Сенсорный опыт

- Фу! – кричит мама и бросается к ребёнку. Машинка отобрана, ребёнок наказан. Не затем родители покупают такие дорогие игрушки, чтобы сын ломал, разгрызал и разбирал их. Мама огорчена, сын огорчён. И невдомёк маме, что ничего страшного не произошло. Ребёнку год. Облизать, повертеть, пощупать, бросить на пол, разобрать – только так может ребёнок удовлетворить естественные потребности в познании окружающего мира.

Окружающий мир – это мир природы, мир явлений, мир предметов и мир человека. Первоначально ребёнку доступен лишь мир предметов, и не просто предметов, а предметов ближайшего круга – те, которые можно подержать в руках, повертеть, облизать, которые он видит каждый день и они всегда под рукой. Почему только мир предметов? Потому что получить первые представления о мире ребёнок может пока только через инструменты познания, которые ему уже доступны. Инструменты эти – органы чувств: сенсорные системы зрительных, слуховых, тактильных анализаторов (рецепторов).

В этом возрасте актуальна как никогда формула познания мира: «глазами вижу, ушами слышу, носом нюхаю, языком пробую на вкус…». Только через такой опыт идёт накопление представлений о разнообразии свойств предметов. Например, если бросить на пол мяч – мяч звонко отскочит (и ничего с ним не сделается); если бросить на пол машинку – машинка может деформироваться и даже сломаться. Если бросить в воду мяч – он не утонет; если бросить в воду машинку – она пойдёт ко дну. Если чайник не трогали с вечера, то утром его можно смело брать в руки. Но если прикоснуться к чайнику, который только что закипел, пальчики можно обжечь.

Именно через зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребёнок получает первые представления об окружающем мире. Познание окружающего мира вначале происходит через накопление представлений о разнообразии свойств предметов, а затем через усвоение разнообразных свойств и отношений предметов и явлений.

Идеально развивает сенсомоторику (взаимокоординацию сенсорных и моторных компонентов деятельности) изодеятельность.


***
Развиваем моторику руки
Мои книги по подготовке руки к письму для дошкольников:

Аннотация к книгам:

Пропись содержит цветные страницы с развивающими графическими заданиями: это элементы для обведения, дорисовывания, рисования и раскрашивания, способствующие развитию графических навыков, логического мышления, памяти, внимания, координации движений. Развивается и совершенствуется мелкая моторика руки ребенка, что является несомненным залогом будущей успешной учёбы.


Добуквенные прописи. Машины, самолеты, корабли (Рисуем по клеточкам.)
https://www.labirint.ru/books/967342/

Добуквенные прописи. Мышки, птички, лягушки (Рисуем по клеточкам.)
https://www.labirint.ru/books/967343/

Добуквенные прописи. Листочки, елочки, грибочки
https://www.labirint.ru/books/967341/

Добуквенные прописи. Цветочки, пчелки, бабочки
https://www.labirint.ru/books/967344/


Рецензии