Троицкий мост

Давняя картина: волны плещут глухо,
Шпиль в закатной хмари светится лучом.
В честь Отца и Сына и Святого Духа
Волей Государя мост был наречён.

Разное случалось: от побед до смуты,
Мир гудел пожаром в сумраке пустом.
Двести лет промчалось, словно две минуты,
Над любимым старым Троицким мостом.

Не разбили войны, не сломали годы,
Под туманной тогой веку вопреки
Холодно–спокойны протекают воды
Величаво–строгой царственной реки.

И звучит былиной для людского слуха
То, как в дальней дали, в камень облачён,
В честь Отца и Сына и Святого Духа
Волей Государя мост был наречён.
 _______________
 * Иллюстрация:
    фото–картина "Троицкий мост",
    автор Сергей Аксёнов.

Троицкий мост – разводной мост через Неву, соединяющий между собой Петроградский и 1–й Адмиралтейский острова. Находившийся с 1803 года на этом месте плашкоутный мост (основу которого составлял ряд плавучих опор – плашкоутов) в 1804 году получил название Петербургский мост. В 1827 году после кардинальной перестройки мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). При сооружении каменных береговых устоев нового моста использовались гранитные блоки, снятые с каналов, окружавших Михайловский замок. Мост был богато декорирован. Порталы, перильное ограждение, фонарные столбы были чугунные художественного литья. Фонарные столбы были сделаны в виде пучков пик, средние из которых были увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски были пирамидальные, украшены накладными деталями — овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Отдельные декоративные чугунные и медные элементы были покрыты сусальным золотом.

Мост эксплуатировался на протяжении 70 лет до начала строительства постоянного моста. Когда настало время реконструкции, береговые устои с гранитной облицовкой были разобраны, а чугунные фонарные столбы и перила как элементы высокохудожественного литья установили на вновь сооружённой набережной против Петропавловской крепости.

Новый постоянный мост в память 25–летия бракосочетания в Бозе почившего Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны был заложен 12 августа 1897 года, на торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Визит французского президента носил ответный характер: в октябре 1896 года Николай II присутствовал при закладке моста Александра III в Париже.

Торжественное открытие моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов Императорской фамилии. В программе мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Кроме того, состоялся первый торжественный развод моста: Государь, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста. После этого Вдовствующая Иператрица Мария Фёдоровна серебряными ножницами разрезала ленту из русских национальных цветов, затем Императрица Александра Фёдоровна разрезала другую ленту, и вход на мост был открыт. По окончании этой процедуры Царская чета, в предшествии духовенства со святой водой, вступили на мост. На той стороне процессию ждал украшенный павильон с бюстом Императора Александра III. Здесь городской голова Санкт–Петербурга преподнес Государю и Государыне золотые юбилейные медали в память освящения Троицкого моста и альбом с фотографическими изображениями работ по его постройке.

7 мая 1903 года по мосту началось движение городского транспорта: экипажей и вагонов конно-железной дороги. В декабре 1908 года по мосту началось движение трамваев (взамен конки).


Рецензии
Красивый!

Николь 77   05.12.2020 15:01     Заявить о нарушении