфликты и региональные очаги напряженности. Заметно изменилась экономическая ситуация. Глубокий кризис охватил страны Восточной Европы, что отразилось и на других странах мира. Подверглись сокращению корабельный состав наиболее крупных флотов и планы их строительства. Но наблюдается оживление в странах «третьего мира», особенно в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Изменилась стратегическая направленность развития флотов основных морских государств. Идет отказ от ориентации крупных военных флотов на участие в глобальной ракетно-ядерной войне, приоритет отдается ведению локальных или обычных масштабных войн, как правило, на блоковой основе. Всё отчетливее проявляется тенденция к перенацеливанию ударных сил флота на наземные цели.
Возрождение флота — Путин берет пример с Петра Великого!
Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении основ госполитики России в области военно-морской деятельности. Они, согласно документу, опубликованному на интернет-портале правовой информации, будут действовать до 2030 года. В официальной бумаге в качестве «основных угроз и опасностей» национальной безопасности страны в том числе названо «стремление ряда государств, прежде всего США и их союзников, к доминированию в Мировом океане», а также их желание достичь «подавляющего превосходства своих военно-морских сил».
Кроме того, «угрозой» российские власти, согласно утвержденному документу, считают «наличие очагов эскалации вооруженных конфликтов на территориях, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации и ее союзников».
«Россия не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-морским флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям», — утверждается в документе.
Это, согласно указу, должно быть достигнуто за счет «поддержания оперативных и боевых возможностей Военно-морского флота на уровне, обеспечивающем ему одну из лидирующих позиций в мире», а также посредством «развития  способности ВМФ к поражению наземных объектов как обычным, так и ядерным оружием».
В частности, основу вооружения сил ВМФ «на период до 2025 года» должны составить «высокоточные ракеты и роботизированные средства различного назначения». «В том числе атомные необитаемые подводные аппараты», — уточняется в документе.
Кроме того, согласно указу Путина, в России планируется «создание морского авианесущего комплекса перспективных боевых надводных кораблей и подводных лодок (боевых платформ)». Также, как отмечается в официальной бумаге, в России должны появиться «глубоководные морские системы нового поколения».
Тем временем «повышение оперативных и боевых возможностей Черноморского флота», согласно указу, предполагается осуществить «за счет развития на территории Крыма межвидовой группировки войск».
Кроме того, к 2030 году Россия, как отмечается в официальной бумаге, «должна обладать на всех стратегических направлениях мощными сбалансированными флотами, оснащенными эффективным ударным высокоточным оружием».
В настоящий момент в состав ВМФ России входит только один авианесущий крейсер — «Адмирал Кузнецов».
   В состав Военно-морского флота России до 2020 года войдет 51 современный боевой корабль и 24 подводные лодки.
К 2020 году будут введены «восемь атомных подводных ракетоносцев проекта «Борей».   
 Путин даёт указание, что все 49 кораблей и все подводные лодки должны быть  построены именно на отечественных верфях. — Специально обращаю на это внимание, чтобы раз и навсегда прекратить всякие спекуляции на тему, что флот будет строиться на зарубежных верфях, — говорит  Путин.   
Путин говорит, что возобновление серийного строительства кораблей нового поколения должно сопровождаться модернизацией судостроительных и других предприятий.
И вот Россия начала строить невиданные доселе подводные лодки!
Подводные лодки проекта 677 «Лада» предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с Воздухонезависимой Энергетической Установкой (ВНЭУ) как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.
«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.
Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ – Воздухо-Независимая Энергетическая Установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» – «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.

Ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» – ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!
Она способна наносить залповые торпедно-ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счёт уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность – 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.
До 2020 года российский флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения. Развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.
Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях, гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.
Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

26 июля 2020 года в России Праздник  День  Военно – морского Флота!
Российские военные корабли  готовятся к параду и завершили переход, за которым следили во всех странах.

Как пройдёт Военно — морской парад 2020 года мы увидим!

Флагман Северного флота, тяжелый крейсер «Петр Великий», и самая большая в мире подводная лодка, «Дмитрий Донской», уже готовы принять участие в главном параде в честь Дня Военно-морского флота.





 


Рецензии
хрень полная

Йоська Кацман   25.07.2020 16:01     Заявить о нарушении