Сенсорные эталоны

Земля по своим качествам везде разная. Где-то даже непригодная для земледелия, или требующая неимоверных усилий, чтобы на такой земле стало возможным выращивание сельскохозяйственных растений. Сравнивая качество почвы на планете, почвоведы приняли тамбовский чернозём за эталон земли. Плодородная перегнойная тамбовская почва оказалась лучшей по своим качествам, почти идеальной. Теперь стало возможным сравнение эталона с другими почвами – насколько те уступают эталону по качеству.

Специалисты по дошкольному воспитанию создали свои эталоны, по которым бы ребёнок мог постигать окружающий мир. Первоначально ребёнок знакомится с окружающим миром через сенсорные системы зрительных, слуховых, тактильных анализаторов (рецепторов), то есть через внешние органы чувств: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Ребёнок получает первый опыт систематизации предметов и явлений через сенсорные эталоны (образцы внешних свойств предмета).

Мяч и яблоко – формы шара, коробка и дом – формы куба. Эталоны формы - система геометрических форм (шар, куб, конус) и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Зная эти эталоны, ребёнок легко сравнивает знакомые и незнакомые предметы по форме, находя в них сходство и различие.

Мяч и ель зелёного цвета, яблоко и пальто – красного цвета. Эталоны цвета – хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – цвета радуги) и ахроматические цвета – белый, серый, чёрный. Зная эти эталоны, ребёнок легко сравнивает знакомые и незнакомые предметы по цвету, находя в них сходство и различие.
И т.д.

Опираясь на сенсорные эталоны (плод общественного опыта), ребёнок осваивает мир: соотносит (примеряет, сравнивает) новое неизвестное с эталонными системами. Через эталонные системы классификация, анализ и синтез упорядочивают мир предметов, систематизируют, помогают увидеть не фрагментарную, а целостную картину мира. Через эту систематизацию ребёнок начинает понимать, что мир – это не хаос, не склад разрозненных предметов и явлений.

Идеально развивает сенсомоторику (взаимокоординацию сенсорных и моторных компонентов деятельности) изодеятельность.


Рецензии