Творчество - одиночество

 Быть одному, это хорошо или плохо? Попытаюсь ответить сам себе на этот вопрос. Наверное, я всегда был одинок, подтверждение тому: самое скрываемое в своей жизни я вынес в интернет, можно сказать для своих близких и остальных, кому это может быть интересно, только недавно, а рассказать то, что тяготило меня всю жизнь, было некому, даже родителям, которыми я дорожил при жизни и памятью о них и после. Как художник, всегда искал уединения, даже имея семью и, растя детей. Брал этюдник после работы, если это было не в ущерб близким, и уходил на окраину города, чтобы никто из любопытных, даже не подходил, и писал этюды, и это было потребностью души. Этюдов скопилось так много, что, ныне, сижу их дописываю, боясь, что после моего ухода, то, чем я дорожил, будет выброшено на мусор. Создать что-то значительное не стремился, так как на первом месте была семья, да и тяга общества к искусству значительно утеряна из-за компьютерного прогресса, как говорят скульптора: необходим социальный запрос!  Людям мозги так “заплели”, что они остались дезориентированы в изобразительном искусстве. Любой фотограф ставит свою подпись под снимком, ложно выдавая это за творчество. Замечаю последнее время, если выносят в интернет репродукцию картины какого-то художника, то не утруждают себя подписать его имя. Лет 15 назад один из фотохудожников судился с художником, потому что тот написал картину в Иерусалиме с того же места, где фотограф щелкал.
  Я выходил с эскизами оформительских работ на худсовет, другой раз по три раза, и, если они не проходили с первого раза, это было в редких случаях из-за предвзятости, в основном, мысль и оригинальность должны понравиться худ. совету.
  Члены Союза Художников СССР- это была элита того общества, что кануло в вечность, предназначение которой было -идеологическое обслуживание парт. аппарата, и оригинальность картины могла напугать, как заказчика, так и представителей власти, поэтому за основу бралась классика советского периода, и это условно называлось творчеством и оценивалось по высшей категории, но технически это должно было исполнено профессионально на высоком уровне. Но на выставкомы художники старались приносить работы творческого характера. Однажды один из членов СХ принес на выставку громадные холсты в характере “соц. реализма”, явно намереваясь в дальнейшем реализовать по заказам, так выставком возмутился, а автор побежал жаловаться в Обком партии и, по-моему, партия отстояла обиженного, так как работы экспонировались на выставке.
  Завтра в шабат моя семья отметит день рождения старшего внука Гилада, это будит очень радостное событие, я приглашен лично именинником. А на следующий день опять погружаюсь в одиночество, и мне хочется отметить, что эта привилегия не каждому дана. Пару часов назад разговаривал с братом, так он настолько увяз в бытовых заботах, что у него нет времени на чтение, имея недвижимость, кто-то должен ее обслуживать? Честно говоря, и у меня полно работы, но я за нее возьмусь, когда “петух клюнет”, так как мой внутренний голос солидарен со мной, а не с петушком. Творчество- это то, что, в первую очередь, должно радовать твою душу. К натуре надо относиться так, как будто ты ее видишь в последний раз, так объясняют студентам в процессе учебы, и на самом деле, дописывая этюды, сейчас понимаешь, что в те места, где когда-то сливался в единстве с красотой природы, уж больше никогда не вернешься.
 Вчера состоялись совмещенные дни рождения сына и внука, невестка, обращаясь ко мне заявляет радостно, как хорошо всей семьей собираться вместе, я согласился, но сказал: “Не каждый день!” Смеясь, с этим согласились все, поэтому в Израиле “старики” от молодых живут отдельно, даже Гилька с подругой (у них по всей видимости серьезные отношения) пошли на съемную квартиру. Сказать, что не хочется пообщаться с людьми, это будет неправда. Сегодня 5.7.2020, встретились с приятелями по Цфату, пообедали, помянули Мирьям добрым словом, это, можно сказать, была приятная встреча.
   Самое ужасное впадать в депрессию, обычно это происходит, когда нарушается ритм ежедневного процесса, как сегодня- надо было пойти в город что-то подкупить. Пришел, отдохнул, пообедал, просмотрел очередной фильм сериала “Тегеран” и день подошел к финалу, а если это становится ежедневным процессом, то вернуть себе душевное спокойствие, удовлетворение канувшим днем все сложнее. Это напоминает желание похудеть: ты знаешь, что надо себя ограничить в питании, но это переносится на следующий день и так ежедневно. А если ты не один, как я сейчас, так это сложней, или почти невозможно. Поэтому в семье “творца”, всегда есть неразрешимые проблемы, часто воспитание детей уходит на второй план, за что в прошедшей жизни себя винить мне не в чем.
