Сплав по бурным рекам

       Как-то за два-три сезона мне удалось побывать на реках практически всех категорий сложности.

       Первой была всем известная подмосковная Каширка. Категория ноль, с элементами один. Шесть человек, два дня. Опыта у нас не было вовсе. Были только что купленные лодки «Салют два». Мы приехали на речку к вечеру, везде лежали остатки снега, переночевали в лодках – вот идиоты, конечно, было очень холодно, одежда была у нас смешная, студенческий задор, и с утра двинулись вниз по течению. Через полчаса, мы все благополучно перевернулись и намокли. Опыта не было совсем, мы не знали даже азов. Быстренько собрали лодки, выпили по полстакану водки и бодро зашагали на электричку. И никто даже не чихнул от таких переохлаждений. Через несколько лет, удалось несколько раз «покорить» Каширку, и вернуть собственное достоинство. Хочу сказать несколько слов для будущих покорителей Каширки, не расслабляйтесь, не считайте её неопасной, категория ноль это только на бумаге, вода всегда опасна. Там тоже легко можно потерять жизнь, а уж сколько лодок там река накручивает ежегодно вокруг деревьев.

       Следующая река – Мста. Шесть человек, два-три дня. Мощная, в некоторых местах довольно широкая, вроде бы второй категории сложности, пороги – некоторые искусственного происхождения.

       Юрюзань. Уральская река, прошли около 150-200 км. Шесть человек, 30 дней. ПСН-10 (плот спасательный надувной на десять человек) обшили сухостойными бревнами, оборудовали рулевыми веслами. На ночь приставали к берегу, хотя костер можно было разводить и на самом плоту. Река протекает по необыкновенно живописным местам. Лесосплавная река. Первая категория, но опасностей, конечно, хватает. Особенно в тех местах, где деревья ловят стальными тросами и накапливают в хранилищах. Огромное удовольствие от сплава. По дороге лазили в пещеры в горах, некоторые были достаточно протяженными.
Охта. Карелия, вначале озера, озера. Восемь человек, 30 дней. Дальше река становится сильнее. Третья категория сложности, пороги – третьей, четвертой и пятой категории. Особняком стоит водопад Кивиристи, народ там гибнул регулярно, плохие лодки, отсутствие спасательного снаряжения в то время. Мы его обнесли, у нас на лодках даже не было фартуков. Думаю, сейчас все обстоит гораздо лучше. Последний порог – Охта-порог. Мой напарник Аркадий вынужден уехать раньше. Уговариваю Юлика пройти со мной этот порог. Юлик физически очень крепкий парень, хотя говорит, что никогда ничего специально не качал. Трогаю его бицепсы, не такие уж и большие, но при этом понимаю, что это другая форма жизни. Он не сразу, но соглашается. Мы ходим, смотрим порог, очень удобно там было всё для просмотра. Смотрим, как проходят другие. Через раз, или лодка вдребезги, или просто перевернулись. Наконец, садимся в байдарку, Юлик впереди, я – рулевым. Перед порогом небольшое озеро, сам порог не виден, потому что он ниже поверхности озера на полтора-два метра. Непонятно даже куда двигаться, ну, я так, на ощупь рулю. Спрашиваю Юлика, «ты что-нибудь видишь»? Он говорит: «Нет, у меня вообще дефект зрения, я в центре не вижу ничего». Ексель-стаксель, думаю, назад уже не развернешься. Ладно, слушай только мои команды, кричу ему. И тут мы падаем в порог. Влево, кричу. Юлик ставит весло в воду и одним движением вытягивает лодку влево, я только подруливаю. В следующую секунду кричу, вправо. Лодка, как на моторе, становится вправо. Снова влево. А дальше надо было проскакивать мощный вал на большой скорости прямо. Юлик, кричу прямо, прямо. И мы как атомный ледокол Ленин прём прямо и пробиваем вал, и всё что после него там было. Другая форма жизни. Юлик, спрашиваю, почему ты мне не сказал про глаза. Не хотел, тебя расстраивать, говорит.

       Кодори. Река в Абхазии. Не повернется язык назвать эту реку двоечкой. Ее особенность - мгновенные изменения ситуации на реке. Прошел дождь, река вздулась, вода черная, валы настолько мощные, что хочется просто стоять на берегу и просто смотреть на реку. В памяти до сих пор яркая картинка такая. Один раз она чуть не смыла нас во время ночевки. Ярче всего помню самый сложный порог, не помню название его, долго ходим, смотрим его, коленки дрожат по-полной, среди нас нет опытных людей. Наконец садимся в лодку и… проходим неплохо. Счастье.

