О кино
Народ кино любил. Сохранились архивные фотографии, где запечатлена колонна красноармейцев с вдохновенными лицами. А, чтобы все знали, чем они вдохновлены, над строем колыхался плакат: «Мы идём на «Чапаева».»
Лёшка Барсуков ещё был маленький и его в кино не водили. Но тут как-то папа крупно повздорил с мамой. Чтобы отвлечься и развеяться, он решил совершить прогулку. На прогулку папа прихватил с собой Лёшку. В пивном ларьке на Большом он взял кружку пива, а Лёшке купил кулёк ирисок, после чего вопросил: «А не сходить ли нам, сынуля, в кино?»
«Сходить, сходить!», -- радостно запрыгал Лёшка. Уже все его коридорные приятели побывали в кино и только он один был тёмным в этом вопросе. В «Молнии» билетов на очередной сеанс уже не было, и они пошли дольше, до «Эдисона». Та показывали фильм «Истребители».
Лёшка пялился на экран, но там ничего интересного не происходило. Мельтешили какие-то парни и девушки , перемещались военные. Они чего-то говорили, но Лёшка их не понимал. Один раз пролетели самолёты. Потом дядя запел песню: «Любимый горд может спать спокойно и видеть сны…», под которую Лёшка и уснул.
Хотя Ленин и отметил важность кино, новые фильмы в прокате появлялись редко. Это и понятно. Слаба ещё была советская киноиндустрия, существовало мало киностудий, фильмы снимались подолгу. Вот и крутили во всех кинотеатрах по нескольку недель одну и ту же фильму.
На фоне этих кинотеатров выгодно отличался «Люкс». Там показывали трофейные ленты про пиратов, ковбоев, мушкетёров. Народ ломился на эти фильмы. На вечерние сеансы билетов было не купить, они все разбирались еще с утра многочисленными перекупщиками и вечером продавались с рук по двойной цене. Не случайно уличная расшифровка названия кинотеатра имела следующий вид: ЛЮблю Культурно Спекульнуть». Когда же там стали показывать Тарзана, спекули стали запрашивать за билеты аж тройную цену.
Несмотря на то, что репертуар кинотеатров обновлялся редко, кинозалы не пустовали. А куда вечером податься молодому парню, да ещё и с девушкой? Только в кино. И не важно, что парень смотрел данную кинокартину уже несколько раз. Главное, что девушка рядом.
Вот и Лёшка в юности. Когда на афишных щитах «Промки», «Арса» и других кинотеатров уже которую неделю маячили «Кубанские казаки», он умудрился посмотреть этот фильм 8 раз, чем и хвастался перед приятелями. Когда же он этим похвастался перед Игорем, единственным на весь дом студентом Университета (он учился на филолога), тот ошарашил:
-- Ну и дурак.
-- Почему дурак-то?
-- Да потому, что – это всего лишь наглая, красочная агитка. Где ты подобные деревни, подобных колхозников видел?
-- Ну у нас-то, конечно, нищета. По 100-200 граммов на трудодень. Я это знаю. Но может быть на юге живут хорошо?
-- Не живут!
-- Но ведь красиво же. Природа, кони, ярмарка, музыка, песни.
Советские фильмы были добрыми, жизнерадостными, оптимистичными. Они показывали советскому человеку как нужно жить, как должно жить, т.е. чистый соцреализм. Интеллигенты костерили его , этот соцреализм, а что в нём плохого?
Конечно, советские фильмы устарели и часто кажутся наивными, но они создавались для своего времени и были в нём хороши. Хороши ли современные фильмы?
Ныне торжествует критический реализм с уклоном в чернуху. И что здесь хорошего? Чернухи и в жизни – выше крыши. Чего ж на неё и в кино пялиться, да ещё и деньги платить.
Вот народ и не пялится, вот он и не рвётся в кинотеатры. Если в 1960 году на одного жителя приходилось 20 проданных в кинотеатры билетов, то в 1993 только 2 билета. Посещаемость среднего сеанса составляла 18-20 человек. Дальше хуже. В 2007 на одного жителя пришлось 0,5 билета в год. К 1020 году этот показатель подрос до 1,5, но тут коронавирус всё подкосил.
Понятно, что популярность кино (по сравнению с советскими временами) упала не только от того, что кинодраматурги и режиссёры взяли на вооружение такой метод как критический реализм. Здесь причин много. И прежде всего – это актёры. Раньше стоило лишь Олейникову, Андрееву, Жарову появится на экране и в зале уже ажиотаж. Сколько же много было в СССР невероятно талантливых и неповторимых киноактёров! На память, на вскидку: Николай Симонов, Ростислав Плятт, Анатолий Папанов, Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Алексей Баталов, Леонид Броневой, Николай Рыбников, Олег Табаков, Олег Даль, Олег Янковский, и ещё много, много талантливых имён, всех не перечесть. Все они ушли от нас, а память о них крепка.
И наши несравненные красавицы! Вот только некоторые из них: Элина Быстрицкая, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Людмила Гурченко, Алла Ларионова, Татьяна Самойлова, Ирина Алфёрова, Ирина Скобцова, Наталья Фатеева, Анастасия Вертинская, Руфина Нифонтова и ещё много, много прекрасных актрис.
А великий Николай Черкасов, который снялся в 48 фильмах и был удостоен пяти Сталинских премий и одной Ленинской? А Любовь Орлова, звезда фильмов «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга, Волга»?
