Сенсорные эталоны
Специалисты по дошкольному воспитанию создали свои эталоны, по которым бы ребёнок мог постигать окружающий мир. Первоначально ребёнок знакомится с окружающим миром через сенсорные системы зрительных, слуховых, тактильных анализаторов (рецепторов), то есть через внешние органы чувств: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Ребёнок получает первый опыт систематизации предметов и явлений через сенсорные эталоны (образцы внешних свойств предмета).
Мяч и яблоко – формы шара, коробка и дом – формы куба. Эталоны формы - система геометрических форм (шар, куб, конус) и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Зная эти эталоны, ребёнок легко сравнивает знакомые и незнакомые предметы по форме, находя в них сходство и различие.
Мяч и ель зелёного цвета, яблоко и пальто – красного цвета. Эталоны цвета – хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый – цвета радуги) и ахроматические цвета – белый, серый, чёрный. Зная эти эталоны, ребёнок легко сравнивает знакомые и незнакомые предметы по цвету, находя в них сходство и различие.
И т.д.
Опираясь на сенсорные эталоны (плод общественного опыта), ребёнок осваивает мир: соотносит (примеряет, сравнивает) новое неизвестное с эталонными системами. Через эталонные системы классификация, анализ и синтез упорядочивают мир предметов, систематизируют, помогают увидеть не фрагментарную, а целостную картину мира. Через эту систематизацию ребёнок начинает понимать, что мир – это не хаос, не склад разрозненных предметов и явлений.
Идеально развивает сенсомоторику (взаимокоординацию сенсорных и моторных компонентов деятельности) изодеятельность.
Свидетельство о публикации №120071904244