Переплетения. Петрарка, Мартини и другие

   В своих художественных ориентирах Петрарка был твёрдо привязан к классической
перспективе в литературе и искусстве; он не выглядит особо интересующимся
явлениями современной ему художественной жизни, особо в них не углубляется;
не проявляет особого любопытства к тенденциям в тогдашней живописи.
  Даже если он так или иначе затрагивает эти тему в трактатах "О средствах про-
тив превратностей судьбы"  и "О монашеском досуге", его размышления базируются
на моральных суждениях   "auctoritatas": Цицерона, Плиния, Святого Августина и
Отцов церкви и потому часто повторяют "общие места"; им не хватает оригинальнос-
ти.
   Примером такой отдалённости от развития современного ему искусства служит
письмо поэта к другу Гвидо Сетте, где даётся негативная оценка скульпторам того
времени, Арнольфо ди Камбио и Тино Kамайано:
"...Я познакомился с некоторыми менее известными скульпторами, - этот жанр в
нашу эпоху пребывает в упадке. ...Их творения показались мне очень далёкими и не-
похожими на классические произведения." ("О домашних вещах").
   Но  для понимания отношения Петрарки к искусству и его связи с литературой
фундаментальной является его дружба с сиенским мастером Симоне Мартини и исключи-
тельная тонкая чувствительность по отношению к миниатюре.
   Именно Мартини поэт заказал портрет Лауры(к сожалению, утраченный позже).
Семьдесят Седьмой и Семьдесят восьмой Сонеты посвящёны именно этому событию:

     "Меж созданных великим Поликлетом
      и гениями всех минувших лет -
      меж лиц прекрасных не было и нет
      сравнимых с ним, стократно мной воспетым.

      Но мой Симоне был в раю - он светом
      иных небес подвигнут и согрет,
      иной страны, где ты пришла на свет,
      чей образ обессмертил он портретом.

      Нам этот лик прекрасный говорит,
      что на Земле - небес она жилица,
      тех лучших мест, где плотью дух не скрыт.

      И что такой портрет не мог родиться,
      когда художник с низменных орбит
      сошёл сюда - на смертных жён дивиться."
         Ф.Петрарка, 77 Сонет
         пер. В.Левика

  В них проявляется некоторая общепринятость или запоздалость суждений поэта
о предназначении искусства; за живописью признаётся способность перевести в
зрительную реальность то, что по определению сокрыто от чувственного знания,
будучи согласно неоплатонической концепции "копией вечных архетипов; способная
в определённом смысле вернуть к жизни персонажей прошлого, позволить проживать
эту жизнь перед глазами зрителей."

   Сиенский художник, который так же, как и Петрарка, был частым гостем Папского
двора в Авиньоне, получил от поэта заказ на выполнение первого листа Кодекса
латинских классических авторов, выбранных Петраркой, который включает в себя
"Энеиду", "Буколики", "Георгики" Вергилия, сопровождённые комментариями Сервия;
 а также тексты Стацио, Орацио и Элио Донато. Сборник был составлен в 1325 году
и сейчас Кодекс хранится в Амброзианской Библиотеке.
   Этот том Петрарка всегда имел при себе, записывая на полях комментарии, на-
блюдения, даты и наиболее значимые события своей жизни, среди них и полная боли
запись о смерти Лауры.

   Красивая миниатюра Симоне Мартини - маленький манифест "интернациональной
готики", главного направления живописи того времени.
Она представляет аллегорию творчества Вергилия, придуманную самим Петраркой:
Вергилий, коронованный лавровым венком, под последним из трёх деревьев( симво-
лов трёх шедевров Вергилия); комментатор Сервио напротив обращён к воину
Энею перед которым распахивает занавес, открывая фигуру поэта.
  В нижней части листа представлены крестьянин (символ "Георгики") и пастух
(символ "Буколики").
   Высочайшее качество исполнения миниатюры видны в исполнении поз персонажей,
натурализма луга, можно даже разглядеть молоко только что подоенной козы.
   Все эти детали являются прелюдией к более изысканным портретам придворной
готики.

 По материалам Instituto Italiano Edizione ATLAS

            


Рецензии
Спасибо за исторический экскурс! Очень интересно и познавательно!

С уважением, Островок

Сонетный Островок   18.07.2020 09:14     Заявить о нарушении
Спасибо большое за добрый отклик!
С уважением.

София Ладзарус   18.07.2020 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →