1. 2. Логический конец

- Пап, а почему автомобиль едет, что его двигает?

- Почему едет? Ну-у-у, - мужчина задумывается на секунду, другую: прикидывает в уме, как попонятней и подоходчивей объяснить шестилетнему ребёнку то, что требует знаний и по физике и по химии, объяснить так, чтобы малыш уловил суть дела.

- Ну... вот смотри: автомобиль - он почти как человек... Не в том, разумеется, смысле, что он живой, а в том, что для того чтобы он двигался, ему нужна внутренняя сила, как нужна такая сила и людям для того, чтобы они ходили, бегали, шевелили руками и крутили головой. А ведь ты, наверное, уже и сам знаешь, откуда у людей берутся силёнки?

- Знаю, знаю:  кто кашу ест, тот и сильный!

- Правильно. Но не только кашу, но и котлеты, и картошку, и курятину, и овощи с фруктами. И как для людей еда является причиной появления у них силы, точно так же и для автомобилей - тоже "пища", но уже своя - бензин.

Мальчик затихает, осмысливая услышанное...

Отец же, вдохновлённый успехом своей "преподавательской деятельности", увлечённо развивает тему дальше.

- Смотри как интересно: человеку, чтобы жить, чтобы иметь силу, необходимо есть, и он питается ёдой - животными и растениями. Но и сами животные, тоже должны есть, чтобы жить, чтобы иметь силу. И поэтому одни звери - такие как тигр, волк или лисица - охотятся и едят животных, а другие - такие как слон, зайцы и корова - питаются растениями и травой. Первые называются хищниками, а вторые...

- Травоядными! - нам в садике про это рассказывали, - сын страшно доволен тем, что тоже уже много чего знает.

Папа, спрашивает с улыбкой:

- А рассказывали ли вам в садике про то, откуда растения берут силу?

- Н-е-ет...

- Ну тогда слушай внимательно... У растений тоже есть своя "пища", дающая им силу. Они из земли корнями, как насосами, втягивают в себя полезные вещества, растворённые в воде, и ... - мужчина трёт рукой подбородок, как будто засомневавшись в чём-то... Но через секунду продолжает, сперва всё ещё немного раздумывая, а к концу фразы уже совершенно уверенно, - Да... вот именно... из земли они... конечно же, берут лишь полезные вещества, а уж силу-то получают от солнечного света или, по-научному, от солнечной энергии... (Herba est ex luce",
- промелькнуло у него в голове, и он остался очень доволен тем, что он вспомнил это латинское изречение: "Растение черпает силу из света"). И "пища" машин - бензин - вырабатывается людьми из нефти, которая ни что иное как перегнившие глубоко под землёй растения, получившие ранее, как я уже сказал, свою силу от солнечного света. Так что, любая сила на Земле - и у растений, и у животных, и у человека, и у разного рода машин, в конечном итоге, появляется от нашего светила, - папа, прикрыв ладонью одной руки глаза, другой указывает наверх и многозначительно замолкает - он вполне удовлетворён своим объяснением.

Мальчик тоже поднимает голову.

- А-а-а... - понимающе произносит он. И через мгновение добавляет, - А Солнце где свою силу берёт?

- Солнце?.. Э, брат, я, конечно, тебе сейчас скажу, - на лице папы появляется добродушная улыбка, - да ты только, пожалуй, этого ещё не поймёшь; придётся тебе пока принять мои слова на веру, а потом в школе ты всё изучишь сам... У Солнца сила или, правильнее сказать, энергия появляется в процессе ядерного превращения одного химического элемента в другой, а если конкретно, то водорода в гелий. Но ты этого, разумеется, совсем не понимаешь...

- Почему не понимаю? Понимаю - сила у Солнца от водорода.

Отец снисходительно смотрит на своего ребёнка, осознавая, что сын уже ничего не осмысливает в его объяснении, и что пора этот разговор заканчивать.

Но малыш продолжает проявлять любопытство:

- А водород свою силу где берёт?

- Где берёт?.. - оказывается, что у отца нет готового ответа на последнее "где": он задумывается, уходит в себя, углубляется в размышления...

Сын, устав от ожидания, нетерпеливо дёргает его за рукав:

- Пап, а пап! Водород-то где свою силу берёт?

Мужчина собирается уже произнести что-то о квантах и кварках, физическом вакууме и теории Большого взрыва, но, предвидя нескончаемую вереницу сыновьих "А где?", так и не решается сделать это: он понимает, что не сможет - самому себе на удивление! - довести до логического конца ответ на, казалось бы, вполне безобидный для него детский вопрос: "Почему едет автомобиль?".   


Рецензии
От души посмеялась:)):)):))Алиса спрашивает у мамы: Где я была, когда меня не было? Дети непосредственные в своих вопросах и сразу ответить порой сложно. Каждое поколение всё умнее и умнее:)) С улыбашками,

Людмила Заикина 2   13.08.2021 11:12     Заявить о нарушении
Людмила, а ведь правда, где Алиса была, когда её не было?!!!!!! С уважением, Владимир. PS Людмила, спасибо огромное за прочтение, тёплые слова и улыбашки!!!

Володя Патрикеев   14.08.2021 01:36   Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2016/07/13/7631 Доброе утро! На выбор:))

Людмила Заикина 2   14.08.2021 07:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.