Богудухновенность
Резонно сравнить Библию с основными текстами других религий: такое сравнение позволяет увидеть, что люди разных вероисповеданий почитают священные в их религиях тексты как «данные свыше», дарованные соответствующим той или иной религии божеством: Ал-Коран – книга Пророка продиктована ему по воле Аллаха, индуистские Веды дарованы высшими в индуизме силами, Алмазная сутра («Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, как удар молнии») дана Буддой, обладающим высшим знанием.
Сравнение Библии с нерелигиозной литературой позволяет, на первый взгляд, провести отчетливую линию между теми сочинениями, в которых осмысляется жизнь людей в её многообразии, с одной стороны, и Библией, в которой человеческая жизнь – тоже взятая в ее многообразии – осмыслена по отношению к Творцу и Создателю мира. В «мирских» произведениях авторы – порой гениальные авторы! – страстно воспевают любовь, отстаивают возвышенные идеалы, высмеивают и в иных формах отрицают то, что на их взгляд недостойно человека. Но и в этом случае беспристрастный подход не позволяет провести демаркацию между Библией и «мирскими» произведениями.
Беспристрастный взгляд может быть основан на двух принципах: на полном отрицании какого-либо сверхъестественного высшего участия в человеческой жизни и на признании, что существует некая сущность или сила (без уточнения её природы), которая участвует в человеческой деятельности как практической, так и интеллектуальной. Первый подход обозначается как атеистический, второй – как агностический, наиболее сейчас, на мой взгляд, распространенный. Не вторгаясь в особенности каждого из этих подходов, отмечу их единство в том случае, когда речь заходит об отличении священного текста (не имеет значения, какой религии) и текста профанного, не священного. Любые тексты в таком случае теряют свою уникальность, поскольку они создаются для выражения интересов – в том числе, возвышенных интересов, – людей, которые вытекают либо из материальных потребностей (атеизм), либо – под воздействием неизвестного и неопределенного некоего высшего существа (агностицизм). И в первом, и во втором случаях тексты возникают в результате действия надындивидуальных сил, существующих и сформированных за пределами индивида; индивид (автор) осуществляет лишь окончательную более или менее адекватную реализацию этого интереса в слове, поэтому нет никакого различия между Библией и, скажем, Упанишадами, романом «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле или «Манифестом коммунистической партии» Маркса и Энгельса…
Уникальность Библии можно определить лишь при других исходных позициях – при иной аксиоматике мировоззрения. Уникальность Библии тогда может быть определена через её богодухновенность, а богодухновенность, в свою очередь, может быть принята как основание нашего умозаключения только в том случае, если мы принимаем в качестве истины, не требующей специальных доказательств, Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего… В этом случае становятся истинными разделение Библии на Ветхий и Новый заветы, а эти две основные её части – на составляющие их разделы. При этом условии принимается целостность, смысловое единство всего текста Библии.
Тогда проясняется вопрос об человеческом участии в создании Библии – т. е. об авторстве отдельных её частей, о том, почему, на основании каких критериев, были избраны те или иные люди, чтобы стать её авторами. Наиболее ярко, на мой взгляд, говорит об избранничистве Книга порока Ионы: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Книга пророка Ионы, 1:3). Здесь показано активное нежелание и даже сопротивление повелению Господа идти и пророчествовать, и здесь же мы узнаем о том, что Господь может «убедить» избранного своего исполнить Его волю. Значением этого библейского эпизода тем более важно, что Сам Господь говорит о знамении пророка Ионы, порицая тех, кто уклоняется от Его воли: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мтф. 12:39). Не менее выразителен пример Савла, превратившего по воле Божией, в Павла. Но сказанное относится не только к людям, через которых была создана Библия, – сказанное относится и к тем, кто может и кто должен воспринять Библию, т. е. к нам.
Свидетельство о публикации №120072402885