Да что там говорить! Это был не букет талантов, а целая плантация. Современное кино не то, что плантацией, но и букетом талантов похвастаться не может. Куда что делось? Создаётся впечатление, что большинство современных актёров не играют, а просто озвучивают роль. Глядя на их игру, так и хочется выкрикнуть знаменитое: «Не верю!» Правда, у актрис хорошо получаются сцены истерик, ссор и т. п.
А режиссёры? Советские режиссёры выдали на гора такие глыбы как «Иван Грозный», «Пётр Первый», «Тихий Дон», «Война и мир». Нынешним режиссёрам такое не по плечу.
Вот Сергей Урсуляк снял в 2015 году телесериал «Тихий Дон» и получилась плоская кино иллюстрация к великой книге. Только и всего. А Евгению Ткачуку (Григорий Мелехов) и Полине Чернышовой (Аксинья Астахова) до Петра Глебова и Элины Быстрицкой пилять и пилять.
Читатель может заметить: «Вот старик разворчался.» Нет, граждане, это не стариковское брюзжание. Достаточно провести простое сравнение и истина не лицо.
В 1949 году на «Ленфильме» по повести Э Казакевича был снят бравший за душу фильм «Звезда» с участием Николая Крючкова и Василия Меркурьева. Фильм демонстрировался давно, на в зрительной память до сих пор живёт отрешённое лицо Кати Симаковой, безнадёжно бросающий в эфир: « Заезда, Звезда. Я -- Земля. Отвечайте… Звезда, Звезда…»
В 2002 году режиссёр Николай Лебедев снял новую интерпретацию фильма 1949 года. Получился блескуче-трескучий боевичок под Голливуд с взрывами, фейерверком, трюками и эффектами. Барсукову фильм не понравился и многие от фильма были не в восторге. Но! Государственная премия в 2003 году, несколько Гран-при на международных кинофестивалях, симпатии молодёжи.
Следует отметить, что, несмотря не недостатки , новый вариант «Звезды» -- это ещё не худший вариант. Худший вариант – это живописать новых хозяев жизни. Понятно, что за полвека вкусы изменились, но выводить в герои фильмов бандитов, олигархов и их любовниц – это перебор в любом случае.
Советское кино воспитывало в гражданах такие чувства как гражданственность, патриотизм, предлагая фильмы о русских полководцах, флотоводцах, например «Александр Невский». Даже пацан Лёшка, просмотрев перед войной этот фильм, усёк, что немцы плохие, злые люди и с ними нужно бороться. Также демонстрировались военные ленты, например «Живые и мёртвые». Современное же кино этим не занимается, а если и показывает фильмы про военных, то все они там какие-то обалдуи и подражать им не хочется.
Вообще-то в современном кино не ток всё невзрачно. Многим нравятся фильмы Виктории Гай Германики, хотя учителя её «Школу», из-за отсутствия позитива, встретили в штыки. Замечена резкая режиссура Алексея Балабанова. Его «Брат» и «Брат-2» вызывают противоречивые чувства. Отмечают, что режиссёр «со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекает из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения». Анна Меликян удивила всех свое «Звездой», трагикомедией о нашей жизни.
Всё это так. Но всё это погоды не делает.
Видать по всему, кино перестало быть важнейшим видом искусства. Это дураки-коммунисты пытались с помощью кино воспитывать народ. А народ нужно не воспитывать, а дрючить. И налогами его, налогами, чтобы не толстел. Избыточный вес очень вреден для здоровья.
А какое же из искусств стало сейчас важнейшим? Конечно, ответ на этот вопрос одного из приятелей Барсукова: «Важнейшим искусством в наше время является искусство казнокрадства, которое следует совершенствовать, а то уже 20 губернаторов посадили за воровство, не говоря уже о прочей шелупони. Куда это годится?», довольно легкомыслен и к делу не относится. Хотя в нем, что-то есть. А какой ответ будет не легкомысленным? Наверное такой, что никакое искусство власти не нужно.
Вот такой любительский анализ состояния нашего киноискусства провел Барсуков. А кто такой Барсуков? Он, что – заслуженный режиссёр, учёный киновед? Вовсе нет. Барсуков -- рядовой зрители. Так ему ли критику наводить? Ну, что здесь сказать? Может быть так: « Фильмы снимают не для киноведов, а для простых зрителей, так почему бы рядовому зрителю Барсукову не высказать своё мнение о современном кино?»
О КИНО
КИНО В ДЕРЕВНЕ
Ах! Кинопередвижка!
Единственная радость.
Динамо парни крутят, меняясь на ходу.
Забыты все делишки
Деревня собиралась,
Чтоб посмотреть Орлову, киношную звезду.
Не важно, что нет звука.
И так ухе понятно,
Что негритёнок в ласке, а немцу не спастись.
А Мери на досуге
Крутить любовь приятно.
И женщины вздыхают: «Вот это бабы жисть!»
ЖИВУТ МГНОВНИЯ
Сильный сценарий к тому же артист – талант.
Таня Лиознова – мастер большой.
И поучился не фильм, а сплошной бриллиант.
Сделанный с блеском и с доброй душой.
Всех покорил элегантный фашистский тип.
Внешностью, речью, большим умом.
В сети его даже опытный Мюллер влип.,
Горько об этом жалея потом.
Дамы любуются смелым его лицом
И повторяют от мужа тайком:
«Лучше семнадцать мгновение со Штирлицем
Чем целый век со своим тюфяком.»
Время безжалостно ниточки-жиги рвёт.
Нет Вячеслава и спит Броневой.
Но на экранах победно звенит, цветёт
Каждый момент. И Исаев живой..
Свидетельство о публикации №120072005745