        Так как художники любят уединяться, а в стране нашего исхода когда-то люди были объяты духом шпиономании и от своих товарищей я слышал много невероятных приключений в связи с этим. Да и у меня произошел курьез, как-то устроился на ночлег на пляже в Планерском в Лягушачьей бухте под инструкцией, которую когда-то сам исполнял на металлическом щите. Сплю на надувном матрасе, среди ночи будят пограничники: “Паспорт есть?”-“Да, конечно!” с радостью отвечаю я. Отдаю документ, они забирают и предлагают завтра прийти за ним на заставу, прихожу утром, а там в ожидании паспортов человек 30 таких же, как я, весь световой день прождали пока вернули паспорта, и среди нас ни одного лазутчика, как назло, офицеры- пограничники хотя бы посмотрели фильмы про шпионов и по ним подучись бы их ловить.  Пошел дальше и ночевал в бухтах Кара-Дага, где турист менее досягаем для стражей, но и там, когда спал в гроте большой Сердоликовой бухты, концентрировался звук двигателя подводной лодки, просыпался, и казалось, что меня по-прежнему преследуют
  Это был 1974 год, у меня родился сын, и жена отпустила меня отдохнуть, порисовать, но тогда я еще не умел использовать свободу и одиночество во благо творчества, и ничего не нарисовав толкового, я с радостью вернулся в свою семью.
  Мне было лет 12, когда я увидел впервые маску для подводного плавания, это было не далеко от Алушты в поселке Малореченка, куда нас, троих детей родители в свой отпуск возили лечить от соплей.
    Парень лет под 30 с девушкой путешествовал вдоль побережья, имея при себе маску для плавания и копье-пику, он заходил в воду на 20 минут и, когда выходил, на копье его красовался громадный лобан или кефаль, с которых текла кровь. На берегу его ждала очередь из 2-3 человек, рыба и рапаны, которых было полно у берега и, которых можно было наблюдать с пирса, раскупались моментально. Лет через 10 я сам путешествовал вдоль побережья с маской, но рыба, к моему удивлению, исчезла.
  Почему я начал повествование именно с этого эпизода, объясню в продолжении: очевидно, в этот же период, художники Лейн и Столяренко, известные в Украине в своей среде, отправились из г. Феодосия за город пописать этюды, на развалины древней крепости у моря, которая находилась под охраной какого-то спящего дедули. Поработав с натурой, решили перед уходом искупаться, один плавал в маске с трубкой, другой без. Здесь проснулся дедушка, мало того, что он увидел подводника в маске впервые в жизни, но его в не меньшей степени озадачили плоские ящики с ножками –этюдники, которые он также никогда не видел. Дед спросил у купающихся, кто они такие, на что получил ответ, что эти незнакомцы -разведчики, приплывшие из Турции, тот, что в маске старший-резидент, а без- помощник. Дедушка исчез, через некоторое время приехала на машине милиция, забрали “шпионов” в отделение, разобрались и отпустили. Художники были очень рады, что не пришлось переть пешком по жаре домой на большое расстояние.
  Студенты худ. училища рисовали, делали наброски на рынке, когда захотелось поесть, расставили этюдник, получился приличный столик на нескольких, проходит алкаш:” Ты посмотри, какой удобный столик, надо и себе такой сварганить!”
  Здесь, в Израиле, эти звонки в полицию имеют веские основания. Как-то взял с собой в лес товарища-художника на этюды, оставил машину “Субару” на опушке, а мимо проходил ортодоксальный еврей с детьми, естественно, что мы с этюдниками показались ему подозрительными и он, очевидно, позвонил в полицию. Мы поработали и вернулись через 2часа, здесь подъехала полиция, расспросили и уехали, они меня знали в лицо- г.Цфат небольшой.
  У художников, как и в других профессиях, есть свои своеобразные приколы. Жена одного известного, заслуженного художника, зная любовные похождения в студенческие годы своего мужа, а также двух других таких же равных по статусу художников, в разные годы дружившими с одной и той же натурщицей и, имея на руках из семейных архивов, давно затерянное письмо этой женщины к ее мужу, решила разыграть всех троих. Она написала подчерком той женщины и разослала всем троим письма, назначив свидание каждому из них в Ялте, в парке в одно и то же время. У одного из них нога была поломана и в гипсе, что не помешало ему ускользнуть из семьи и поехать на троллейбусе на свидание, другой, находясь с двумя маленькими детьми, так как жена его была в отъезде, был вынужден нанять сиделку для детей, последовал той же дорогой. А третий, муж анонимщицы, был в прекрасной как в физической, так и в творческой форме и был уверен, что любовь может только окрылить его славу. Друзья оказались в нужное время в нужном месте и те, которые наблюдали, и те, кому назначили свидание. Дон Жуаны, когда стали замечать друг друга, стали нарезать круги, что бы знакомые не стали свидетелями столь радостной встречи. Как это все закончилось? Ну, как заканчивается среди друзей розыгрыш.


Рецензии