Один из лучших... Художник Владимир Лебедев

Картина: "Девушка с букетом".


Владимир Лебедев ( 14 мая 1891 г., Санкт-Петербург -  21 ноября 1967 г. , Санкт-Петербург) - русский и советский живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Владимир Васильевич Лебедев совсем юным пришёл в искусство. Можно сказать, что он определился как
художник уже в двадцать лет, когда начал сотрудничать в петербургских журналах "Сатирикон", "Аргус",
"Галчонок".  На их страницах им были собраны вереницы типов города, провинции, деревни - смешных,
уродливых, одеревенелых , без проблеска истинно человеческих свойств. Уже в ранних работах определил-
ся темперамент Лебедева-сатирика, получивший блистательное развитие в дальнейшем. Когда Бенуа в одной
из своих критических статей 1910-х годов упомянул о поколении молодых художников, в котором чувствова-
лись  "побеги новых произрастания", он имел ввиду и Лебедева , его броский стиль, редкую культуру. Так, в
первых сатирических рисунках очевидно знание художником японской гравюры, русского лубка, нового
французского искусства. Лебедев учился самостоятельно, учился на лучших образцах мирового искусства,
имея только кратковременный опыт занятий с педагогами. Постоянное, упорное штудирование натуры  было
особенностью Лебедева в течение всей его жизни. Постоянная тренировка развила цепкую зрительную па-
пять, острую и беспощадную наблюдательность - качества, ставшие необходимыми Лебедеву как художнику
политического плаката. В области плаката ему принадлежит роль не меньшая, чем Маяковскому.

После революции Лебедев был одним из активнейших сотрудников агитационно-плакатного отдела РОСТА в
Петрограде. Он автор сотен "Окон сатиры", шестисот плакатов на политические темы. А в годы Великой
Отечественной войны художник опять вернулся к плакаты и за два года выполнил около сорока "Окон ТАСС".

Сатира Лебедева полна убийственной меткости ("Торговка", "Мародёр"). Но посредством плаката у него была
не только сатира, но и героика. ( "Апофеоз рабочего", "Резка железа").

Техническая особенность художника - это работа сериями. Интенсивность переживаний, масштабы наблюде-
ний таковы, что не вписываются в рамки одного листа. Импульс художника не был коротким, ударным, он
методически развивался и варьировался. Его интересует бытие предмета в плоскостной пространстве -
следует серия интерьеров его ателье, где вещи одухотворены стихией света. Серия "Улица революции" 1922 -
это "бессмертное графическое выражение" протеста противчеловеческого  уродства, злость, насмешка.
"НЭП" - человеческая комедия мещанства. А вот - целая серия пародий: десятки рисунков на тему спорта
( "Девушка с букетом",  "Турецкие борцы"). Или -150 рисунков из серии "Акробатика" 1927, в которой мастер
улавливает богатство движений пластичного, тренировочного тела. Свинцовый карандаш, тушь, перо, лам-
новая копоть, гуашь - Лебедев ими пользовался свободно, смело, даже дерзко обощая форму.

Лебедев много иллюстрировал, начав в 1917 году с иллюстраций к книгам М. Горького, В. Скотта, Гоголя. В конце жизни иллюстрировал рассказы Короленко, Куприна, Чехова, Толстого.  Но самые замечательные его
достижения относятся к работе над детской книгой. Иллюстрации к "Слонёнку" Р.  Киплинга 1926 продемон-
стрировали новый художественный язык. Они строятся не на языке линий, а на языке масс и тональностей.
Ничто не нарушает иллюзию глубины. Предельная обобщенности контрастирует со скурпулезной детализа-
цией форм. Геометризация фигуры сочетается с округлыми живописными формами. Повествование, при всей
лаконичность, очень емкое, броское, увлекательное. Стиль художника остаётся своеобразным и тогда, когда
он использует ретроспективные мотивы в сказках "Медведь", " Три козла"; в  пещерной живописи эпохи палеолита в книге без текста "Охота"; в цирковых афишах в книге "Цирк".

Сближение с С. Я. Маршаком на всю жизнь стало творческим дуэтом художника и поэта. Лебедев не только
иллюстрировал книги Маршака, были случаи, когда замысел книги принадлежал художнику, а поэт делал
стихотворные подписи к его рисункам ( "Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня").

В 50 - 60-е годы в художественном языке Лебедева появляются иные интонации - глубокой проникновенно что, тихого музыкального повествования ("Тихая сказка", "Двенадцать месяцев" Маршака). Один из критиков
сравнивал судьбу Лебедева с судьбой О. Домье. Тот и другой вошли в историю искусства сначала только как графики.   В своей живописи Лебедев забывает о своём пафосе сатирика и становится лиричным ( портреты
Н. С. Надеждиной 1927, С. Д. Лебедевой 1935).  И здесь его не оставляет дар наблюдателя, который проявля-
ется в интеллектуальности живописи, совершенном мастерстве. Лебедев, бывавший в Париже, был поклонником Ренуара, что заметно по его живописи. И, надо отметить, что портреты Лебедева сравнимы с живописью Ренуара по красоте колорита и мастерству. Взыскательный художник, Владимир Васильевич Лебедев воплощал свой собственный афоризм: "Знать - это значит уметь".

Произведения, созданные Лебедевым в пору расцвета, бесспорно, принадлежат к числу важнейших достижений русского авангарда. Сегодня работы Владимира Лебедева находятся во многих музеях и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
По моему мнению он один из лучших художников и  иллюстраторов детской книги.


            @


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.