       Каа-Хем. Один из двух основных рукавов, образующих реку Енисей. Восемь человек, 45 дней. В нижнем течении, перед слиянием с Бий-Хемом, мощнейшая река. Третья категория, пороги – третьей, четвертой и пятой категории. Невероятная заброска на маршрут. Поезд до Абакана, автобус от Абакана до Кызыла, дальше нанимали машину. Забросились на плато, две тысячи метров над уровнем моря, наша речка – маленький ручеек. Пять дней ждали попутной машины, потом ехали, ехали. Наконец, поселок Кунгуртук. Наша река всё ещё большой ручей. Ночуем и нанимаем лошадей, для перевозки грузов. Лошаденки маленькие и когда мы грузим на них наши огромные рюкзаки, немножко стоят, а потом ложатся на землю. Опять пару дней ждем машину. Проезжаем км 40-50, дальше машина не хочет ехать. Но мы уже можем собрать лодки, и сплавлять их по течению с грузом. Наконец, воды начинает хватать для полноценного сплава. У нас ПСН -10 и три байдарки. Нам предстоит 300-350 км полной ненаселенки. Это придает дополнительный драматизм путешествию. И вскоре – первый адреналин. Землетрясение. Мы остановились на перекус в довольно узком ущелье. Все сидим, кто на чем, кушаем бутерброды. Вдруг все бросаются кто куда, я бросился к реке на большой камень. Инстинктивно. Землетрясение, гул, потряхивание. Со склонов начинают падать камни и небольшие утесы. Мы смотрим на склоны, не летит ли что-нибудь на нас. Но все обходится хорошо. Постепенно река набирает мощь. И вскоре на деревьях появляются первые надписи о погибших. Действует, конечно. На каком-то серьезном пороге у нас первое серьезное ЧП. Проходим его по всем правилам, ниже в относительно спокойном месте стоят два уровня страховки. После прохода последней лодки, страховщики начинают расходиться. Вдруг крик, смотрим, лодка перевернулась на спокойной воде. Один парень очень опытный, второй – не очень. Что могло случиться? Бросаемся все с веревками, и вытаскиваем их на берег прямо перед следующим порогом. У того, кто не очень опытный – вывих плечевого сустава, от боли он сильно дернулся, и перевернул лодку. Опытный от неожиданности не успел откренить. День стояли, отдыхали, но ещё несколько дней неопытный не мог грести. Второе ЧП, опытного мужика падающее бревно ударило по бедру. Гематома сантиметров 20-25, страшно смотреть. Теоретически возможна гангрена. Лекарств по этому поводу не было вообще. Часов через 12 он начал делать компрессы с мочой, через 10-12 дней был как новенький. Запомнил на всю жизнь. В лесах полно ягоды. Крупная жимолость, красная и черная смородина. Карта реки у нас слабенькая, неполная. На полной скорости, без просмотра врезаемся в мощнейший порог, помню огромные закручивающиеся валы с проходами, куда можно заглядывать. Одна из последних лодок оказывается в другой стороне, видим, как она переворачивается через нос, такой масштаб порога, и исчезает. Затаив дыхание смотрим, наконец, что-то показывается на поверхности воды. Вылавливаем людей и лодку. Люди оглушенные, практически беспомощные и без движения. Это всё за несколько минут. Растираем, отогреваем их. За пять-десять километров до слияния с Бий-Хемом – поселок староверов. Мы его видим из лодок, и становимся на ночлег в километре от поселка, ниже по течению. Через час к нам пристает моторная лодка с мужчиной. Он интересуется у нас, не надо ли нам чего-нибудь. Мы сначала говорим, что всё есть, а потом просим молока. Едем в поселок, всё очень аккуратно у них – дома, постройки, заборы. Мужчина очень спокойный и немногословный, русые волосы, крестьянская русская одежда. Дали нам молока, сметаны и масла. Денег не взяли. Ниже поселка, мощный порог, по-мойму, Красная горка называется. Мужчины из поселка проходят порог на лодках, с двумя моторами «Вихрь» двадцати-двадцати пяти сильными. Неслабое испытание каждый раз. Единственная связь с большой землей. Один – два раза в неделю. Редко, но случается гибель людей. На следующий день мы проходим этот порог. Места очень живописные, в месте слияния Каа-Хема и Бий-Хема становимся на двухдневный отдых. В Бий-Хеме вода зеленоватая и прозрачная, купаемся, загораем. Ловим рыбу, собираем ягоды. Спать ложимся на горном кряже в спальниках. Звезды, крупные, разноцветные. Все восемь человек одновременно замечают НЛО. Яркая звездочка летит на огромной скорости по замысловатой траектории. Незамедляясь, НЛО совершает зигзаги на большой одинаковой скорости. Физики среди нас сразу начинают что-то вычислять и говорят, что это невозможно. Но я уже засыпаю. На следующий день все разбредаются, кто куда. Мы с одним парнем отправляемся на курумники. Курумники – это огромные осыпи, состоящие из гигантских черных каменных глыб. Мы начинаем пересекать одну из таких осыпей. Парень идет впереди, я за ним. Он касается рукой одной из глыб, находящихся чуть выше нашего пути. И вдруг она приходит в движение. Я еле успеваю отпрыгнуть назад. А глыба, на мгновение, замерев на краю, со страшным грохотом начинает падать вниз. Мы как зайцы, бежим в разные стороны, потому что инстинктивно боимся осыпания и других глыб. Многотонная глыба прыгает как мячик, но к нашему счастью, большинство других глыб остается на месте. Эхо разносится по ущельям. После слияния двух рек, Енисей мощная река, и без особых приключений мы достигаем конечного пункта назначения. Дальше снова автобус и поезд до Москвы. Я вроде бы сдал экзамен на вшивость, и руководитель группы приглашает меня на следующий год на Большую Лабу – реку высшей, шестой категории сложности.

       Большая Лаба. Карачаево-Черкесия, Краснодарский край. Десять человек, больше трех недель. Третья категория, пороги – четвертой, пятой и шестой категории. У нас самодельный шестиместный плот, водоизмещением две тонны, ЛАС-3 (трехместная спасательная лодка), и байдарка. Поезд, машины и мы на реке. Май, все зеленое и красивое. Карта опять никакая. Мы забросились с запасом, повыше участка реки с порогами. Начинаем спуск, река довольно спокойная и мы, осмелев, начинаем шутить, нам кажется, что мы уже начали сплав по участку с порогами. Плот большой, мы плывем на нем, как на троллейбусе. И вдруг бац, шутки кончились. Идем осматривать первый порог, и когда возвращаемся и собираемся вместе, у самых опытных мужиков дрожат колени. Внезапная мощь реки и запредельная опасность порогов. Каньончики, огромные «бочки», сложные мощные пороги, мощнейшие шиверы – всё буквально понатыкано на протяжении километра. Очень трудно подготовится к прохождению. Невозможно развернуть страховку. Благоразумно решаем, что идет по реке только плот. Ощущение «плота-троллейбуса» мгновенно исчезает, его сменяет ощущение полной уязвимости. Все остальное обносим. С большим трудом проходим первое препятствие, дальше всё тоже нелегче. Что-то обносим, что-то проходим небольшими кусочками. Наконец, главный момент. Порог, который решили проходить, находится перед двух-трех километровым каньоном, заканчивающимся мощнейшим четырехметровым водопадом. Который весь утыкан каменными зубьями. При осмотре его подходят местные жители и рассказывают, что большой плот вдребезги разбился буквально неделю назад. И все люди погибли. Вообщем весело. Решаем, что порог будем проходить ЛАСом. Плот проходит его и становится на страховку в самом начале каньона. Я и ещё два парня садимся в лодку, у нас гидрокостюмы, спасики правда хреновые, воздушные пузыри спереди, на груди. Только у Андрея, самого нашего опытного члена экипажа, спасик правильный, воздушные пузыри на спине. Всё это сыграет роль в нашем спасении. У нас есть около полукилометра, для правильного захода в порог. Метров за сто до входа в порог, мы замечаем по курсу, огромную «бочку». Я спрашиваю Андрея, с какой стороны будем обходить. Он молчит, может быть, все его мысли о пороге. Я второй раз спрашиваю его. Он молчит. И мы входим в эту «бочку». Она невиданного размера, лодка складывается пополам и потом с огромной силой выстреливает нами. Мы летим по воздуху, как бобики, кто куда. Время останавливается. Входим в порог в воде. Неизвестно через сколько времени, я обнаруживаю себя под перевернутой лодкой, жадно всасывающего воздух. Через мгновение новый кульбит от нового участка порога. Интересное состояние, от «бочки» и до финальной точки тебя «нет», нет ощущения времени, нет черного ящика, ни один жизненный параметр не фиксируется. И вот финал, мы на относительно спокойном участке реки длиной метров сто пятьдесят-двести, в конце которого нас поджидает наш спасательный большой плот. Дальше уже упоминавшийся, двух-трех километровый каньон, заканчивающийся мощнейшим четырехметровым водопадом. Каньон очень узкий, смертельно опасный, там нет мест, где можно хоть как-то пристать или вылезти на берег. Только напряженная, как стальная лента, мощнейшая струя воды из-за большого перепада высот и сложнейшие препятствия. Нам нужно быстренько вернуться на лодку и успеть пристать к берегу. Лодка перевернута, Андрей ближе всех к лодке, его правильный спасик дает ему возможность быстро вылезти на лодку. Я дальше всех по течению, плыву изо всех сил, к лодке, но скорость течения километров 15-18, быстро соображаю, что надо выйти из струи, сразу приближаюсь к лодке, и ребята втаскивают меня на лодку, у нас одно весло на троих. Всё это длится секунды. Мы успеваем пристать к берегу за 10-15 метров до входа в каньон. Одну ногу я ставлю на землю, и смотрю на синее небо и зеленую листву. Жадно хватаю ртом воздух, сердце бешено бьется. Острое ощущение счастья и ценности жизни. Люди с плота подходят к нам, мы обнимаемся, все счастливы. Потому что они тоже были на краю гибели. Если бы что-то пошло не так, и плот начал бы нас начал спасать, мы все, со стопроцентной вероятностью оказались бы в каньоне, и через несколько минут в водопаде. Вероятность выжить минимальная. Адреналина после этого похода у меня накопилось столько, что я принял решение больше не ходить по сложным рекам. Я понял, что этим имеет смысл заниматься только профессионально, то есть целый год вести подготовку: силовую и иную. Готовить спасательно-страховочное оборудование. В то время никаких таких особых возможностей у меня не было. В противном случае, такие походы очень смахивали на попытку самоубийства.


Рецензии